Главная » Экономика » Атомная станция, Камбар-Ата-1, железная дорога. В какие еще проекты готов вложиться ЕАБР
Экономика

Атомная станция, Камбар-Ата-1, железная дорога. В какие еще проекты готов вложиться ЕАБР

Евразийский банк развития подвел итоги текущего года, который оказался значимым для Кыргызстана. Наша страна, являясь акционером банка, имеет возможность получать финансирование как в виде кредитов, так и грантов. Однако на практике инвестиции от ЕАБР долгое время оставались ограниченными.

Тем не менее, в этом году в Кыргызстане реализуется несколько крупных проектов с участием ЕАБР, который также готов поддержать новые инфраструктурные идеи на выгодных условиях.

Фокус на Кыргызстан, Таджикистан и Армению

Председатель правления ЕАБР Николай Подгузов сообщил, что в этом году банк подписал соглашения о финансировании 21 проекта в странах-акционерах, с общим объемом инвестиций, превышающим $2,6 млрд.

"Основная задача заключалась в укреплении нашего вклада в развитие приоритетных направлений для каждой из стран-участниц. Мы сосредоточились на традиционных сферах: инфраструктуре, зеленой энергетике, агрономии, цифровизации и повышении конкурентоспособности экономик. Эти проекты уже реализуются в Армении, Кыргызстане и Таджикистане", - акцентировал Подгузов.

В этом году инвестиционный портфель в этих странах увеличился до $659 млн, что стало на 50% больше по сравнению с прошлым годом.

В стратегии ЕАБР также предусмотрен приоритет на поддержку целей устойчивого развития, и к 2026 году доля таких проектов должна составить не менее 25%.

Заместитель председателя правления ЕАБР Руслан Даленов отметил, что в Кыргызстане уже одобрены и реализуются следующие проекты:

  • строительство гидроэлектростанции "Куланак" мощностью 100 МВт, финансирование банка - $44 млн;
  • строительство солнечной электростанции "Бишкеп Солар" в Иссык-Кульской области мощностью 300 МВт, участие банка - $180 млн;
  • модернизация Кантского цементного завода с финансированием ЕАБР в размере $49 млн;
  • модернизация автодороги в Оше на сумму $14 млн.
На данный момент крупнейшим проектом ЕАБР в Кыргызстане является солнечная электростанция, строящаяся в Иссык-Кульской области компанией "Бишкек солар". Банк выделит на этот проект $180 млн, из которых $117 млн уже выделены.

"Средства используются в соответствии с графиком. Проект состоит из двух этапов: первый этап включает в себя строительство 100 МВт, а второй - 200 МВт. Все разрешительные документы по первому этапу получены, и строительно-монтажные работы уже начаты. Ожидается, что первая очередь будет завершена к 2026 году. По второму этапу ожидаем заключение госэкспертизы для начала работ", - пояснил Даленов.

Также было выделено $5,1 млн из фонда технического содействия. Эти средства направлены на привлечение независимых консультантов для реализации проекта солнечной станции на Иссык-Куле, а также на проведение семинаров по государственно-частному партнерству совместно с вузами и Центром ГЧП. Модернизирована учетная система центрального депозитария.

Среди рассматриваемых проектов из Кыргызстана в банке упоминаются инициативы в сферах промышленности, энергетики, включая возобновляемые источники, и агропромышленного комплекса, как отметил Руслан Даленов.

Будущие инициативы в Кыргызстане

Евразийский банк развития намерен инвестировать в ключевые проекты страны.

По словам заместителя председателя правления ЕАБР Руслана Даленова, банк проявляет интерес к строительству Камбар-Атинской ГЭС-1, подчеркивая значимость этого проекта для региона и его соответствие приоритетам банка.

Мы готовы участвовать и можем предложить более гибкие условия финансирования.

"Мы также заинтересованы в проектах, связанных с атомной энергетикой в Кыргызстане. Страна пока обдумывает этот вопрос, но мы готовы подключиться, когда появятся конкретные планы. Мы можем предложить поддержку как в проектировании, так и в софинансировании. Очевидно, проект потребует больше $1 млрд, и мы готовы рассмотреть возможность участия в рамках нашего бюджета", - отметил Николай Подгузов.

Заместитель председателя правления ЕАБР Ярослав Мандрон добавил, что банк располагает лимитом в $300-500 млн на одного заемщика, поэтому по проектам в атомной энергетике готов работать в этих рамках.

Что касается железнодорожного транспорта, ЕАБР заинтересован в строительстве железной дороги Балыкчы - Чолпон-Ата. Ярослав Мандрон сообщил, что первоначально планировалось выделение средств на предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, но теперь решено выделить $1,5 млн из фонда технического содействия на это направление.

"В декабре мы совместно с "Кыргыз темир жолу" определим структуру технического задания. В январе 2026 года мы проведем конкурс по согласованному ТЗ и выберем подрядчика для разработки ТЭО. Предполагаем, что проектная стоимость составит примерно $300-500 млн, и мы также возьмем на себя задачу поиска необходимых средств", - резюмировал Мандрон.
Читайте также:
Продолжая просматривать сайт argumenti.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК