Создать аккаунт
Здоровье

БЕС ОПАСНОСТИ

0
Бишкек АИФ. ВЕСЬМА СОМНИТЕЛЬНЫЕ В ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ, НЕЧИСТОПЛОТНАЯ ПАРТИЙНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, НЕДАЛЬНОВИДНОСТЬ ГОСМУЖЕЙ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ — ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ФАКТОРЫ СПОСОБСТВУЮТ РОСТУ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ. Судебно-правовые, социальные, финансово-экономические, внешнеполитические, гуманитарные и иные проблемы приобрели такую остроту, что многие политологи прогнозируют назревание к осени очередной «революционной» ситуации со всеми вытекающими отсюда для нынешних властей последствиями. Посему, в целях упреждения разрушительных действий старых и новых «локомотивов революции» (их на игровом поле более чем достаточно), руководство страны должно пересмотреть принципы проводимой им политики.
У кого критические дни?

Особенное возмущение у населения вызывают насквозь коррумпированные судебные органы и структуры правопорядка. История Кыргызстана знает немало примеров антимилицейских протестов, самым крупным из которых считается тот, что случился в мае далекого 1967 года во Фрунзе. Тогда, напомню, на Зеленом базаре (ныне площадь Победы) распространился слух о том, что милиционеры в опорном пункте, находившемся здесь же, убили задержанного накануне солдата. 20-летнего Трофима Исмаилова, напившегося в самоволке, действительно задержали (вместе с другими сослуживцами) за хулиганство и изрядно попинали (а не убили) за оказанное сопротивление, вслед за чем последовали массовые беспорядки с поджогами и погромами административных зданий. Понятно, что в основном поджигали, громили, выражали протест против «мусоров, избивших защитников родины» не законопослушные советские граждане — они в это время (около полудня) находились на своих рабочих местах. Ситуацией с «невинными» солдатами воспользовались, как тогда было принято говорить, антисоциальные элементы: спекулянты, тунеядцы, карманники, наркоманы, алкоголики, ежедневно кормившиеся на базаре, бывшие спецпоселенцы, ранее судимые — словом, люди, по жизни имеющие неприязненные отношения с правоохранителями. Однако советским руководителям пришлось признать тот факт, что участие в беспорядках приняли и вполне мирные обыватели. Толпа в несколько сотен человек разгромила и сожгла два районных и городской ОВД, в город пришлось вводить войска и применять оружие. Итог — убытки на миллион рублей, десятки раненых с обеих сторон, один убитый, 19 осужденных «активистов».

Избиение «защитника родины» стало удобным поводом для того, чтобы проблемный «базарный» контингент «поставил зарвавшихся ментов на место». Но причины данных событий, вошедших во все учебные пособия МВД и КГБ СССР в качестве примера наиболее масштабных групповых беспорядков, когда объектом нападения стали милицейские органы, были зарыты глубже. Массовые погромы — следствие безвластия в воровском мире, к которому привела недальновидная политика руководства силовых органов: в начале 60-х годов правоохранители в целях искоренения мелких и крупных бунтов, вспыхивавших в колониях, проводили в них, так скажем, тотальную чистку, зачастую используя незаконные методы. Ну и, вдобавок, по оценке тогдашнего Генпрокурора СССР Руденко, «в деятельности милиции имели место нарушения законности, факты произвола, грубости в обращении с людьми, избиения граждан». Не зря после этого и других случаев массовых беспорядков антимилицейского характера раздавались указания усилить прокурорский надзор за соблюдением законности в самих правоохранительных органах.

Кстати, Трофима Исмаилова, приговоренного в 1967 году Фрунзенским военным трибуналом к 4 годам лишения свободы, этапировали в колонию усиленного режима № 12 (ныне это ИК № 47), а спустя всего год он стал одним из зачинщиков самого крупного лагерного бунта в истории Кыргызстана. В ходе этого противостояния была разгромлена вся зона, ранены порядка 140 человек, один заключенный убит, осуждено 23 человека, расстрелян главный организатор беспорядков.

Подобные сюжетные повороты не исключены и в современном Кыргызстане. Сегодня многие из тех, кого милицейские начальники считают вожаками ОПГ, оказавшись в местах лишения свободы, также могут выразить свое несогласие с судебными приговорами и условиями содержания, устраивая голодовки или даже уголовный беспредел. И причины новых беспорядков будут старыми — непродуманные действия правоохранительных ведомств и администраций спецучреждений, нарушение законности, произвол, злоупотребление служебным положением и т.д. Вместо того, чтобы выдавать дешевый пиар за борьбу с оргпреступностью, а задержанную уголовную шушеру за влиятельную братву, силовики должны уметь предвосхищать любые события и оборачивать их в свою пользу. К примеру, известно, что когда в Бишкек вернулся небезызвестный Камчи Кольбаев, с повестки дня была снята такая взрывоопасная проблема, как неподчинение спецконтингента в местах не столь отдаленных». А ведь с ней не могли справиться ни ГСИН, ни МВД, ни Минюст, ни другие профильные органы! Почему бы властям не использовать подобные нестандартные подходы в интересах общего блага, если они оказываются гораздо эффективней формальных мероприятий?
Стихия толпы

Любая толпа опасна сама по себе. Но вдвойне опасней скопления маргинальной молодежи. Яркий тому пример — столкновения, произошедшие в июне 1990 года в Ошской области. Формальной причиной вспыхнувших кровавых беспорядков были земельные разногласия между организациями кыргызской молодежи «Ош аймагы» и узбекской «Адолат». Но первоосновой конфликта с сотнями жертв стали не межнациональные споры из-за земли, а общее недовольство, неудовлетворенность социально-бытовыми условиями.

20 лет спустя история повторилась, но повлекла за собой куда более масштабные последствия с гораздо большим количеством раненых и убитых. И снова власти предпочли переложить ответственность с себя на некие «деструктивные силы».

По признанию экс-начальника кафедры тактико-специальной подготовки Академии МВД КР Николая Позолотина (бывший полковник побывал в мясорубках Оша, Баку, Сумгаита, Сухуми), основными катализаторами народной агрессии чаще всего служат действия госорганов, ущемляющие интересы каких-либо слоев населения — перебои в снабжении продуктами и товарами первой необходимости, резкое повышение цен, задержки с выплатами пособий, зарплат, отмена льгот и т.п. Нередко эксцессы между разнонациональными группами или неформальными объединениями перерастают в гражданские войны, что хорошо видно на примерах Таджикистана, бывшей Югославии, Албании, Судана, Эритреи.
Осень-2013: прогноз «погоды»

Согласно оценкам ряда экспертов, грядущая осень в республике будет жаркой. В числе тех, кто способен накалить в стране обстановку — хронический «буревестник» перманентных «революций» Азимбек Бекназаров. Многие помнят о том, что именно незаконный арест «Бекназавра» вызвал гнев земляков родного для Азимбека Анаркуловича Аксыйского района. В марте 2002 года возле села Боспиек в ходе акции протеста сторонников Бекназарова и осуществления милицейского плана «Тайфун» шестеро демонстрантов были убиты, десятки ранены. По сути же именно этот инцидент стал прологом к марту 2005 года, когда акаевский режим потерпел фиаско.

Бекназаров и сейчас готов к решительным действиям. Первый тревожный звонок прозвенел еще 24 апреля 2013 года, когда в центре Бишкека состоялся митинг с требованием денонсировать соглашение с канадской золотодобывающей компанией Centerra Golg Inc. Главным аргументом, озвученным митингуюшими в пользу денонсации, стала экология: инвесторы-де нарушают экологические нормы: по оценкам оппозиционных сил, сумма ущерба, нанесенного канадцами окружающей среде, составляет 6,7 млрд сомов. Да и в целом, по мнению демонстрантов, соглашение, заключенное с инвесторами в 2009 году, является невыгодным для экономики Кыргызстана, поскольку изначально составлено в пользу недобросовестных золотодобытчиков, ставших монополистами в горнодобывающей сфере. Недополученная финансовая прибыль кыргызской стороны, по их подсчетам, превышает десятки миллионов долларов.

В качестве второго ультиматума было выдвинуто требование о пересмотре судебных вердиктов, вынесенных в отношении трех лидеров партии «Ата Журт». Камчибек Ташиев, Садыр Жапаров и Талант Мамытов, напомню, осуждены за попытку насильственного захвата власти, предпринятую ими в октябре прошлого года.

В случае отказа властей выполнить озвученные выше требования, пикетчики пообещали начать акции протеста за роспуск Жогорку Кенеша и смену власти в целом. Причем «стартовать» решили в регионах, а уже потом «перебазировать» протестующие массы в Бишкек. Так «революционные» предпосылки и получают практическое воплощение: и мартовские события 2005 года, приведшие к свержению режима Аскара Акаева, и апрельские волнения 2010 года, вызвавшие крушение правления Курманбека Бакиева, начались с брожения масс в районах. В первом случае произошли захваты зданий органов местного самоуправления в Джалал-Абаде, во втором — в Таласе. Теперь эти города считаются «колыбелями революций».

Митинговые события, произошедшие в КР в последние месяцы, отлично вписываются в оппозиционный сценарий.

1. Блокирование в Джеты-Огузском районе трассы, ведущей на рудник, и обесточивание золотодобывающего предприятия привело к столкновениям населения с силовиками, в результате которых пострадало более 50 человек;

2. сподвижники антиправительственных сил, базирующиеся на юге республики, попытались взять в свои руки бразды правления и в Джалал-Абаде, выдвинув даже кандидатуру «самостийного» губернатора Медера Усенова. Чекисты Усенова задержали, но позже вынуждены были освободить его из-за давления толпы сторонников;

3. перекрытие дороги Бишкек — Ош привело к серьезному транспортному коллапсу на этой стратегической трассе;

4. не исключено, что в целях дальнейшей мобилизации мятежных движений оппозиционеры будут использовать болевые точки, имеющиеся в других регионах Кыргызстана. Тем для эксплуатации достаточно. Тут и нерешительность властей в вопросе урегулирования приграничных проблем с Узбекистаном и Таджикистаном, что приводит к регулярным стычкам (как между декханами, так и между «зелеными фуражками»), нередко оканчивающимся стрельбой с человеческими жертвами. Сюда же относится и недовольство таласцев деятельностью иностранных инвесторов на Джеруйском месторождении, которых подозревают в нечистоплотности. Нужно принять во внимание и протестные настроения населения Чуйской области, форсирующего вопрос о выводе американского Центра транзитных перевозок из аэропорта Манас, не дожидаясь оговоренного 2014 года.
Подъем с переворотом

Кроме Бекназарова достаточно и других претендентов на роль обиженных властями страдальцев, вокруг которых как на дрожжах разрастается протестная «аура». Одним из них является бывший министр соцразвития Равшан Сабиров. Его земляки из села Жаны-Арка Ошской области уже выходили на митинги протеста против решения суда, приговорившего экс-чиновника к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества. И не исключено, что выйдут опять — в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Дело в том, что в истории с Сабировым появился некий Александр Ангелиди, проходивший по уголовному делу в качестве потерпевшего, но оказавшийся аферистом. Это позволило адвокату Сабирова обжаловать решение судебной коллегии ВС. Кроме того комитет Жогорку Кенеша по судебно-правовым вопросам решил передать в Совет судей материалы о нарушениях, допущенных судебной коллегией Верховного суда в ходе процесса.

В той же Ошской области очень накалена обстановка вокруг Алманбета Анапияева. Вот уже несколько лет он находится под жестким прессингом силовиков, как считают его сторонники — безосновательным. На родине силовики называют его лидером ОПГ, обвиняют его в причастности к убийству начальника отдела по борьбе с бандитизмом, заказными убийствами и вымогательствами Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (УБОПиК) по Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской областям и городу Ош полковника Толкунбека Шоноева, а также к смерти экс-руководителя бакиевской администрации Медета Садыркулова, даже приписывают ему роль главаря в некоей московской группировке. А за границей Анапияев известен как глава Международной федерации борьбы на поясах Алыш, в его защиту высказывались представители многих спортивных организаций, специально приезжавших в Бишкек. В ходе официального брифинга они заявили о том, что «федерация плодотворно сотрудничает со Всемирными комитетами традиционных видов борьбы FILA и международных игр ТАФИСА «Спорт для всех», GAIF, Европейских игр, Исламских игр, с Комитетом антидопингового контроля WAD, и другими». Недавно Федерация провела соревнования по Алышу в США, в августе планируется турнир в Иране, а в сентябре — в Польше, готовятся профессиональные атлеты для выступлений в Москве, Санкт-Петербурге, южнокорейском Ичхоне. На недавно завершившейся в Казани мировой Универсиаде-2013 эти спортсмены принесли в копилку сборной команды КР две золотых, одну серебряную и шесть бронзовых медалей. Там же, в столице Татарстана, прошла торжественная презентация анапияевской книги «Эпос «Манас» как летопись национальных видов спорта кыргызского народа». Презентована она была и в Бишкеке. Наверное, властям стоит задуматься хотя бы о грамотном использовании потенциала и возможностей Анапияева, пользующегося уважением в спортивном мире, раз не получается собрать доказательства, свидетельствующие о криминальной составляющей его жизни.

Еще один претендент на роль «борца с режимом», о судьбе которого пекутся нарынцы —Нариман Тюлеев. Экс-мэр Бишкека не раз заявлял о том, что процесс по его уголовному делу политизирован и призван напугать всех критиков нынешних властей.

Часть населения Джалал-Абада выражает сочувствует приговоренному к длительному сроку заключения экс-главе Фонда госматрезервов КР Пайзуллабеку Рахманову. Причем два года из назначенных 12 лет ему дали за перечисление 200 тысяч сомов из Госфонда в Джалал-Абадскую область в виде благотворительной помощи, а 10 лет, по словам адвоката, он получил только за то, что помог избежать кровопролития в масштабах всей области. Оценку судебному решению я дать не могу, но ведь выпустили же власти Масирова, Усенова и других под давлением толпы. А раз есть привилегированные обвиняемые, значит, закон един не для всех.

Необходимо учесть и тот факт, что в наших колониях и тюрьмах весьма остро реагируют на любые проявления несправедливости, потому многие незаконно осужденные персоны легко обзаведутся там единомышленниками.
Ослепшая Фемида

Высокая степень социального напряжения напрямую связана с тем, что количество граждан, сохранивших остатки доверия местной Фемиде, ничтожно мало. Почти любое судейское решение по громким делам или персонам приводит к акциям протеста. Систему все время сотрясают скандалы: в криминальных сводках мелькают цифры о непомерных судейских взятках; непонятно, почему раньше срока выпущен на волю Азиз Батукаев, который, по слухам, теперь прессует в России мигрантов из КР; по-прежнему представляется весьма туманным выход из судебного тупика в судебном процессе по событиям 7 апреля, который длится вот уже три года и т.д.

Президент Алмазбек Атамбаев недавно заявил о том, что «суды — одна из самых больных и, возможно, одна из самых запущенных проблем государственного устройства». За этим признанием маячит бессилие органов управления, которые не могут, или, скорее всего, просто не хотят учитывать потенциал различного рода лидеров, с которыми нужно уметь договариваться о сотрудничестве, ибо практика подавления результатов не дает.

Изменить эту карательную систему в Кыргызстане пытаются уже два десятка лет. Изучаются наработки ведущих стран Востока и Запада, штудируются труды коллег по СНГ, рассматриваются рекомендации грантодателей. Но до идеала еще ох как далеко. Проржавевшая судебная машина дает регулярные сбои из-за коррупции, мудреной казуистики законов, непрофессионализма судей, других негативных факторов.

Но ломать систему необходимо, поскольку существующие в ней проблемы прямо или косвенно затрагивают все сферы жизнедеятельности — политическую, экономическую, социальную…

Тот же президент назвал судей косвенными виновниками двух революций. Где гарантия, что они вместе с не раз оскандалившимися органами правопорядка не станут катализаторами третьей? Предпосылки ведь на лицо.
Ситуация требует консолидации

Не стоит забывать, что за каждым региональным вожаком стоят электорально-активные группы, способные оперативно реагировать на любые необоснованные, на их взгляд, шаги правительства. Им будет не так уж сложно поднять и Бишкек, в котором обитают тысячи безработных молодых людей с периферии. У них нет перспектив, зато есть жажда действовать. Это грозная и при этом легко организуемая сила, которую могут повести за собой неконтролируемые властями структуры. Тот же криминалитет, к примеру. И тогда нынешние руководители государства не смогут удержать в руках штурвал власти.

Руководство республики недооценивает фактор общинной и родовой солидарности. Меж тем даже один взбунтовавшийся аил может надолго вывести из равновесия всю страну. Надо знать психологию сельчанина, который всегда ориентируется на мнение окружающего большинства: как все — так и я! Шагающих не в ногу просто затопчут.

Нынешняя власть, совершающая неправомочные действия, способствующая доведению более 60 % населения до нищеты, попирающая законы, использующая «ручных» судей, привыкших принимать выгодные для хозяев решения, сама выступает детонатором возможного социального взрыва, виноваты в котором будут те, кто толкал граждан на крайние меры, усиленно провоцируя их все это время.

Максат ИСАЕВ http://www.mk.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=4885:2013-08-06-18-01-26&catid=20:2011-08-17-18-45-28
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт argumenti.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК