Золотые тяжбы

Напомним, что дело длится с 2013 года. Именно тогда на «Кумтор» Госэкология подала иск за экологические нарушения на 15 млрд сомов — «о взыскании платы за загрязнение окружающей среды». Эта сумма, как тогда сообщало агентство, — «разница платы за загрязнение окружающей среды за 16 лет, с 1996 по 2011 год, с учётом страховки в размере 15 млрд 4 млн 297 тыс. 963 сомов».
Забота со стороны государства о состоянии экологии — дело, конечно же, похвальное. И любой здравомыслящий человек её поддержит. Если, конечно, убрать из этого вопроса существенный ряд «но»… Попробуем разобраться во всех несостыковках.
Госагентство утверждало ещё в 2013 году, что «по законодательству Кыргызской Республики установлена плата, которую обязаны выплачивать все хозяйствующие субъекты, в том числе и ЗАО «Кумтор Голд Компани». Она представляет собой компенсацию ущерба, наносимого окружающей среде выбросами, сбросами загрязняющих веществ и размещением отходов, образующихся при осуществлении деятельности хозяйствующего субъекта-природопользователя». Компании сначала было предложено добровольно компенсировать предъявленный ущерб за загрязнение окружающей среды. Однако «Кумтор» делать этого не стал, сославшись на соглашение, подписанное, в том числе и нашей страной, в 2009 году.
Дело в том, что документом установлена фиксированная плата — 310 тысяч долларов в год. Заподозрить, что соглашение было подписано «не глядя», не получится. Напомним, что проект «Кумтор» регулируется инвестиционным соглашением и прочими связанными соглашениями, заключёнными 6 июня 2009 года. Они были одобрены всеми соответствующими государственными органами Кыргызской Республики, включая правительство и Жогорку Кенеш, а также являются предметом юридического заключения, выданного Министерством юстиции КР, и положительного постановления Конституционного суда КР. И поэтому можно лишь выдвигать разные предположения, почему наше государство пошло в обход заключённых с инвестором договорённостей. По мнению ГАООСиЛХ, соглашение было заключено в нарушение природоохранного законодательства Кыргызской Республики, поскольку правовой статус установления фиксированной платы не раскрыт и отсутствует обоснование размера платежа.
— В международной практике нет аналогов такому подходу, т. к. подсчёт таких платежей производится по фактическим объёмам загрязнения, — отмечается в исковом требовании.
Но виноват ли «Кумтор» в том, что в стране зачастую левая рука не знает, что творит правая, а крайним оказывается инвестор?
— В «Кумтор Оперейтинг Компани» не согласны с предъявленными претензиями и считают, что утверждения, содержащиеся в этих претензиях, преувеличены и безосновательны. Компания всегда работала и работает в строгом соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Деятельность, о которой говорится в претензиях, в частности, касающаяся добычи золота и размещения отвальной породы, всегда утверждалась соответствующими государственными органами. Все виды работ подробно описываются в планах горных работ, которые также ежегодно утверждаются государственными органами страны, — отмечали тогда в компании.
Напомним, что в том же 2013 году была создана очередная Государственная комиссия «по Кумтору», которая использовала заявления о нанесении ущерба экологии крупнейшим и самым прибыльным золотым прииском страны — месторождением Кумтор — в качестве аргумента для пересмотра договора с канадской компанией Centerra Gold. Пока шли переговоры о дальнейшей судьбе предприятия — создание совместного предприятия с долей 50 на 50, национализация и т. д., — судебные перипетии были отложены.
И вот 30 мая состоится очередное судебное заседание в Межрайонном суде Бишкека по иску Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при правительстве КР к ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани».
А тем временем в суде уже рассматриваются иски Госэкотехинспекции к «Кумтор Голд Компани» (в 2014 году был осуществлён перевод операционной деятельности из ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» в ЗАО «Кумтор Голд Компани») на общую сумму более 7 млрд сомов. Отметим, что претензии этого ответственного ведомства были озвучены ещё в 2012 году, когда оно впервые обратилось за помощью к Фемиде. Они основаны на выводах об экологических нарушениях на руднике, сделанных Государственной комиссией «по Кумтору» четыре года назад. Тогда иск был подан по четырём пунктам — расположение отходов на ледниках, разрушение слоёв почвы, слив неучтённых химикатов в хвостохранилище, неуплата денег за пользование водными ресурсами.
Стоит отметить, что изначально судебные инстанции не принимали в производство заявление госоргана. И лишь спустя практически два года Верховный суд отменил определение нижестоящих инстанций об отказе принятия искового заявления против «Кумтор Голд Компани» и направил дело на рассмотрение в Межрайонный суд.
Итак, в Госэкотехинспекции считают, что основной вред нанесён отвалами объёмом 874 млн тонн, которые были размещены на ледниках в нарушение закона о воде и Водного кодекса. Поэтому сумма ущерба оценивается в 6 млрд 698 млн сомов. Второй иск — порча земельных ресурсов, за которую предъявлено 106 млн сомов. Также «Кумтор» обвиняют в использовании водных ресурсов без соответствующей оплаты (188,5 млн сомов). И наконец, за размещение неучтённых отходов в ложе хвостохранилища Гостехинспекция изначально затребовала 1,4 млн сомов.
По последнему иску судебное решение уже вынесено. Несмотря на представленные доводы компании, суд удовлетворил требование госоргана. Стоит отметить, что обвинение строилось лишь на экологическом паспорте предприятия, в котором содержатся не фактические, а прогнозируемые данные… Ответчики выразили возмущение данным фактом, однако представители Госэкотехинспекции отметили, что в случае, когда предприятие не предоставляет исходные данные своевременно, экотехинспекция может брать информацию из экологического паспорта. Вызвала много споров сторон и методика, по которой «подсчитывали» ущерб. В итоге после предоставления «Кумтором» неоспоримых фактов о том, что расчёты были сделаны не в соответствии с нормативами, на которые ссылается истец, обвинители вынуждены были пересмотреть свои расчёты и сократить размер требуемой компенсации до 663 тыс. сомов.
Позже представитель «Кумтора» Эрик Кожомкулов заявил журналистам, что компания намерена обжаловать решение в городском суде Бишкека.
Можно предположить, что судебные разбирательства затянутся, а это негативно скажется на деятельности предприятия в текущем году. Некоторые эксперты полагают, что судебные баталии лишь повод, чтобы заставить компанию раскошелиться или пойти на уступки в переговорном процессе, который, правда, в настоящий момент забуксовал. В конце 2015 года кабинет министров страны во главе с Темиром Сариевым вышел из переговорного процесса по реструктуризации проекта «Кумтор» в одностороннем порядке.
Напомним, на сегодняшний день золотодобывающая компания «Кумтор» является крупнейшим промышленным объектом в Кыргызстане и бюджетообразующим предприятием. Его доля в ВВП страны составляет около 6-7%. А по итогам прошлого года «Кумтор» принёс в казну государства более 9 млрд сомов.
Мария ОРЛОВА
Обсудим?
Смотрите также:

