«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Кумаш уулу Ынаш
Биографии манасчы расположены хронологически, а их истории дополнены стихами, написанными манасчы Рысбаем Исаковым. Нурбек Талантбеков отметил, что манасчы, или искусство сказительства, представляет собой не только развлечение, но и важную культурную традицию.
Вопрос о количестве манасчы, известных на сегодняшний день, и тех, чьи имена затеряны в истории, остается открытым. Общественность до сих пор не может точно ответить на вопрос о том, сколько манасчы существует в настоящее время.
По словам автора, его цель — донести до народа имена манасчы. Он также отметил, что список будет обновляться в следующих изданиях.
В рамках рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы освещаем жизнь и творчество каждого из 150 манасчы.
Кумаш уулу Ынаш (1896–1971)
Родился Ынаш в селе Арал, где также и ушел из жизни. Он принадлежал к роду Тогунай племени Саруу.
По рассказам его земляков, Ынаш глубоко знал эпосы «Манас» и «Семетей». Однако, к сожалению, его версия эпоса не была записана. Свое первое знакомство с «Манасом» он описывал следующим образом:
«В детстве у нас было около 10-15 овец, которых мы пасли. Утром и вечером мы доили их, а молоко использовали в пищу. Мой старший брат Тургунбек занимался овцами, а я пас ягнят. Однажды, когда мне было тринадцать-четырнадцать лет, я заснул, пас ягнят в Кара-Момо, и мне приснился необычный сон.
Я услышал гремящий звук, как будто земля сотрясалась от копыт лошадей. Проснувшись, я увидел, как тысячи всадников мчались по равнине. Позади них погонщики настигали тех, кто не успевал ускользнуть. Один из всадников отделился и направился ко мне. Я был в ужасе и не мог сдвинуться. Он подошел ко мне, поздоровался, и я не смог ответить. Он сказал: «Ты молодец! У меня есть немного чалапа, но я не могу утолить жажду. Лучше выпей его ты, а я запрошу воду для наших товарищей». Я увидел, что в чане осталось немного чалапа и, испив его, удивился, так как никогда не пробовал ничего подобного.
После этого я наполнил чан водой и отдал ему. Он, поблагодарив, попросил: «Отдай одного из своих ягнят. Вечереет, и мы с этими воинами собираемся поужинать». Я, не понимая почему, согласился, и он взял большого коричневого ягненка. Из своей сумки он достал что-то, что напоминало угощение, и сказал: «Это то, что мы едим в походах». Когда я собирался это съесть, он добавил: «Я Төлөк, один из воинов Манаса. Ты щедрый человек. Желаю тебе, чтобы твоя жизнь была полной, и чтобы ты никогда не испытывал нужды. Воспевай нас, рассказывай о наших подвигах. Пусть мы всегда будем защищать тебя, а ты — нас. Оомийин!». И с этими словами он исчез.
Я вдруг проснулся и увидел, что ягнята собрались рядом. Я чувствовал, как у меня текла слюна, а сердце колотилось, будто что-то вырывалось из груди. Я был так взволнован, что не мог устоять на ногах.
Когда я вернулся домой, мне было тяжело, как будто я не мог дышать. Мой младший брат Жакып снова попросил меня спеть «Гүлгаакы». Но когда я открыл рот, из меня самопроизвольно полился эпос «Манас». Исполнив его, я упал в обморок. Мои родители, обливая меня водой, привели меня в чувство, и я рассказал им о своем сне. Отец спросил, какого ягненка я отдал воину. Я указал на самого большого коричневого ягненка. Отец принес его в жертву, собрал соседей и устроил обряд. Когда все собрались, я рассказал им о своем сне и произошедшем».
Некоторое время спустя его отец Эркебай привел его к манасчы, где он обучался искусству сказительства вместе с Үсөнбай уулу Алымкулом и Сыдык уулу Ысмайылом. В своих воспоминаниях Ынаш упоминает: «Когда я начал учиться, Алымкул тоже обучался сказительству. Он исполнял гораздо лучше меня. Когда мы оба рассказывали одну и ту же историю, его выступления были более выразительными. Позже к нам присоединился Сыдык уулу Ысмайыл, который исполнял «Семетей». В 1930-х годах Алымкул прекратил заниматься сказительством и сосредоточился на поэзии».
Также Ынаш рассказывал, что в 1920-х годах он, вместе со своим учителем Эркебаем, путешествовал по казахским землям, таким как Олуя-Ата, Байкадам, Моюнкум и Мерке, участвуя в различных праздниках и собраниях. Эркебай, известный мастер слова и манасчы, заслужил уважение казахов за свое мастерство. Однако в 1929 году его арестовали, а в 1930 году он был расстрелян.
Кроме того, Ынаш проявлял талант в рассказах и анекдотах, которые он мог рассказывать с таким мастерством, что они казались смешными и увлекательными. Некоторые из народных сказок, которые он повествовал, были записаны.
Рысбай Исаков в своей книге «Манасчылар» так вспоминает Ынаша:
Таластын Арал айылы,
Таланттын болгон байыры.
Ар бир үй – ырдын Мекени,
Ар бири – элдин шайыры.
Кунаштын уулу Ымаштын,
Куп ушул жерде тамыры.
Эркебай болгон устаты,
Элине тийген жарыгы.
Каймактуу сөзгө чаңкоосун,
Кадимки Ырчы-Булактан,
Кандырса керек калыбы.
Кабылан Манас деп жүрүп,
Калкына сиңген кадыры.
Асанкан сындуу шакирти,
Ар дайым айтып калтырбай,
Андыктан жетти дайыны.
Читайте также:
