Уж лучше вы к нам

НАПОМНИМ, очередной, четвёртый по счёту вариант документа рассматривался Комитетом ЖК по бюджету и финансам. И всё же народные избранники не оченьто торопились принимать столь важный для страны документ. По словам депутата Руслана Казакбаева, мало того, что норматив не доработан на должном уровне, так ещё включённые в кодекс 19 законов уже утратили свою силу. Парламентарий предложил поработать над законопроектом ещё пару недель.
Тут пришла очередь возмущаться министру финансов. Касымалиев напомнил народным избранникам, что работа над Бюджетным кодексом ведётся с 2012 года. Его проект прошёл все стадии обсуждения, в том числе и общественное. В первом чтении он был уже принят прошлым парламентом. Причём два раза. В конце концов ему удалось убедить нардепов, и члены комитета проголосовали за представленный вариант документа.
Кстати сказать, это не первый раз, когда БК пытаются «протащить» через законодательный орган страны. В 2012 году такая попытка уже предпринималась, но законопроект завернули, даже несмотря на то, что он был одобрен правительством. Депутаты посчитали, что документ был не просто сырой, а почти слово в слово переписанный с российского аналога.
В законопроекте 2014 года также оказалась масса недоработок и противоречий. Одно из них касается изъятия доходов у местных бюджетов в пользу республиканского. Разработчики даже специальный термин для этого придумали — «отрицательные гранты». Эксперты считают, что это прямое вмешательство в дела органов местного самоуправления (МСУ), и в качестве аргументов приводят статью Основного закона, в которой говорится, что «местное самоуправление — это гарантированное Конституцией право местных сообществ самостоятельно, в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения». Государственные органы в данном случае не вправе вмешиваться в полномочия МСУ.
Второе противоречие напрямую касается борьбы с коррупцией. А именно, авторы Бюджетного кодекса решили наделить Министерство финансов полномочиями позволять госструктурам открывать счета, где хранились бы бюджетные средства, не только в казначействе, но и в коммерческих банках. Это, по мнению специалистов, затруднит отслеживание целевого использования государственных средств и породит небывалую коррупцию. Не исключено, что руководители госучреждений будут использовать казённые деньги по своему усмотрению и для собственных нужд.
Но самое важное, на что некоторые депутаты обратили особое внимание при рассмотрении документа — отсутствие нормы, которая бы регулировала рост дефицита бюджета.
Не совсем ясно в БК отражена ситуация с самим внешним долгом. В ходе обсуждения выяснилось, что на сегодняшний день никто толком не может ответить на вопрос, куда же ушли 3 млрд долларов, которые Кыргызстан занимал у донорских организаций? Оказалось, что только часть внешних заимствований направлялась на инвестиции. Остальные, как предполагают депутаты, использовались неэффективно. Парламентарии посчитали, что будет целесообразнее прописать в Бюджетном кодексе норму, которая бы вводила запрет на финансирование дефицита по текущим расходам. Эта мера, убеждены народные избранники, заставит оптимизировать необдуманные траты. Учитывая все эти серьёзные противоречия, возможно, и стоит повременить с принятием документа, чтобы исключить их?
Людмила БЕСЕДИНА
Обсудим?
Смотрите также: