Обмен дипударами

Драка, а не бокс
С Жекой мы давным-давно занимались в одной секции бокса. На соревнованиях выступали в лёгком весе. Увы, теперь можем соперничать только в самой тяжёлой категории.
– То ли от лет, то ли от котлет, но весы зашкаливают, – погладил живот Евгений Иванович. – На ринге я теперь напоминаю боксёрскую грушу для отработки ударов.
Честно говоря, я тоже уже выдохся, и мы к взаимному удовольствию быстро закончили этот спарринг. Сняли перчатки, достали термосы с настоем шиповника. Полковник Никитин нашёл в ноутбуке Владимира Высоцкого. Зазвучала наша любимая «Песня о сентиментальном боксёре»: «А он всё бьёт – здоровый чёрт. Я вижу – быть беде. Ведь бокс – не драка, это спорт, отважных и т.д.».
– А на дипломатическом ринге сейчас уже не бокс, а настоящая драка, – постарался направить разговор в нужное русло обозреватель «АН». – Слышал о новой высылке наших дипломатов из западных стран?
Полковник сначала молча кивнул, потом стал рассказывать. По его информации, Великобританию в первую очередь поддержали «русофобские карлики» – Эстония, Латвия, Литва,к ним готовы примкнуть Польша, Болгария, Чехия, Дания, Ирландия, Нидерланды и другие западные страны.
Англия уже выслала 23 российских дипломата, якобы связанных с разведкой, а также заморозила все контакты с Москвой на высшем уровне. Россия, в свою очередь, выдворила тоже 23 сотрудника британского посольства, отозвала разрешение на открытие консульства в Санкт-Петербурге и прекратила работу Британского совета.
– Говорят, под крышей этого культурного центра работали английские джеймсы бонды, – сказал журналист.
– Да, это было настоящее шпионское гнездо, – подтвердил информацию полковник Никитин. – Кстати, по некоторым данным, британские разведчики активно используют и журналистское прикрытие.
– Неужели возможна высылка наших западных коллег? – спросил обозреватель «АН».
– В народе говорят: «Коль пошла такая пьянка – режь последний огурец!» – махнул рукой Евгений Иванович. – По-видимому, теперь уже не до обмена выверенными мерами: дипломатическими апперкотами, хуками, свингами… Бокс закончился, началась уличная драка, а в ней все средства хороши.
Останутся только уборщицы
Никитин закрыл на ноутбуке файл с песнями Высоцкого. Стали смотреть последние анекдоты. Особенно заинтересовал вот этот:
«Постпред РФ в ООН ходит по коридору и задумчиво бормочет себе под нос:
– Куда же ещё пять? Куда же ещё пять?
Его спрашивают:
– О чём вы?
– Видите ли, по нашим расчётам, на всю Британию хватает пяти боеголовок. А на ракете их десять. Вот и ломаем голову – куда девать ещё пять».
– Не дай бог, если после обмена дипударами последуют ракетно-ядерные, – высказал опасение журналист. – Не верится, что отравление какого-то жалкого предателя может привести к третьей мировой войне.
– И я в это не верю, – не стал спорить Евгений Иванович. – Но обстановка может резко накалиться. Ведь недостаток правдивой информации никогда до добра не доводил. А такое может случиться, если в результате всех этих высылок в посольствах останутся лишь несколько рядовых дипломатов да пара уборщиц.
– До этой степени дипломатического маразма уже дошли российско-украинские отношения, – сказал обозреватель «АН». – Сейчас киевские власти и рады бы поддержать британского льва, но кишка тонка.
– Почему? – спросил Никитин.
На днях первый вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко на своей странице в Facebookрассказала, что дипломатические отношения между двумя странами уже и так «сведены к минимуму»: в Киеве нет российского посла, а в Москве – украинского. В диппредставительствах остаются только рядовые сотрудники и консулы.
По словам Геращенко, если оставшиеся российские дипломаты будут высланы, Москва примет аналогичные меры, а это оставит украинских заключённых в России без возможности ощущать поддержку Киева. Она перечислила ряд «политзаключённых», в числе которых назвала Станислава Клыха, Николая Карпюка и Романа Сущенко.
Карпюк и Клых – члены запрещённой в РФ националистической организации «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона». В мае 2016 года Верховный суд Чечни приговорил их к 22, 5 и 20 годам колонии строгого режима.
Сущенко обвиняют в шпионаже. По данным ФСБ, этот полковник с журналистским удостоверением работал на украинскую разведку и собирал сведения о деятельности российских Вооружённых сил и Росгвардии.
– В украинском посольстве в Москве осталось настолько мало легальных разведчиков, что пришлось привлекать Сущенко без дипломатического прикрытия аж из Парижа, – усмехнулся полковник. – Теперь у Киева один резидент на четыре страны. И скоро останется в качестве разведприкрытия лишь «крыша» дворника с уборщицей.
Это сейчас понимают не только на Украине. Вот что пишет чешская пресса: «Теперь у правительств европейских стран во многом связаны руки, поскольку Москва заявляет: если вы вышлете 10 «наших», мы вышлем 10 «ваших». Но если у Кремля аккредитовано 140 дипломатов и административных сотрудников в Чехии, а у чешской дипломатии – всего 65 сотрудников в России, Прага не может оказать сильный нажим, не теряя своей способности вести в России дипломатическую деятельность».
В ответ на эту цитату Евгений Иванович вспомнил басню Крылова: «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!»
Кто останется в проигрыше?
Взаимная высылка дипломатов-разведчиков к добру не приведёт. По мнению экспертов, ухудшится количество и качество информации, поставляемой высшим лицам для принятия важных решений. Возрастут недоверие и угроза войны.
Полковник Никитин вспомнил Карибский кризис, когда только прямые контакты советского резидента с высшим руководством США позволили избежать ядерной катастрофы. И это отнюдь не единичный случай.
Полковник Никитин разъяснил, что в отличие от американцев у нас исторически куда лучше поставлена нелегальная разведка. На Западе считают, что посольства и дипломатические здания – это первый и главный этаж (groundzero) агентурной разведки. Все их агенты так или иначе «сопровождаются» (курируются) сотрудниками разведки, которые, как правило, имеют прикрытие в виде дипломатических должностей, что позволяет им избегать уголовного преследования и даёт множество привилегий.
Поэтому ещё в 1990-е годы США сами ослабили свою агентурную разведку, переключившись на техническую, делая ставку на спутники-шпионы и глобальную прослушку. И вот теперь пытаются её аврально восстанавливать, не имея под рукой не только базовых навыков, но и системы подготовки оперативников, способных работать с нелегальной агентурой.
Совсем другую подготовку имеют российские штирлицы. Как пишет журналист-расследователь Зак Дорфман, старший научный сотрудник Совета по этике в области международных отношений Фонда Карнеги, «агентам ФБР очень не нравилось, что в русской дипмиссии работало «непропорционально много» образованных и инженерно подкованных людей, которые на равных общались с местными технократами».
«Они (русские разведчики из консульства) общаются с обычными американскими техническими парнями без интеллекта, которые живут по принципу дом-работа-дом. Если сыграть с ними в хоккей или выпить, то эти ребята всё расскажут», – приводит слова американского контрразведчика автор журнала Foreign Policy.
Впрочем, даже не это волновало офицеров ФБР. Вот ещё пример якобы «странного поведения русских сотрудников», запротоколированный американскими контрразведчиками. Машина дипмиссии в поздних сумерках подъехала к заправке. Водитель просто стоял рядом со своей машиной, не покупая топлива, а пассажир приблизился к дереву, зашёл за него и через минуту вернулся в весёлом настроении. Потом они уехали. Причём так повторялось несколько раз. К ужасу американских оперативников именно под этим деревом пролегала секретная волоконно-оптическая кабельная сеть Пентагона.
– Русские привыкли побеждать не числом, а умением, – закончил беседу с обозревателем «АН» полковник Никитин. – В случае высылок наши дипломаты-разведчики будут работать за себя и за того парня, что из-за Скрипаля объявили персоной нон грата.
Обсудим?
Смотрите также: