«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Мамбета Чокмор уулу
В книге представлена хронологическая таблица манасчы, а стихи, дополняющие их истории, были написаны манасчы Рысбаем Исаковым. Как отмечает Нурбек Талантбеков, сказительство — это не просто искусство, а важная культурная традиция, которая выходит за рамки развлечения.
Сколько имен манасчы сохранилось для будущих поколений, и какие остались неизвестными? Общественность до сих пор не имеет точного представления о количестве существующих манасчы.
По словам автора, главная задача — донести имена всех манасчы до народа. В будущих изданиях список будет расширяться.
В рамках рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.
Чокмор уулу Мамбет (1896–1973)
Мамбет Чокмор уулу появился на свет на высокогорном пастбище Арчалуу, расположенном в Тонском районе, и принадлежит к роду кыдык племени Бугу. Его связь с эпосом «Манас» полна удивительных событий и легенд, передающихся из уст в уста.
Одной из таких легенд является случай, когда маленький Мамбет, будучи всего четырёхлетним, исчез на целых четыре дня. Местные жители нашли его только в районе мазара Тастар-Ата, но сам Мамбет так и не смог объяснить, что произошло.
В возрасте около пятнадцати лет он вновь оказался в Тастар-Ата, что стало важным поворотным моментом в его судьбе. Сидя на корове, он встретил огромный отряд с знаменами. Один из воинов подошёл к нему и, спросив, узнал ли он их, получил ответ, что нет. После этого другой воин сообщил, что это отряд Манаса, и сказал Мамбет, что когда ему исполнится двадцать лет, он будет рассказывать историю о Манасе, после чего поставил на его груди свою печать.
По достижении двадцатилетия Мамбет начал свои странствия по бескрайним землям, исполняя эпос «Манас». Люди, встречая его, теряли сознание от восторга и волнения. Однако из-за этих переживаний его здоровье пошатнулось, и он частично парализовался. Его дядя, манасчы Эшимбек уулу Деңизбай, помог ему вернуться к народу, где Мамбет вновь начал исполнять «Манас», что способствовало его выздоровлению. Так дядя указал ему путь сказителя.
С 1963 по 1971 год сотрудники сектора «Манаса» Кыргызской академии наук, такие как Э. Абдылдаев, С. Бегалиев, К. Кырбашев, С. Алиев и Р. Сарыпбеков, записали от Мамбета Чокмор уулу фрагменты трёх частей эпоса «Манас». На данный момент в архиве рукописей хранится 397 557 строк его вариантов (из них 302 608 строк из «Манас», 71 609 из «Семетей» и 23 340 из «Сейтек»).
Сам Мамбет подчеркивал, что никогда не учился у других манасчы, не копировал их стиль и не запоминал тексты, а всё исполнял по вдохновению. Местные жители Тона вспоминали, что Саякбай Карала уулу как-то сказал: «Я не буду исполнять «Манас» в присутствии Мамбета».
Хотя «Манас» Мамбета Чокмор уулу имеет общие элементы с другими версиями эпоса, он также значительно отличается. Например, в его варианте Манас рождается не в Алтае, а в Арсланбобе; его предками являются два брата-хана, Сары Нүкүр и Кара Нүкүр; Ногой, сын Асан кайгы, представлен как великий олуя и истинный прадед Манаса; также упоминается, что Аталык уулу Көзкаман был причиной изгнания Жакыпа.
В своём произведении «Манасчылар» Рысбай Исаков посвятил Мамбету Чокмор уулу следующие строки:
Чыгарбайм жомок ойдон кеп,
Чындыгы ушул болгон кеп.
Көпчүлүк аңыз кылганды,
Көңүлгө түйүп койгон кеп.
«Көк жалдар мөөрүн Мамбеттин,
Көөнүнө басып койгон», – деп.
Көргөндөр айткан: «Андыктан
көөдөнү ырга толгон», – деп.
Манжылы барсаң айтышат,
«Мазардын ээси болгон», – деп.
Арстанбапты көп айткан:
«Абалтан бизге коргон», – деп.
Саякбай өзү баалаган:
«Сапарлаш жүргөн жоргом», – деп.
Өтөлү айтып ысымын,
Өмүрү өрнөк бойдон деп.
Читайте также:
