С 6 ноября вступают в силу обновлённые правила коллективного управления интеллектуальными правами
Основная цель документа — упростить документооборот, заменив обязательное нотариальное заверение копий на межведомственный электронный документооборот.
Основные требования к ОКУП при подаче документов на согласование:
- не менее 400 участников (авторов или правообладателей), передающих полномочия;
- наличие официального сайта с круглосуточным доступом и открытой информацией;
- регламент распределения вознаграждений, база данных авторов/репертуара, рабочий план и программное обеспечение для распределения;
- создание Наблюдательного совета и документ о государственной регистрации недвижимости.
Дополнительные требования после трех лет работы:
- актуализированные реестры авторов и прав, а также механизм для исправления ошибок;
- региональные представительства; ежегодный независимый аудит;
- доказательства членства или соглашений с иностранными ОКУП;
- автоматизированная система учета использований с доступом для госоргана.
Контроль и лимиты:
- проверки: раз в полгода в течение первых трех лет, затем — ежегодно;
- до 25% от годовых сборов может быть удержано на административные расходы (устанавливает уполномоченный орган);
- ежегодные отчеты (включая данные о сборах/выплатах, договорах, реестрах, членстве от 250 авторов) должны подаваться до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Акты 2011 года № 747, 2018 года № 4, 2019 года № 489, 2021 года № 122, а также некоторые пункты постановлений № 555 (19.10.2023) и № 599 (15.11.2023) теряют силу.
Постановление опубликовано в издании «Эркин Тоо» № 80 21 октября 2025 года и вступает в силу через 15 дней после публикации, то есть с 6 ноября 2025 года.
Положение
Положение о минимальных требованиях к организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе, и о контроле за их деятельностью уполномоченным государственным органом в сфере интеллектуальной собственности
Глава 1. Порядок подачи и рассмотрения заявлений на получение согласия
1. Настоящее Положение определяет минимальные требования к организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе, и регламентирует порядок контроля за их деятельностью уполномоченным государственным органом.
2. Для получения согласия на создание организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, необходимо подать заявление в уполномоченный государственный орган.
3. В заявлении указываются:
1) название организации, регистрационные данные и фактический адрес;
2) категория прав, которые организация намерена управлять, согласно части 3 статьи 44 Закона Кыргызской Республики "Об авторском праве и смежных правах";
3) подпись уполномоченного лица и печать организации.
4. К заявлению прикладываются:
1) заверенные копии учредительных документов;
2) документы с информацией, указанной в пункте 11 настоящего Положения;
3) опись представленных документов, заверенная печатью организации;
4) надлежащим образом оформленная доверенность, если заявление подается представителем.
5. Документы должны быть представлены на государственном или официальном языке.
6. Уполномоченный орган регистрирует заявление в журнале, присваивая ему номер и дату приема, с отметкой о получении на экземпляре описи.
Заявитель несет ответственность за достоверность предоставленной информации в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.
Заявление может быть отозвано до даты заседания комиссии по рассмотрению заявлений.
7. В течение 30 рабочих дней после регистрации уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность документов.
Если выявлены нарушения, заявителю направляется запрос с требованием устранить недостатки в течение 10 рабочих дней.
При отсутствии исправлений делопроизводство прекращается, а документы возвращаются заявителю.
8. Заявление рассматривается на заседании комиссии при участии представителя организации.
9. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом уполномоченного органа.
В состав комиссии входят представители уполномоченного органа, авторы и обладатели смежных прав, передавшие полномочия.
10. Комиссия правомочна принимать решения при участии не менее двух третей ее членов, и решение принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающий голос имеет председатель комиссии.
Заседания могут проводиться как в очной форме, так и в режиме видеоконференции.
11. После заседания комиссия передает решение о согласии или несогласии на создание организации руководителю уполномоченного органа для утверждения.
Глава 2. Требования к организациям
12. К организациям, подавшим заявление для согласия на управление имущественными правами, предъявляются следующие требования:
1) наличие согласия не менее 400 авторов и правообладателей на передачу полномочий;
2) наличие официального сайта для размещения информации;
3) круглосуточный доступ к сайту и открытая информация на нем;
4) представление плана работы и возможности сбора, распределения и выплаты вознаграждений;
5) регламент распределения авторских вознаграждений;
6) наличие базы данных авторов и репертуара;
7) создание Наблюдательного совета;
8) документ о госрегистрации недвижимости.
13. Для организаций, работающих три года и более, предъявляются следующие дополнительные требования:
1) создание реестров авторов и прав;
2) размещение и актуализация реестров на сайте;
3) процедура для уведомления об ошибках в реестрах;
4) открытие региональных представительств;
5) ежегодный независимый аудит;
6) документы, подтверждающие членство в международных организациях;
7) автоматизированная система учета использованных произведений;
8) доступ уполномоченного органа к данным системы учета.
Глава 3. Контроль за деятельностью организации
14. Уполномоченный орган проводит контроль за деятельностью организаций.
Организация обязана предоставить информацию по запросу в течение 15 рабочих дней.
15. Типовой договор о передаче полномочий утверждается уполномоченным органом.
16. Установлен лимит в 25% от суммы авторского вознаграждения, который может быть удержан на административные расходы.
17. Уполномоченный орган имеет право привлекать экспертов для проверки финансовой деятельности.
18. Контроль будет осуществляться по следующим критериям:
1) возможность сбора и распределения вознаграждений;
2) предоставление информации об авторах и правах.
19. В течение первых трех лет проверки проводятся раз в полгода, затем — ежегодно.
20. Организации должны предоставлять ежегодные отчеты о своей деятельности.
21. При нарушениях уполномоченный орган требует исправления недостатков в течение 10 рабочих дней.
22. Результаты проверки публикуются на официальном сайте уполномоченного органа.
Глава 4. Прекращение деятельности организации
23. Деятельность прекращается в следующих случаях:
1) неустранение нарушений;
2) непредставление отчетов;
3) несоответствие учредительных документов требованиям;
4) добровольный отказ от деятельности;
5) предоставление ложных сведений в отчетах.
Глава 5. Обжалование решений уполномоченного органа
24. Решения, действия или бездействие уполномоченного органа могут быть обжалованы в соответствии с законодательством.
Читайте также:
