Выжженное поле

Не губите, мужики
Слово «спасительные» в данном случае не преувеличение. Вот что сказал совсем недавно о состоянии наших земельных угодий известный экономист Юсуп Таширов: «Пашня в стране настолько истощена, что содержание гумуса в почве сократилось в 2-4 раза и составляет сегодня в среднем 0,4-1,2%, а нужно как минимум 3%. Особенно сильна деградация земли в низовьях Баткенской, Ошской, Чуйской областей. Содержание гумуса в этих регионах сократилось в 5 раз от нормы». А далее Юсуп Ташиев утверждает: «Если мы будем так же равнодушно относиться к главному богатству страны — земле, то через 20-25 лет наша пашня превратится в выжженную пустыню».
Как же мы докатились до того, что стали сами себя обрекать на голод? Всё просто. Наши фермеры в основной своей массе понятия не имеют об агротехнических приёмах при производстве сельхозкультур. Севообороты, культивация пашни, строгое ограничение применения химии — всё это для наших уважаемых дехкан как высшая математика. Удивляться здесь, впрочем, не стоит. Они никогда не учились агронауке, действуют по наитию или «как сосед посоветовал». О минеральных удобрениях в данном случае необходимо сказать особо. Самые бедные сельхозпроизводители их вообще не используют, а те, кто побогаче, заливают землю химией от души. Причём, как признаются специалисты отрасли, в республику зачастую поставляются минеральные удобрения сомнительного качества и нередко — контрабандным путём. К тому же крестьяне применяют удобрения не вовремя, что только губит почву. Это лишь несколько примеров варварского отношения к землекормилице, и она (не дай бог, конечно) может нам жестоко отомстить. Взять хотя бы печально известных фасолеводов Таласской области, которые сеют бобовые культуры на одном участке по нескольку лет. Неудивительно, что урожайность фасоли у них упала на 30%, но таласцы с упорством, достойным лучшего применения, продолжают высеивать фасоль.
Примерно 6 лет назад проблемой истощения почвы всерьёз озаботился бывший министр сельского хозяйства Искендербек Айдаралиев. Большой профессионал своего дела, он отчетливо понял, что пришла пора спасать землю. Как это сделать, Айдаралиев давно уже знал. Он призвал своих коллег-аграриев начать активную и масштабную работу по внедрению в сельхозпроизводство биоудобрений. И после своей отставки с поста министра создал Федерацию органического движения, в которую, кроме него, вошли известный предприниматель Султан Сарыгулов, бизнесмен и изобретатель Алексей Веденёв и многие другие неравнодушные к будущему сельского хозяйства республики люди.
Двойная польза
Свою деятельность они начали с разъяснительной работы среди населения. В специально изданных брошюрах члены федерации утверждали: «Для того чтобы вернуть земле возможность плодоносить, необходимы специальные удобрения, приобретать которые ни государство, ни фермеры не в состоянии. В то же время Кыргызстан имеет реальные возможности для обеспечения внутренних потребностей в удобрениях и повышения уровня плодородия сельскохозяйственных земель. Реальным шагом для решения обозначенных экономических и экологических проблем может стать применение биогазовых технологий».
По данным Национального статистического комитета, в стране на данный момент насчитывается 1,34 миллиона голов крупного рогатого скота, 5,3 миллиона свиней и овец, 4,8 миллиона голов птицы. Ежегодное количество отходов животноводства составляет более 20 миллионов тонн. Если эти отходы переработать в специальных биогазовых установках, то любой фермер может получить высокоэффективное и экологически чистое биоудобрение в жидком виде. Оно не только поднимет урожайность основных сельхозкультур, но и насытит почву необходимыми для увеличения её плодородия веществами. Кроме того, эти умные агрегаты параллельно вырабатывают биогаз, с помощью которого крестьяне смогут отапливать свои дома. Конечно, стоят такие установки недёшево. В зависимости от объёма — от 3 до 10 тысяч долларов. Далеко не у каждого фермера имеются такие средства. Но ведь есть зарубежные грантодатели, наши банки также готовы выделять кредиты для приобретения биогазовых установок. Как говорится, возможны варианты. Нужно только к этому делу подходить с изрядной долей оптимизма и расчётливости. Скаредность, существование по принципу «после нас хоть потоп» неминуемо приведут к исчезновению плодородной пашни в Кыргызстане.
Кроме биогазовых установок, в республике производятся и органические удобрения. У нас имеются специальные станции и лаборатории. Однако и эта продукция у наших крестьян не пользуется особым спросом. Они утверждают: «Дорого». Конечно, землю истощать намного дешевле. Но что будет потом?
Заскорузлость крестьянского мышления охотно поддерживают сотрудники Департамента химизации Министерства сельского хозяйства и мелиорации. Чиновники утверждают буквально следующее: «Мы согласны, что за последние 20 лет почвенный покров изрядно деградировал. Но это происходит не от избытка минеральных удобрений, а от их недостатка. Сокращение количества применения минеральных удобрений привело к снижению содержания гумуса в почве в 4 раза. Биоудобрения хороши как сопутствующий фактор, но не более того».
«Где взять 7,5 миллиона тонн отходов животноводства? — вопрошают сторонники химизации. — И как это добро транспортировать до перерабатывающих установок». Лукавили, как обычно, чиновники. Они прекрасно знают, что самые продвинутые крестьяне, купившие биогазовые установки, легко нашли способы перевозить навоз к биогазовым установкам, и почему-то им всем хватает этих самых «отходов животноводства».
Сотрудников Департамента химизации в принципе понять можно. Кому хочется потерять свою значимость в глазах крестьян, лишиться возможности распределять добро. Впрочем, эта политика агитации за химические удобрения — ещё цветочки. Долгое время в стране будировался вопрос о строительстве в Таш-Кумыре завода по выпуску минеральных удобрений. Вот это был бы «рай» для нашего сельского хозяйства. Крестьяне бы точно не жалели дешёвой химии (ведь она бы была своя) для взбадривания почвы. Только через несколько лет мы бы получили каменную пустыню взамен продовольственного рая. К счастью, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев решительно забраковал идею строительства завода по производству минеральных удобрений.
Но и у сторонников органического земледелия дела идут ни шатко ни валко. На словах все горячо поддерживают новаторов от сельского хозяйства. Президент страны, премьерминистр во всеуслышание заявляют о необходимости организации в стране зелёной экономики. Более того, политики утверждают, что после вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз мы можем получать немалую прибыль от реализации друзьям экологически чистой продукции. Только вот дело это движется с большим трудом. Ещё в прошлом году руководители Федерации органического движения «Био —KG» просили руководство Жогорку Кенеша о поддержке, но реальной помощи (в смысле принятия соответствующих законов) так и не добились.
Однако и в условиях абсолютного невнимания к своим идеям со стороны власть предержащих сторонники натурального земледелия не отчаиваются. Они действуют самостоятельно, как говорится, на свой страх и риск. На данный момент они уже организовали в стране 10 так называемых зелёных аймаков (территорий). Это довольно интересный опыт, о котором нужно рассказать немного подробнее. Представьте, айыльный кенеш на своем специальном заседании постановляет заниматься выращиванием только экологически чистой продукции, затем крестьяне знакомятся с технологией её производства, закупается необходимая техника и так далее. Первые 10 зелёных аймаков успешно выращивают овощную, плодовоягодную продукцию. И страшно гордятся происшедшими с ними переменами. Ведь их дары природы нарасхват у зарубежных потребителей.
Кулибин —
агроном
С другой стороны, активно действует автор биогазовых установок Алексей Веденёв. Родом он из села, потом стал предпринимателем, но душа постоянно болела за судьбу родного ему сельского хозяйства. Когда-то он вычитал в московском «учёном» журнале, что из обыкновенных коровьих «лепёшек» можно производить чудесное органическое удобрение и как сопутствующий продукт — обыкновенный газ. Много лет трудился кыргызстанский Кулибин над сооружением такого агрегата. Действовал порой по наитию, но в результате добился желаемого: чудо-установка начала производить необходимые продукты. Веденёв сначала испытал её на своей малой родине — в Московском районе Чуйской области, и первые же результаты превзошли его даже самые смелые ожидания. Благодаря биогазовой установке он стал получать просто сказочные урожаи основных сельхозкультур. Со своим изобретением он обошёл многих начальников, от которых зависела его судьба. Веденёва хвалили, желали успеха, но помогать и не собирались. И тогда он сам решил заняться производством своей установки. Дело в принципе движется. Агрегаты покупают фермеры нашей республики и даже зарубежные сельхозпроизводители. Но не так много, как хотелось бы изобретателю. В год он реализует 5-6 установок, не больше. Но, несмотря на это, Алексей Веденёв убеждён, его агрегаты как воздух нужны фермерам, ведь они помогут им внедрить принципы так называемой зелёной экономики и получать экологически чистую продукцию. Но для этого требуется воля государства: поможет ли оно крестьянам с выделением дешёвых кредитов, чтобы Кыргызстан смог занять свою нишу в реализации экологически чистых даров природы…
Дан АКЕРОВ
Обсудим?
Смотрите также: