Сырье слишком дешево («Expert Online»)

Стоимость никеля с 2006 года находилась выше 20 тыс. долларов за тонну и в 2007 году поднималась до рекордных 52 тыс. долларов за тонну. В конце 2008 года цены на никель рухнули до 9 тыс. долларов за тонну, а во втором полугодии 2009 года его стоимость вернулась к привычным 20 тыс. долларов за тонну. В прогнозе на 2015 год аналитики Societe Generale и Credit Suisse предсказывали его цену выше 17 тыс. долларов за тонну, а Deutsche Bank выше 19 тыс. долларов. Но цены на никель, составлявшие в начале 2015 года 15 тыс. долларов за тонну, в августе упали ниже 10 тыс. долларов, а на сегодняшний день составляют всего 8 312 долларов за тонну. При этом себестоимость производства никеля составляет от 14 до 16 тыс. долларов за тонну.
Платина, стоимость которой в кризис 2008-2009 годов падала с 2000 до 800 долларов за тройскую унцию, сегодня снова подешевела до 880 долларов за унцию. Медь, рухнувшая в цене с 7 тыс. долларов за тонну до 3 тыс. долларов в прошлый кризис, сегодня снова стоит 4,5 тыс. долларов за тонну. Стоимость нержавеющей стали на Лондонской бирже металлов (LME) в конце 2015 года снизилась до 8650 долларов с 15500 долларов за тонну, годом ранее.
Падение цен на сырьевых рынках началось задолго до «черной недели» на мировых биржах в начале 2016 года и последние плохие новости с рынков ценных бумаг только усилят этот тренд. Падение стоимости сырьевых товаров, как и в 2009 году, уже поставило многих производителей на грань рентабельности, либо хуже того, они работают неся убытки. Опасность дальнейшего снижения сырьевых цен, состоит в том, что рано или поздно начнут останавливаться производства. Для производителей не так опасна глубина падения цен, как их длительное нахождения на низком уровне. Если часть производителей разорится и возникнет дефицит сырьевых товаров, то мировые цены на них неизбежно пойдут вверх. В какой стране производства остановятся, а в какой продолжат работать – это вопрос не только эффективности бизнеса, но и протекционизма местных властей. Пока что Центральный банк России боится инфляции больше, чем остановки производств. Благо, хоть в этот раз ЦБ не стал тратить сотни миллиардов долларов на «плавную девальвацию» образца 2008 года, а дал подешеветь рублю сразу, что немного повысило конкурентоспособность российских товаров и сберегло валютные резервы.
Сегодняшнее открытие торгов, тоже не внушает оптимизма – китайские и австралийские ценные бумаги уже потеряли около 2%, более 1% теряют биржи Тайваня и Южной Кореи. Нефть марки Brent подешевела на 2% и стоит 32,78 доллара за баррель. Российский фондовый рынок, как и ожидалось, открылся значительным падением - индекс ММВБ снизился на открытии на 2,8%, а индекс РТС упал на 4,6%.
Обсудим?
Смотрите также: