Главная » Эксклюзив » С 6 ноября вступают в силу обновлённые правила коллективного управления интеллектуальными правами
Эксклюзив

С 6 ноября вступают в силу обновлённые правила коллективного управления интеллектуальными правами

- Постановление № 678, принятое 17 октября 2025 года, вводит новое положение, касающееся минимальных требований к организациям, занимающимся коллективным управлением имущественными правами (ОКУП), а также контроля за их работой со стороны государственного органа, ответственного за интеллектуальную собственность.

Основная цель документа — упростить документооборот, заменив обязательное нотариальное заверение копий на межведомственный электронный документооборот.

Основные требования к ОКУП при подаче документов на согласование:


  • не менее 400 участников (авторов или правообладателей), передающих полномочия;

  • наличие официального сайта с круглосуточным доступом и открытой информацией;

  • регламент распределения вознаграждений, база данных авторов/репертуара, рабочий план и программное обеспечение для распределения;

  • создание Наблюдательного совета и документ о государственной регистрации недвижимости.


Дополнительные требования после трех лет работы:


  • актуализированные реестры авторов и прав, а также механизм для исправления ошибок;

  • региональные представительства; ежегодный независимый аудит;

  • доказательства членства или соглашений с иностранными ОКУП;

  • автоматизированная система учета использований с доступом для госоргана.


Контроль и лимиты:


  • проверки: раз в полгода в течение первых трех лет, затем — ежегодно;

  • до 25% от годовых сборов может быть удержано на административные расходы (устанавливает уполномоченный орган);

  • ежегодные отчеты (включая данные о сборах/выплатах, договорах, реестрах, членстве от 250 авторов) должны подаваться до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.


Акты 2011 года № 747, 2018 года № 4, 2019 года № 489, 2021 года № 122, а также некоторые пункты постановлений № 555 (19.10.2023) и № 599 (15.11.2023) теряют силу.

Постановление опубликовано в издании «Эркин Тоо» № 80 21 октября 2025 года и вступает в силу через 15 дней после публикации, то есть с 6 ноября 2025 года.
Положение

Положение о минимальных требованиях к организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе, и о контроле за их деятельностью уполномоченным государственным органом в сфере интеллектуальной собственности

Глава 1. Порядок подачи и рассмотрения заявлений на получение согласия

1. Настоящее Положение определяет минимальные требования к организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе, и регламентирует порядок контроля за их деятельностью уполномоченным государственным органом.

2. Для получения согласия на создание организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, необходимо подать заявление в уполномоченный государственный орган.

3. В заявлении указываются:

1) название организации, регистрационные данные и фактический адрес;

2) категория прав, которые организация намерена управлять, согласно части 3 статьи 44 Закона Кыргызской Республики "Об авторском праве и смежных правах";

3) подпись уполномоченного лица и печать организации.

4. К заявлению прикладываются:

1) заверенные копии учредительных документов;

2) документы с информацией, указанной в пункте 11 настоящего Положения;

3) опись представленных документов, заверенная печатью организации;

4) надлежащим образом оформленная доверенность, если заявление подается представителем.

5. Документы должны быть представлены на государственном или официальном языке.

6. Уполномоченный орган регистрирует заявление в журнале, присваивая ему номер и дату приема, с отметкой о получении на экземпляре описи.

Заявитель несет ответственность за достоверность предоставленной информации в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Заявление может быть отозвано до даты заседания комиссии по рассмотрению заявлений.

7. В течение 30 рабочих дней после регистрации уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность документов.

Если выявлены нарушения, заявителю направляется запрос с требованием устранить недостатки в течение 10 рабочих дней.

При отсутствии исправлений делопроизводство прекращается, а документы возвращаются заявителю.

8. Заявление рассматривается на заседании комиссии при участии представителя организации.

9. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом уполномоченного органа.

В состав комиссии входят представители уполномоченного органа, авторы и обладатели смежных прав, передавшие полномочия.

10. Комиссия правомочна принимать решения при участии не менее двух третей ее членов, и решение принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающий голос имеет председатель комиссии.

Заседания могут проводиться как в очной форме, так и в режиме видеоконференции.

11. После заседания комиссия передает решение о согласии или несогласии на создание организации руководителю уполномоченного органа для утверждения.

Глава 2. Требования к организациям

12. К организациям, подавшим заявление для согласия на управление имущественными правами, предъявляются следующие требования:

1) наличие согласия не менее 400 авторов и правообладателей на передачу полномочий;

2) наличие официального сайта для размещения информации;

3) круглосуточный доступ к сайту и открытая информация на нем;

4) представление плана работы и возможности сбора, распределения и выплаты вознаграждений;

5) регламент распределения авторских вознаграждений;

6) наличие базы данных авторов и репертуара;

7) создание Наблюдательного совета;

8) документ о госрегистрации недвижимости.

13. Для организаций, работающих три года и более, предъявляются следующие дополнительные требования:

1) создание реестров авторов и прав;

2) размещение и актуализация реестров на сайте;

3) процедура для уведомления об ошибках в реестрах;

4) открытие региональных представительств;

5) ежегодный независимый аудит;

6) документы, подтверждающие членство в международных организациях;

7) автоматизированная система учета использованных произведений;

8) доступ уполномоченного органа к данным системы учета.

Глава 3. Контроль за деятельностью организации

14. Уполномоченный орган проводит контроль за деятельностью организаций.

Организация обязана предоставить информацию по запросу в течение 15 рабочих дней.

15. Типовой договор о передаче полномочий утверждается уполномоченным органом.

16. Установлен лимит в 25% от суммы авторского вознаграждения, который может быть удержан на административные расходы.

17. Уполномоченный орган имеет право привлекать экспертов для проверки финансовой деятельности.

18. Контроль будет осуществляться по следующим критериям:

1) возможность сбора и распределения вознаграждений;

2) предоставление информации об авторах и правах.

19. В течение первых трех лет проверки проводятся раз в полгода, затем — ежегодно.

20. Организации должны предоставлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

21. При нарушениях уполномоченный орган требует исправления недостатков в течение 10 рабочих дней.

22. Результаты проверки публикуются на официальном сайте уполномоченного органа.

Глава 4. Прекращение деятельности организации

23. Деятельность прекращается в следующих случаях:

1) неустранение нарушений;

2) непредставление отчетов;

3) несоответствие учредительных документов требованиям;

4) добровольный отказ от деятельности;

5) предоставление ложных сведений в отчетах.

Глава 5. Обжалование решений уполномоченного органа

24. Решения, действия или бездействие уполномоченного органа могут быть обжалованы в соответствии с законодательством.
Читайте также:
В Кыргызстане с 2018 года поднимутся цены на сигареты
Происшествия / Праздники
В Кыргызстане с 2018 года поднимутся цены на сигареты
Продолжая просматривать сайт argumenti.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК