Ишенбай Кадырбеков о генплане столицы: вопросов больше, чем ответов

Мы вновь обсуждаем Генеральный план Бишкека, который определяет будущее столицы на ближайшие десятилетия. В начале декабря мэрия объявила о проведении слушаний, касающихся материалов, подготовленных научно-исследовательским институтом перспективного градостроительства из Санкт-Петербурга. Однако в ходе обсуждения сразу возникло множество вопросов, касающихся как формата мероприятий, так и содержания документа. В этом контексте Ишенбай Кадырбеков поделился своим мнением.
- Вы принимали участие в слушаниях? Каковы ваши впечатления о проекте?
- Я и другие специалисты в области градостроительства не были приглашены на мероприятие. Но это не критично. Мэрия представила не генплан, а комплексный анализ городской застройки, основанный на материалах и нормативных документах. Это объясняется тем, что контракт на разработку генплана был подписан всего четыре месяца назад. Процесс создания генплана требует значительных усилий и времени.
- Но мэрия утверждала, что прошло экспертное обсуждение генплана, и горожане сделали свои замечания и предложения.
- До уровня экспертного обсуждения генплана еще далеко. Однако информация, которую предоставили петербуржцы, была полезной для жителей.
- В октябре Кабинет Министров одобрил Концепцию Генерального плана. Каков смысл дальнейшего обсуждения проекта?
- Это вызывает удивление. Разработчики основываются на прогнозах, согласно которым к 2050 году население Бишкека достигнет 1,92 миллиона человек, что на 588 тысяч больше, чем сейчас. Это эквивалентно численности жителей Токмока и Кара-Балты вместе взятых! При этом площадь города останется прежней, что создаст трудности с размещением людей.
Согласно данным разработчиков, к 2050 году количество трудовых ресурсов вырастет на 292,7 тысячи человек, и потребуется создать 349,4 тысячи новых рабочих мест. На данный момент в городе работают 886 тысяч человек, из которых около 200 тысяч являются безработными. Необходимо создавать рабочие места, что станет большой задачей. Важно также сбалансировать места проживания и трудозанятости, чтобы избежать нагрузки на транспортную систему.
С ростом населения возрастает также потребность в социально-культурных и бытовых объектах. В Бишкеке лишь 30% детей имеют доступ к детским садам, а школы обеспечены всего на 50%. В некоторых случаях дети учатся в три, четыре, а иногда и в шесть смен. Не хватает поликлиник и больниц. Разработчики генплана подсчитали, что необходимо увеличить количество мест в дошкольных учреждениях с 20 105 до 101 760, а в школах — с 102 727 до 293 760. Возникает вопрос: где их разместить? Строительство велось стихийно, не соответствуя градостроительным нормам, и сейчас земли для новых социальных объектов нет.
- Какую помощь может оказать Кабинет Министров?
- Это лишь небольшая часть вопросов, которые необходимо решить. Генплан должен рассматриваться в контексте всей Чуйской области, так как увеличение населения происходит не только за счет естественного прироста, но и миграции. Авторы проекта акцентируют внимание на Бишкекской агломерации, предупреждая о возможных последствиях для инженерных коммуникаций и экологии. В советское время генплан разрабатывался с учетом планировки всего региона, что позволяло оптимально размещать население и использовать ресурсы.
В аналитическом материале упоминается необходимость развития предприятий в Кара-Балте, Токмоке и Сокулуке, а также в других населенных пунктах, что поможет разгрузить Бишкек. Такой подход демонстрирует высокий профессионализм разработчиков. Я бы рекомендовал Кабинету Министров рассмотреть возможность параллельного проектирования районной планировки Чуйской области, чтобы обеспечить более эффективное расселение населения и регулирование миграционных процессов.
- Каково ваше мнение о концепции будущего генплана, представленном НИИПГ?
- В целом положительное. Однако важно отметить, что в разделе функционального зонирования говорится о развитии многоэтажных жилых домов в центральной части города, что является опасной идеей. Центр города — это его историческое наследие. Новое строительство в этом районе может уничтожить исторические здания, которые представляют собой культурную ценность. В мировой практике центры городов защищены от нового строительства, так как исторические здания привлекают туристов и являются гордостью города.
По данным НИИПГ, за последние годы Бишкек потерял 22 памятника истории, три объекта искусства и 27 памятников архитектуры, находящихся в центре города. Это трагедия, и исторические памятники, созданные выдающимися архитекторами, не должны быть уничтожены.
Центр Бишкека формировался на протяжении десятилетий как единая архитектурная система, и утрата этой уникальности будет непоправима. Минэкономики предложило передать историко-культурные здания инвесторам, что открывает путь для их сноса и застройки новыми жилыми домами. Минкультуры и Союз архитекторов ничего не предпринимают в этой ситуации.
Опасность представляют и предложения о включении центральных проспектов в список урбанизированных осей, так как это может привести к разрушению исторических зданий под предлогом их модернизации.
- Почему вас беспокоит строительство высотных зданий вдоль центральных улиц?
- Во-первых, большинство исторических объектов расположены именно вдоль этих улиц. Градостроительная структура всего центра города — это взаимосвязанные ансамбли, которые нельзя разрушать. Во-вторых, увеличение населения потребует строительства новых объектов социальной инфраструктуры и расширения инженерных коммуникаций, что приведет к необходимости сноса существующих зданий. Это создаст цепную реакцию, и центр города может разрушиться.
- Инвесторы контролируют градостроительную политику?
- К сожалению, да. Кажется, они определяют градостроительную политику страны.
- Может ли генплан изменить ситуацию?
- Нет. Инвесторы настроены на уничтожение исторического наследия в центре города, и они уже добились исключения из списка объектов наследия нескольких значимых зданий.
Это здания, которые были построены в 1930-50-х годах и символизируют становление нашей страны. Уничтожение этих объектов — это уничтожение нашей истории.
Я призываю своих коллег из Санкт-Петербурга учесть происходящее в Бишкеке. Если уничтожение историко-культурного наследия неизбежно, пусть это не произойдет через градостроителей.
- Если генплан не решает проблемы, зачем его разрабатывать?
- Генплан разрабатывается, потому что предыдущий документ утратил свою силу. Он необходим для градостроителей, чтобы создавать более детализированные проекты. Но отсутствие профессионалов в мэрии и среди чиновников приводит к тому, что генплан остается в архиве, что создает серьезные проблемы для будущего города.
- В чем корень проблемы?
- Ответ прост: градоначальники перестали соблюдать закон, который требует проектирования и строительства на основе градостроительной документации. Строительство велось точечно, и теперь нет соответствующих документов для дальнейшей работы.
Не думаю, что градоначальники намеренно нарушали закон. Они оказались в сложной ситуации, и никто не указал им на ошибки. Здесь снова встает вопрос о нехватке профессионалов в команде.
- Почему нет градостроительных документаций?
- Для разработки необходимых документов нужен большой коллектив специалистов, что невозможно без соответствующего института, подобного НИИПГ в Санкт-Петербурге. В советское время в Бишкеке был проектный институт, который занимался градостроительной документацией, но он был ликвидирован.
В результате, сейчас нет никого, кто мог бы подготовить необходимые документы, и мэрии приходится принимать решения на ходу. Например, по данным НИИПГ, ежедневно 100 тысяч человек передвигаются на транспорте, что создает перегрузку улиц.
Основная причина этого — недостаток детских садов и школ в районе проживания. Транспортный коллапс является результатом недостаточной планировки.
Хотя попытки мэрии решить проблему через реконструкцию улиц могут улучшить ситуацию, они не решат проблему полностью.
Таким образом, отсутствие профессионалов и градостроительных документов негативно сказываются на градостроительной политике города.
- Вы встречались с мэром, обсуждали градостроительные вопросы?
- Да, я смог встретиться с ним, но из-за его занятости разговор был кратким. Я предложил создать институт градостроительства и включить в авторский коллектив специалистов из разных областей.
На следующей неделе планирую снова обратиться к нему, надеюсь, встреча пройдет более продуктивно.
- Как вы относитесь к идее строительства трамваев в городе?
- Это может показаться экзотичным, но я надеюсь, что мэрия еще раз подумает об этом. Бишкек должен рассматриваться как часть Чуйской агломерации, и нам следует рассмотреть возможность строительства скоростного электротранспорта, что поможет сократить миграцию в Бишкек.
- Неужели предыдущий генплан оказался заброшенным на 19 лет? Ждет ли его такая же участь и новый генплан?
- К сожалению, да. Я надеюсь, что я ошибаюсь, и хотя бы планировочные схемы будут использоваться в мэрии.
Интересно, что когда возникла необходимость в новых территориях, мэрия пыталась расширить границы города, не обращая внимания на уже утвержденный генплан, что привело к запутанной ситуации.
- Если генплан оказывается бесполезным, зачем его разрабатывать?
- Генеральный план города Бишкека до 2050 года — это стратегический документ, который необходим для градостроителей. Даже если чиновники не понимают его значение, он все равно важен для будущего города и должен быть использован для разработки новых проектов.
Читайте также:
