Падая, взлетаем?

В ЧИСЛЕ превентивных мер Темир Сариев назвал «диверсификацию через запуск новых месторождений и производств». Эта мера, по мнению главы кабмина, позволит снизить зависимость бюджета республики от золотоносного месторождения Кумтор.
— Мы поставили перед собой амбициозную цель — довести годовой объём ВВП до уровня 5,2%. Будет обеспечен запуск на полную производственную мощность золоторудного месторождения Талды¬Булак-Левобережный, Бозымчак и Кайди, что позволит увеличить на дветри тонны производство золота. Также мы намереваемся обеспечить запуск крупных проектов в энергетической отрасли и транспортной инфраструктуре, таких как Камбарата¬2, альтернативная дорога «Север — Юг», проекты малых ГЭС, — пояснил глава правительства.
Между тем стоит отметить, что названные премьером объекты либо находятся на стадии запуска, либо работают не на полную мощность. Следовательно, вопрос получения доходов от их деятельности пока остаётся открытым. Вместе с тем, «раскрученный» Кумтор даёт бюджету страны почти треть всех доходов.
Заявление премьера о росте экономики Кыргызстана в первом полугодии вызывает сомнения ещё и потому, что в экономически более развитых государствах, в том числе странахпартнёрах по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), наблюдаются серьёзные экономические проблемы, и вряд ли Кыргызстан может конкурировать с ними. Причём это признает и сам премьерминистр страны.
— В настоящее время и в России, и в Казахстане отмечается спад экономики, и этот фактор не может не оказывать влияния на Кыргызстан. Ещё в конце 2015 года мы понимали, что 2016-й будет непростым. Развитие страны будет проходить под влиянием замедления темпов роста промышленного производства и снижения темпов роста экономик стран — основных торговых партнёров. Поэтому для минимизации внешних и внутренних факторов кабинет министров разработал план действий правительства на 2016 год по реализации программы «Стабильность, доверие и новые возможности», — сообщил Темир Сариев.
Он пообещал, что в 2016 году пройдут открытые конкурсы на месторождения общегосударственного значения — КараКече (разработка месторождения, строительство теплоэлектростанции и разработка ТЭО железной дороги Балыкчи — Кочкор — КараКече), КутессайII, Калесай, Сулюкта, ТуюкКаргаш, Тегене. По утверждению главы кабмина, в каждом районе откроют до десяти новых предприятий, расширят внедрение капельного орошения, построят 260 новых теплиц, активизируют работу Российско¬кыргызского фонда развития, откроют дополнительные доступные ресурсы и так далее.
Однако как только премьер озвучил намерение правительства относительно месторождения КараКече, жители Джумгальского района Нарынской области, где расположен объект, пригрозили акциями протеста. Местные жители считают, что если угольный разрез перейдёт в частные руки, то большинство сельчан останется без работы, а местной экологии будет причинён ущерб. По судьбе КутессайII тоже немало вопросов — компания Stans Energy подала очередное исковое заявление против Кыргызстана в Постоянный арбитражный суд (ЮНСИТРАЛ — Комиссия ООН по праву международной торговли). Она требует возместить ущерб, причинённый в результате противоправных действий властей республики по отношению к инвестициям компании, что стало следствием прекращения действия лицензий на разработку месторождений КутессайII и Калесай. И это не первое разбирательство. Ранее суды выносили решение то в пользу компании, то в пользу Кыргызской Республики.
Между тем в Кыргызстане начали публиковать еженедельный обзор обанкротившихся компаний. Согласно этому реестру, каждые семь дней в республике в среднем закрывается 13 компаний, тогда как за этот же период, по сообщению Государственной налоговой службы, регистрируется около 20.
Специалисты связывают сворачивание предпринимательской деятельности в республике прежде всего с высоким уровнем коррупции, с кризисом в экономике и, в частности, с валютными колебаниями на рынке, а также с невыгодными условиями ведения бизнеса.
Стоит отметить, что в Кыргызстане по¬прежнему высокий уровень теневой экономики. На начало 2016 года этот показатель составлял 40%. Кроме того, более 80% предприятий скрывают доходы, всяческими способами уклоняются от налогообложения. Только за январь 2016 года Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями выявлено более 200 подобных фактов.
И ещё. По словам заведующего отделом финансовоэкономического анализа и мониторинга развития аппарата президента Айбека Кадыралиева, «модель экономики, которая сложилась в Кыргызстане за годы независимости, себя не оправдывает». Но ведь другой¬то нет, и когда она появится, неизвестно. Так о каком росте, в таком случае, может идти речь?
Людмила БЕСЕДИНА
Обсудим?
Смотрите также: