Было вашим, станет нашим

Верхненарынский капкан
Скандалом недели можно назвать заявление депутатов Жогорку Кенеша о том, что «комиссия по проверке законности израсходованных на строительство Верхненарынского (ВНК) каскада ГЭС 37 млн долларов выявила завышение цен на приобретение материалов и проведение работ в дватри раза».
Напомним, что упомянутая парламентариями комиссия была образована в последних числах января 2016 года, а уже 2 февраля, то есть менее чем через неделю, состоялось её первое заседание, где и были представлены озвученные факты.
Особенно возмутили нардепов траты компании на рекламные продукты, на которые отводилось 47 тыс. долларов (или 2 млн сомов). «Зачем надо было рекламировать эти ГЭС?» — гневно вопрошали народные избранники.
А для чего в этом мире существует реклама? Зачем, например, политические партии рекламируют свою деятельность, идя на парламентские выборы? Причём тратят на эти цели миллионы сомов.
Ну да ладно с партиями. Другое непонятно. Такая скоропалительность выводов о завышении цен вызывает некоторое недоумение. Вопервых, окончательные выводы члены комиссии должны были представить лишь в апреле 2016 года. Вовторых, для проверки законности расходования средств в данном случае необходимо участие аудиторов Счётной палаты, причём не только Кыргызстана, но и России. Поскольку, напомним, финансирование стройки осуществляла российская сторона.
Докопались депутаты и до экологической составляющей. Якобы компания, которая проводила природоохранные исследования, была оформлена на одного высокопоставленного чиновника КР. Повидимому, по этой причине её выводам доверять не следует? А тот факт, что там работают высококлассные специалисты в области экологии, у которых есть бесценный опыт ещё со времён СССР, в расчёт депутаты не взяли.
Возвращаясь к проблемам Верхненарынского каскада, трудно представить, что «Русгидро», при содействии которой осуществлялось строительство ГЭС, будет воровать сама у себя. Компания имеет солидную международную репутацию надёжного партнёра. Вся необходимая отчётность, в том числе и по ВНК, размещена на официальном сайте «Русгидро».
Странно ещё и то, что депутаты ЖК нынешнего созыва, обсуждая ситуацию вокруг каскада, ни словом не обмолвились, что кыргызская сторона долгое время не выполняла некоторых своих обязательств, а это серьёзно тормозило работу. Напомним, речь идёт об отводе земель под строительство. Этот вопрос худо-бедно удалось решить лишь в конце декабря 2015 года, да и то не до конца.
Между тем, по словам директора ЗАО «Верхненарынские ГЭС» Александра Нарваева, на объекты, построенные в рамках проекта, потрачено около
2 млрд сомов. Один только вахтовый посёлок на 450 мест обошёлся в 260 млн сомов. На разработку ТЭО проекта, по словам Александра Нарваева, ушло 120 млн сомов, изготовлена проектная документация на Булунскую и Нарынскую ГЭС. В итоге только на техникоэкономические обоснования было потрачено 800 млн сомов.
Кроме того, глава ЗАО отметил, что за время реализации проекта от ВНК в бюджет Нарынской области поступило более 120 млн сомов налогов. Компания выплатила Минтрансу КР 37 тыс. сомов за старый мост, который потом отремонтировала, собрала и установила. На строительномонтажные работы ушло около 20 млн сомов. И это не говоря о рабочих местах, где трудились в основном местные жители.
— Строительство осуществлялось по сметной документации, которая прошла государственную экспертизу, и все документы у нас в наличии. Для проверки отчётов можно привлечь оценочную компанию — независимого аудитора или Счётную палату. Все операции мы проводили согласно законодательству КР, объявления о тендерах размещали в СМИ и на нашем сайте, — заявил Александр Нарваев.
Некоторые эксперты, в частности директор Института развития Сергей Масаулов, не исключают, что весь ажиотаж вполне может быть связан с тем, чтобы после денонсации соглашения с РФ о строительстве ГЭС не возвращать российской стороне потраченные деньги.
Золотое преткновение
Можно привести и другой пример инвестиционной «привлекательности» Кыргызстана. С каждой сменой правительства в стране поднимается вопрос о золотоносном месторождении Кумтор. И каждый раз кыргызская сторона заявляет, что действующее соглашение с канадской компанией, занимающейся разработкой рудника, не отвечает национальным интересам страны.
Предприятию, ведущему добычу «вечного металла», предъявляют массу претензий. До последнего времени главной была экология. Под видом нанесения вреда окружающей среде у канадцев вытребовали миллионы сомов.
Между тем Европейская экономическая комиссия ООН UNECE в своём исследовании экологического состояния в регионе отметила золотодобывающую компанию как единственную, которая прозрачно показывает свою работу по охране окружающей среды.
Однако доводы столь авторитетной организации почему-то во внимание не принимаются, а работу этого предприятия с определённой периодичностью называют экологически вредной. Примечательно то, что этот аргумент всё чаще используют политики, когда им нужно поднять свой собственный рейтинг.
Особенно часто раздавались призывы и к национализации объекта. Причём те, кто об этом громче всего заявлял, по всей вероятности понятия не имеют, что означает эта процедура.
Следует напомнить, что национализация, то есть передача частной собственности в ведение государства, должна осуществляться через полный или частичный выкуп — реквизицию. Вопрос в том, достаточно ли богата казна Кыргызстана, чтобы позволить себе такие траты? Безусловно, нет. Дефицит бюджета страны колоссальный. И было бы странно, если бы в парламенте этого не понимали. Или всё же речь идёт об элементарной конфискации. Правда, в этом случае должны быть веские аргументы. Например, решение международного арбитража.
После того, как варианты с экологией и национализацией не прошли, депутаты нашли очередную причину для золотого преткновения. Напомним, Совет директоров компании «Центерра Голд Инк» принял решение о выпуске 4,6 млн акций в качестве дополнительной эмиссии. Кыргызстану было предложено создать совместное предприятие для управления работами на месторождении. Власти республики отказались, опять-таки заявив, что это «не соответствует национальным интересам».
По информации АО «Кыргызалтын», несмотря на очевидную значимость и успешность «Кумтора», «Центерра» испытывает немало проблем в Кыргызстане.
— Это неоднократно обрушивало стоимость акций канадской компании, нанося ей материальный и репутационный ущерб. Исходя из этого, а также необходимости расширять проектный портфель, «Центерра» начала искать альтернативу Кумтору. У компании есть ещё два месторождения — Гацурт в Монголии и Оксют в Турции, — подчёркивают в ОАО «Кыргызалтын».
Стоит ли говорить, в какой финансовой ситуации окажется страна, если «Кумтор» уйдёт? И без того скудный бюджет потеряет почти треть доходов. Стало быть, закроются некоторые жизненно важные социальные программы.
Добро пожаловать и кетсин!
Между тем о потере двух крупных инвесторов в парламенте и правительстве не очень расстраиваются. Дескать, свято место пусто не бывает, придут другие. Буквально на днях премьерминистр Темир Сариев заявил, что для инвесторов должны создаваться все необходимые условия.
— Под таким девизом проходят все наши переговорные процессы с иностранными партнёрами. Конечно, это правильно, и сегодня мы в полной мере можем сказать, что в нашей стране созданы наиболее благоприятные условия для инвестирования, — заявил глава кабмина.
Охотно можно было бы согласиться с Темиром Сариевым, но вот незадача. Некоторое время назад Международная финансовая корпорация (МФК), чьи выводы признаются во всём мире как компетентные, проведя исследование, отметила, что 80% иностранных инвесторов, работающих в Кыргызстане, утверждают, что «ведению бизнеса в КР препятствуют прежде всего коррупция, низкая прозрачность в работе госорганов и непредсказуемость действий правительства».
По данным МФК, почти половина зарубежных бизнесменов сомневаются, что могут защитить в Кыргызстане свои права. В документе также говорится, что в результате действий правительства или госорганов инвестиции из экономически развитых государств в Кыргызстан на начало 2015 года сократились более чем на треть, и почти на столько же из стран постсоветского пространства. В половине случаев предприниматели прямо называют причиной закрытия бизнеса в КР действия государства, коррупцию и отсутствие прозрачности, а вовсе не убыточность бизнеса.
Правда, на днях выступая на одном из заседаний правительства, Темир Сариев отметил, что 2015 год для Кыргызстана стал переломным. В том числе и по борьбе с коррупцией. Напомним, с этим негативом в стране борются пять государственных структур. Но их усилия вряд ли можно назвать оправданными. Ибо по данным международной исследовательской организации Transparency International, на начало 2016 года среди 168 стран, где проводилось исследование, Кыргызстан находится на 123 позиции.
Важно отметить, что Темир Сариев не первый премьер, который рисует радужные перспективы для иностранных инвесторов. Щедрые обещания давали и его предшественники. Однако несмотря на все заверения, ситуация остаётся прежней. Поначалу власти активно зазывают инвесторов вкладывать деньги в местную экономику. А после того как инвестор вложил деньги, начинаются сложности, решить которые можно лишь с помощью «финансовых вложений» в карманы конкретных лиц, входящих во властные структуры.
Людмила БЕСЕДИНА
Обсудим?
Смотрите также: