Платежи для «цитрамоновых королей»

— Это освобождение вводилось с хорошими намерениями, чтобы лекарства были по доступной цене для пенсионеров, для детей. Но они же не подешевели. Наоборот, они у нас самые дорогие, притом что их освободили ещё и от уплаты НДС. Разница идёт в карманы так называемых «цитрамоновых королей». Если нет НДС, то и препараты должны стоить дешевле, а они в 5-10 раз дороже, чем в той же Москве. Я знаю, очень многие люди заказывают лекарства и передают через аэропорт. Правительство через некоторое время после ввода налоговых освобождений должно промониторить, имеется ли ожидаемый эффект, но этой работы не было. Хотя даже без исследований видно, что это освобождение не дало никакого эффекта. Значит, надо его отменить, и пусть 20%, как положено, эти «цитрамоновые короли» платят в республиканский бюджет, — предложила она.
Кстати сказать, Министерство здравоохранения Кыргызстана перед вступлением в ЕАЭС провело работу и добилось преференций по фармацевтическому рынку. Именно после вступления в ЕАЭС лекарства из стран-участниц союза не облагаются НДС и таможенной пошлиной. Предполагалось, что начиная с 2016 года будет общий рынок и общие правила, вышло уже два соглашения в области регулирования лекарств. Но что толку?
Сегодня в Кыргызстане лекарственный бизнес достигает миллиардных оборотов. Кто же хочет делиться таким пирогом? Бизнес лоббировал свои интересы во властных структурах, что привело к жарким дебатам в парламенте. Тем не менее совсем скоро кыргызстанцы, нуждающиеся в квалифицированной медицинской помощи, смогут ощутить на себе позитивные изменения. Недавно депутаты внесли в закон поправки, касающиеся редких заболеваний. Людей с такими недугами рождается может от силы пять человек на всю страну, но ведь они тоже нуждаются в лечении. Однако до настоящего времени завоз лекарств для них не представляет коммерческого интереса.
— Я понимаю, что бизнес, в том числе фармацевтический, должен подчиняться экономическим законам, но нельзя забывать о том, что этот вид предпринимательской деятельности связан с важной сферой — здоровьем и жизнью людей. А жизнь для нас важнее выгоды. Убеждён: тех, кто думает исключительно о наживе, быстро подвинут те, кто заботится не только о наполнении собственного кармана. Таковы условия современного рынка. Словом, фармакологический бизнес должен быть не только экономически выгодным, но и ответственным, — считает министр здравоохранения КР Талантбек Батыралиев.
По его словам, до недавнего времени в законодательстве существовала норма, согласно которой цены на лекарства определял рынок. В результате аптеки устанавливали стоимость медпрепаратов так, как им хотелось. Сейчас же этот процесс взят под контроль. Государство, чтобы гарантировать своим гражданам качественное медицинское обслуживание, должно не только обеспечивать необходимыми препаратами, но и сделать их доступными.
По информации Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники КР, поставкой лекарственных средств в Кыргызстан в основном занимаются 10 местных компаний. Так, за первый квартал 2017 года ими было поставлено лекарств на сумму 3 млрд 654 млн 230,9 тыс. сомов. Завозились препараты преимущественно из России, Германии и Словении.
А что же своё производство? Речь об открытии фармзавода на территории КР шла ещё в 2015 году. Но, как и всё в Кыргызстане происходит, дальше разговоров дело не идёт, да и «цитрамоновые короли» вряд ли потерпят конкурента у себя под боком.
Между тем, через Глобальный фонд борьбы со СПИДом в республику попали недорогие лекарства для лечения чумы XX века. Однако в 2018 году международная организация прекратит для КР финансирование поставок некоторых лекарств. В два раза.
Как быть дальше? Ведь лекарств не будет, а денег в бюджете нет. Нельзя останавливать процесс, если больной получает лекарства. Первое, что приходит на ум — теребить бюджет. Хотя он и не резиновый, и давно уже напоминает тришкин кафтан, а второе направление — в свободной экономической зоне ещё два года назад пытались запустить фармзавод, чтобы он выпускал лекарства по этой тематике. Какой вариант выберут в правительстве — станет понятно только в будущем.
Максат Чынгыз уулу
Обсудим?
Смотрите также: