<b>«Манасчынын тарыхы»: </b>История манасчы Дуңкана Кочуке уулу
Биографии манасчы были собраны в хронологическом порядке, а стихи, дополняющие их истории, были написаны манасчы Рысбаем Исаковым, который занесён в Книгу рекордов Гиннесса за 124-часовое пересказ эпоса «Манас».
Нурбек Талантбеков подчеркнул, что манасчы и искусство рассказчиков — это не просто развлечение, а форма искусства, имеющая глубокие корни.
«Искусство манасчы и мир эпоса «Манас» обладают уникальными качествами, которые до сих пор остаются недостаточно исследованными. Это видно в мифах, сохранившихся в истории, и в событиях, которые мы наблюдаем. Эпос «Манас» вдохновлял героев на подвиги и борьбу за свою землю, и слова манасчы оказывали мощное воздействие. Поэтому такие личности, как Байтик, и те, кто обладал духом и силой, как Кыдыр Аке, считали своим долгом поддерживать и развивать это искусство», — отметил он.
Сколько имен манасчы осталось неизвестными, а сколько из них сохранилось для будущих поколений? Даже сейчас общество не может точно сказать, сколько манасчы существует.
Автор книги выразил надежду, что их важная миссия заключается в том, чтобы донести имена всех манасчы до народа, и планируется продолжение работы над списком в следующих изданиях.
В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.
Кочуке уулу Дуңкана (1886-1981)
Дункан родился в селе Эчки-Башы, расположенном в Нарынской области. Он принадлежал к роду Тынамсейит племени Бугу и стал известен как выдающийся сказитель эпоса «Семетей».
По имеющимся данным, он обучался у известных манасчы, таких как Тыныбек, Касымбай, Дыйканбай и Чоюке. Некоторые источники утверждают, что Дункан был выдающимся семетейчи, который сумел объединить традиции Иссык-Кульской и Тянь-Шаньской школ манасчей.
По его воспоминаниям, в семилетнем возрасте ему во сне явились Семетей, Күлчоро и Канчоро, которые передали ему духовное поручение — сказывать великий эпос. Однако три года он сопротивлялся этому призванию, пока снова не увидел Семетей во сне, который, ударив копьём, символически призвал его принять своё предназначение и начать сказывать «Семетей». Позже к нему во снах приходили Манас и Алмамбет, напоминая, что он должен рассказывать и эпос «Манас».
От Кочуке уулу Дуңкана были записаны такие эпизоды эпоса, как «Детство Манаса» и «Большой поход» («Чоң казат»).
Рысбай Исаков в своём сборнике «Манасчылар» также упоминает Дункан и оставляет о нём следующие строки:
Бабалар кеткен калтырып,
Баяндар көзгө тартылып.
Өзөктөн өнүп чыккан сөз,
Өзү эле турбайт айтылып.
Өткөрөт ырчы электен,
Өзөгү сансыз жанчылып.
Оёндор жүгүн моюндап,
Оңойбу жүрүш артынып?
Аралап акыл дүйнөсүн
Артынган баба милдетин.
Ар бирин айтып санактап,
Акылым калчап, иргесин.
Андайдын бири Дуңкана,
Атагы кантип кирбесин?
Урпактар кошпой санакка,
Унутуп коюп жүрбөсүн.
Читайте также:
	