Символ веры



Символ верыМежконфессиональный форум собрал духовных лидеров республики, дабы обсудить сегодняшнее состояние и возможность налаживания более плотного диалога в области религии.

Импортные проповедники

Мероприятия столь грандиозного масштаба в республике проводятся нечасто. Обычно мусульманские, христианские, иудейские и другие духовные лидеры предпочитают решать проблемы своей общины внутри неё самой.

Однако ситуация с «импортозависимостью веры» стала настолько непредсказуемой, что лидеры конфессий всё же решили собраться за круглым столом и обсудить, как оградить паству от вредоносного влияния.

— Сейчас наступило время перейти к конкретным действиям. Уверен, что к сотрудничеству готовы все конфессии. Человечество столкнулось с различными кризисными явлениями. Идёт борьба в области политики, идеологии и экономики. Налицо воплощение в жизнь так называемого проекта «управляемого хаоса». Создаются незаконные вооружённые формирования, которые получили новое обозначение как армии нового типа. Так оно и есть. Эти подразделения в буквальном смысле сносят регулярные правительственные войска, а также законно избранные правительства и устанавливают свою власть. К примеру, движение ДИАШ (ИГИЛ). Кыргызстан сегодня сталкивается с целым рядом угроз. Одна из самых серьёзных — радикализм, пропагандирующийся среди малограмотного и бедного населения. Преодолеть это влияние призваны традиционные для страны ислам и православие. Две религии должны стать духовной основой становления национального сознания, гарантом мира и спокойствия. В регионах, откуда выезжают в Сирию наши сограждане, наиболее активно работают представители «Хизб ут-Тахрир», Исламского движения Туркестана и других экстремистских организаций. Расширение влияния православия и традиционного ислама способно противостоять распространяемой в обществе экстремистской идеологии, — сказал председатель Ассамблеи народа Кыргызстана Токон Мамытов.

Напомним, что ещё в 1940-х годах Средняя Азия стала местом ссылки различных сектантов и представителей западных конфессий. Так, в Кыргызстан попали и начали миссионерскую деятельность представители разных течений, чья деятельность в других странах признана вредоносной. При этом вследствие гонений позиции традиционных для страны ислама и Русской православной церкви (РПЦ) существенно ослабли.

По словам экспертов, ситуация усложнилась после обретения респуб­ликой независимости. Из-за лояльного отношения властей в первые годы после распада СССР республику наводнили представители многочисленных церквей и течений. По официальным данным, в 1990-х годах в КР проповедовали 900 официально зарегистрированных миссионеров. Немало было и тех, кто это делал нелегально. При этом они работали в том числе и на государственном языке, что дало свои плоды: на сегодняшний день в республике порядка 15 тысяч этнических кыргызов являются прихожанами протестантских церквей, из-за чего в стране уже обострялись межконфессиональные отношения.

В сельской местности, к примеру, односельчане рассматривали соседей, принявших другую религию, как вероотступников. Их подвергали общественному осуждению и исключали из числа членов «Ынтымака» (традиционной системы взаимопомощи). Были случаи, когда более 500 жителей Сузакского района Джалал-Абадской области даже потребовали выселить восемь кыргызских семей, вступивших в баптистскую церковь.

Впрочем, тревогу экспертам, духовенству и чиновникам внушает не только эта тенденция. Власти и общественность обеспокоены появлением сектантов от ислама, часть которых придерживается радикальных или экстремистских идей. Десятки граждан Кыргызстана участвуют в боевых действиях на стороне так называемого ИГИЛ, выходцы из КР есть в рядах «Талибана», действующего в Афганистане, несколько тысяч жителей республики стали членами подпольной организации «Хизб ут-Тахрир». Причём, как утверждают официальные источники, вербовка в ряды экстремистов продолжается.

Сила духа

Эксперты отметили: в сложившейся ситуации государство должно объединить усилия в борьбе с экстремизмом с РПЦ и ДУМК, а также с другими конфессиями. По их мнению, усиление влияния традиционных религий на население, должное духовное воспитание и привитие ценностей, пропагандируемых Библией и Кораном, нанесут серьёзный удар по деятельности радикальных организаций.

Помочь в этом призвана новая концепция госполитики в религиозной сфере КР на 2014-2020 годы. Она подразумевает ряд изменений в законодательстве для усиления контроля за деятельностью в стране духовных конфессий, а также призвана наладить диалог государства, РПЦ и ДУМК для совместной работы с целью расширения влияния православия и традиционного ислама в Кыргызстане.

— Мы вынуждены признать, что в рес­публике распространяются вредоносные идеи, которые прикрываются религией, дают неверное толкование канонам. И здесь необходимо, чтобы именно духовные лидеры активно помогали выявлять такие моменты и пресекать их. Сейчас идёт активная работа над поправками в законодательство, которые позволят чётко регламентировать взаимоотношения между государством и религиозными структурами. Многие рекомендации, поступившие от них, уже одобрены Госкомиссией по делам религий. Но я бы хотел остановиться вот на каком моменте. Мы должны помнить, что именно мирное сосуществование конфессиональных общин, этнических групп и других сообществ сможет помочь противостоять негативным проявлениям экстремизма. Сегодня важно создать диалог, а не заниматься критикой права выбора человеком своих религиозных или атеистических взглядов, — считает заместитель директора Государственной комиссии по делам религий КР Закир Чотаев.




Большая роль отводится религиозному образованию. По словам специалистов, население всё чаще становится жертвой пропаганды экстремистских организаций именно из-за незнания основных постулатов ислама и православия. Приверженцы нетрадиционных конфессий сознательно искажают представления о догматах. Теперь же, если какая-либо религиозная организация решит обучать людей, ей придётся делать это по государственным стандартам, которые не допустят разжигания розни или распространения экстремистских идей.

Не менее важный, по мнению директора Научно-исследовательского института исламоведения КР Маметбека Мырзыбаева, момент — налаживание внутриконфессионального диалога.

— К сожалению, по моим наблюдениям, имеет место отсутствие согласия внутри самих общин. Из-за этого начинают развиваться различные вредоносные течения, которые пагубно влияют на общество и особенно на молодое поколение. Мы должны создать платформу для борьбы с этим явлением. Большой проблемой остаётся прозелитизм. Отношение к людям, которые поменяли вероисповедание, крайне негативное, но ведь в Конституции республики заложена свобода вероисповедания. На деле же оказывается совсем по-другому. Конечно, это отпугивает людей. То есть получается, что с одной стороны духовные лидеры всех конфессий призывают к добру, миру, толерантности и согласию, но стоит человеку поменять свои религиозные взгляды, на него ополчаются. С точки зрения ислама переход в другую веру — смертельный грех, и некоторые имамы призывают к насильственным действиям в отношении таких людей. Такие случаи были в Кара-Суу…

Есть ещё одно, что объединяет традиционные конфессии — воспитание в прихожанах правильного понимания веры. Ведь именно поверхностные её знания дают возможность зарождению предрассудков и неправильному толкованию. В том числе и экстремизму. Важно ещё понимать, что соблюдение народных традиций — это вовсе не значит жить по вере. Истинно верующий человек никогда не опустится до насилия.

Максат Чынгыз уулу


Комментарий
Зайырбек Эргешев, директор Госагентства по делам религий КР.


— Разносторонняя польза от постоянного диалога между религиями может быть огромной. Во-первых, такой диалог может способствовать устранению или хотя бы сглаживанию межрелигиозных противоречий, ввести идеологическое соревнование между религиями и конфессиями в цивилизованные рамки, что весьма положительно скажется на этнонациональных отношениях и социально-политической стабильности. Во-вторых, межрелигиозный диалог станет препятствием на пути радикалов из среды политиков и религиозных деятелей, нацеленных на использование мобилизационного потенциала религий для реализации своих политических амбиций. В-третьих, межрелигиозный диалог поможет объединению усилий людей различных вероисповеданий и национальностей на борьбу против глобальных угроз, несущих беды человечеству. В-четвёртых, межрелигиозный диалог поможет обществу осознать тот факт, что реальные причины, лежащие в основе религиозно-политического экстремизма и международного терроризма, бесперспективно искать в том или ином религиозном учении. Тем самым будет облегчён поиск подлинных причин таких явлений, а, следовательно, средств и методов эффективной борьбы с ними. И наконец, межрелигиозный диалог даёт мощные стимулы не только для решительного осуждения проявлений международного терроризма, а также религиозно-политического и этнонационалистического экстремизма, но и для налаживания необходимой воспитательной работы, направленной на предупреждение подобных преступных деяний в будущем.

Справка

Религиозные организации, чья деятельность запрещена в Кыргызстане на основании решения судебных органов: «Аль-Каида», движение «Талибан», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс» («Конгра-Гель»), «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Хизбут ут-Тахрир-аль-Ислами», «Группа джихада» («Союз исламского джихада»), «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ, «Исламская партия Туркестана»), «Церковь объединения» (церковь Муна), «Жайшуль махди», «Джундь-аль Халифат» («Джунд-аль Халифат»), «Ансаруллох» («Ансарул Аллах»), «Ат-Такфир Валь-Хиджра» («Ат-Такфир ва-л-Хиджра»), религиозное движение «Акромия», «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра», «Катибат аль-Имам аль-Бухари» («Батальон имама Бухари»), «Жаннат ошиклари» («Поклонники рая»).