Шифровка от Деда Мороза

Юстас – Алексу
Среди знакомых разведчиков Алексей Николаевич славится своим чувством юмора. Вот и сейчас он решил удивить журналиста прямо с порога:
– Только что получил совершенно секретную шифровку. Послушайте.
Полковник Иванов включил запись на мобильнике. На фоне музыки Микаэла Таривердиева из фильма «Семнадцать мгновений весны» глуховатый голос сообщал:
«Юстас – Алексу. Поздравляем работников разведки с наступающим Новым годом. Желаем удачных вербовок, добычи тайн и секретов вероятного противника. Изо всех сил избегайте провалов. И тогда вас ждут благодарность Центра и карьерный рост. Ваша служба и опасна, и трудна. И на[end_short_text] первый взгляд как будто не видна. Значит, мы нальём вина. Разрешаю выпить всем до дна. В этой фразе с помощью закодированного шифра вы узнаете, что новенького вам уготовило руководство в новом году. А пока одно задание: в праздничную ночь пьём по полной и не пьянеем».
Подпись: Дед Мороз Юстас.
– Пожалуй, это указание Центра выполнить будет даже труднее, чем добыть секрет «Манхэттенского проекта», – оценил шутку ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Ведь алкоголь погубил больше народа, чем атомная бомба.
– Но под бой курантов поднимут бокалы и трезвенники, и язвенники, – усмехнулся старый разведчик. – В молодости я мог пить всё, что горит. Теперь – что позволяет здоровье. В новогоднюю ночь – это шампанское брют.
– В России у дам почему-то более популярно полусладкое, – сказал обозреватель «АН». – А мужики пьют водку.
– В далёких странах сотрудники нашей разведки тоже не чураются беленькой, – раскрыл «страшный секрет» полковник Иванов. – Есть даже давняя традиция: новенький из Москвы обязательно привозит две бутылки «Столичной», две селёдки и две буханки чёрного хлеба.
– Почему всего по две? – удивился ведущий рубрики «Мир шпионажа».
– Говорят, это разведчики переняли у суеверных лётчиков, – пожал плечами ветеран российских спецслужб. – У пилотов даже тост есть за чётные цифры. Это чтобы количество взлётов всегда равнялось числу посадок. А у агентов – чтобы на шифровку обязательно приходил ответ из Центра.
Когда тошнит от крокодилов и кенгуру
Почти десять лет я допытываюсь у старого разведчика, что он пил и чем закусывал в новогоднюю ночь, когда работал за рубежом. Но Иванов только отмахивался:
– Ишь какой хитрый! По выпивке и закуске легко определить страну пребывания. А срок подписки о неразглашении гостайны у меня пока не закончился.
Но вот наконец-то начальство разрешило чуть приоткрыть завесу секретности.
– В зарубежных резидентурах всё зависит от местных условий, – пустился в воспоминания Алексей Николаевич. – Например, в Турции мы пили ракию. Закусывали «рыбой в хлебе».
– Это популярный в Стамбуле «балык-экмек»? – решил блеснуть знанием турецкой кухни журналист. – Я недавно ел свежую скумбрию, завёрнутую в горячий лаваш, в ресторанчике на нижнем ярусе Галатского моста. Вкусно, сытно и стоит всего 12 лир – это два евро.
– Только две лиры и пятьдесят курушей надо заплатить за стакан лучшего в мире напитка от похмелья – турецкого шалгама, – произнёс полковник и пояснил: – Это сок репы, капусты, приправленный острым перцем. По вкусу кисло-солёный, чем-то напоминающий наш рассол. Обычно подаётся холодным вместе с длинными ломтиками чёрной маринованной моркови – тане. Шалгам оживляет даже мертвецки пьяного янычара.
– В год Жёлтой Свиньи, говорят, нельзя в новогоднюю ночь есть блюда из свинины. Иначе хрюша обидится и не будет удачи, – поделился своими опасениями обозреватель «АН».
– Когда нельзя, но очень хочется, то можно, – лукаво улыбнулся Алексей Николаевич. – Мне пришлось долгое время работать на Ближнем Востоке. Там у мусульман и иудеев свинина под запретом. Её днём с огнём не сыщешь. Но мы умудрялись доставать.
– Как?! – воскликнул журналист.
– Благодаря хорошей агентурной работе, – лукаво улыбнулся старый разведчик и рассказал эту историю.
Почти год он работал в Израиле без отпуска. Кошерная пища уже до смерти надоела. Душа и тело просили, нет, настойчиво требовали сочного шашлыка из свинины. Как-то в порыве откровенности пожаловался на гастрономические муки резиденту. И тот пришёл на выручку молодому сотруднику.
В субботу, в Шаббат, когда жизнь у евреев замирает, отвёз Алексея в маленький приморский городок. Здесь, в ресторане бывшего одессита дяди Миши, в потайном «греческом зале» под кошерную водку на ура пошёл свиной шашлык. Перед Новым годом по тройной цене там же потом покупали отбивные из «подпольной свинины».
– А чем закусывали в жарких странах? – полюбопытствовал обозреватель «АН». – Какой экзотикой?
– В Сингапуре и в Австралии наши резиденты жаловались, что их уже тошнит от блюд из крокодилов и кенгуру, которые часто подавались там на официальных приёмах, – ответил полковник Иванов. – Мне в Юго-Восточной Азии нередко приходилось есть змей, жареных насекомых и прочую гадостьe_SLpsА в новогоднюю ночь так хотелось сибирских пельменей и солёного огурчика! Впрочем, тут выручал верный тыл разведчика – наши жёны. На праздник даже в самой далёкой стране такую русскую «поляну» накрывали, что пальчики оближешь.
Тайны «таблетки КГБ»
Как же выполнить указание Центра из шутливой шифровки: пить по полной и не пьянеть? Ведущий рубрики «Мир шпионажа» продолжал доставать расспросами ветерана российских спецслужб. Вспомнил даже о знаменитой «таблетке КГБ».
На Западе одно время много писали, что сотрудники советской разведки от опьянения принимали препарат RU‑21. Поэтому сами оставались трезвыми и могли до такой степени напоить своих собеседников, что те выбалтывали любые секреты. Чудо-средство, мол, прекращает выработку в организме фермента, превращающего алкоголь в ацетальдегид – ядовитое химическое вещество. И наутро у русских шпионов якобы не было никакого похмелья.
– Брехня! – отмахнулся полковник Иванов. – О таком препарате никогда не слышал. Но, чтобы выжить после праздника, кое-какие медикаменты мы иногда применяли.
– Какие?
– Помочь бороться с похмельем могут любые средства от отравлений, – начал рассказывать Алексей Николаевич. – В аптеках их десятки. Начиная с простейшего активированного угля и заканчивая современными препаратами, такими как полисорб и энтеросгель. Лично мне помогает янтарная кислота.
– Как утверждают иностранные эксперты, так называемые «таблетки КГБ» – лошадиные дозы витаминов, – решил блеснуть познаниями в секретной фармакологии ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Слышал, что такие препараты были редкими и весьма дорогими. Поэтому и давали их далеко не всем агентам.
– Я никогда не пользовался «таблетками КГБ», – сказал ветеран. – Избегал и другой группы лекарств – амфетаминов.Это препараты возбуждающего действия. Суть в том, что они резко стимулируют психическую деятельность и действительно способны как бы «перебить» состояние опьянения. Правда, потом наступает «ломка». На мой взгляд, заменять алкоголь искусственной наркотой – себя не жалеть.
По словам полковника Иванова, правильно пить спиртное для сотрудника спецслужбы – чуть ли не основное профессиональное качество. Поэтому в зарубежных резидентурах с молодыми сотрудниками щедро делятся алкогольным опытом зубры разведки.
– Мой первый резидент любил повторять: не следуй завету Хрущёва Никиты, который завещал пить досыта, а вот Джавахарлал Неру советовал пить в меру. И тогда никакая «таблетка КГБ» не понадобится, – учил журналиста разведчик.
– Как говорил Жванецкий, алкоголь в малых дозах полезен в любых количествах, – попытался пошутить обозреватель «АН». – Я вот люблю чилийское красное сухое вино. Его и буду пить в новогоднюю ночь.
– Вольному воля, – пожал плечами полковник Иванов. – Но главный специалист – психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн советует отдать предпочтение белому сухому, так как оно нанесёт наименьший вред организму.
Обсудим?
Смотрите также: