Создать аккаунт
Главные новости » Соцпортал » Здоровье » Семейное насилие
Здоровье

Семейное насилие

0
Бишкек АИФ. Какова его цена?
Во что обходится государству семейное насилие; что должно и что можно сделать, чтобы искоренить это явление; как защитить пострадавших и изменить гендерную политику. Этим и другим вопросам было посвящено исследование «Сколько стоит насилие в семье?» Его инициаторами и участниками стали представители Ассоциации кризисных центров, объединения сельских женщин «Алга», независимые эксперты и сотрудники других организаций.
Две жизни Мария
В августе 2011 года по всему Бишкеку были расклеены объявления о том, что пропала молодая женщина, мать троих маленьких детей. Указывались приметы, возраст, просили сообщить тех, кто мог её видеть, однако никто не откликался. После случившегося что-то будто произошло и с семилетним сыном пропавшей женщины, он был сам не похож на себя, стал бояться отца. Через две недели он рассказал психологам, к которым обратились родственники, что видел, как мама лежала на полу и на голове у нее была кровь, а папа сказал, что она разлила краску.
Началось следствие. Выяснилось, что женщина, назовём её Мария, не раз рассказывала подругам о том, что муж издевается над ней, однажды она проходила и медицинское освидетельствование по поводу нанесённых побоев, лечилась от сотрясения головного мозга. Обращалась за помощью и в кризисный центр, получала консультации по телефону. За два дня до убийства она сказала матери: «Я так устала! Не хочу больше жить с ним!». В день трагедии Мария позвонила свекрови, просила о помощи, но безрезультатно.
Следствие выяснило, что её убил муж. Чтобы избавиться от трупа, он сначала закопал его, затем, решив уничтожить все улики, откопал и попытался его сжечь, а когда это не удалось, утопил в водохранилище. Со-участником преступления был его отец. Суд приговорил каждого к лишению свободы на 14 лет.
Салтанат
Два года назад в один из кризисных центров за помощью обратились близкие Салтанат, которая в это время находилась на лечении в одной из больниц Бишкека. Салтанат – 36 лет, она мама четверых детей, работала швеёй в частном цехе. С мужем прожила 15 лет. Позже она рассказала, что в ночь на 18 июня 2011 года муж и его водитель насильно вывезли её из дома, а затем жестоко избили и многократно изнасиловали. Она говорила психологам из кризисного центра, что муж часто избивал её, не ночевал дома, приходил пьяный и хвастался своими любовными похождениями. В доме постоянно были скандалы. Свекровь тоже всё время ругала её, забирала все заработанные деньги, не оставляя даже на карманные расходы. Последний случай переполнил чашу терпения, и при поддержке родственников она обратилась с заявлением в районный отдел внутренних дел, а затем привлекла адвокатов.
Муж пострадавшей в то время был сотрудником Государственного комитета национальной безопасности, поэтому дело рассматривалось в военном суде Бишкекского гарнизона. В ходе судебного процесса Салтанат постоянно подвергалась нападкам со стороны родственников мужа, второй обвиняемый – водитель мужа – также давал показания, порочащие женщину. В итоге суд первой инстанции оправдал обвиняемых за недоказанностью преступления.
Перипетий было много. Менялись судьи, проводились повторные экспертизы и следственные эксперименты, муж угрожал Салтанат во время следствия, а затем выкрал ребёнка, не позволяя ей видеться с ним. В настоящее время судебные разбирательства всё ещё продолжаются.
Говорящие цифры
Сбор и анализ данных о семейном насилии на национальном уровне начали после принятия Закона КР «О социально-правовой защите от насилия в семье», вышедшего в 2003 году. В 2009 году Ассоциация кризисных центров провела масштабное исследование, опросив 1600 женщин во всех регионах Кыргызстана, имеющих опыт семейной жизни. 83% из них сообщили, что испытывали насилие в семье, в том числе физическое. Около 3% сказали, что в результате семейного насилия получили стойкое расстройство здоровья, либо стали инвалидами.
По данным Нацстаткома, число обращений по случаям насилия в семье в кризисные центры и другие специализированные учреждения, оказывающие социально-психологическую помощь, растёт. Так, если в 2004 году подобных обращений было 2234, то в 2011 – 8906. Чаще всего обращаются женщины, хотя следует отметить, что за рассматриваемый период более чем в 30 раз выросло число обращений со стороны мужчин (с 47 до 1718). Однако только в 3% случаев от общего числа выездов сотрудников органов внутренних дел по фактам семейного насилия виновные были привлечены к уголовной ответственности и в 18% случаев – к административной.
Следует также отметить, что уголовные дела в отношении женщин, как правило, возбуждаются в связи с убийствами супругов, от которых эти женщины длительное время терпели насилие. Однако это обстоятельство, как и необходимость обороны, судьи практически во внимание не принимают. Напротив, женщины подвергаются более суровому наказанию, чем мужчины, в отношении которых могут применять принцип совершения преступления под влиянием сильного душевного волнения («на почве ревности»), смягчающего ответственность.
Государственные затраты
В исследовании была сделана попытка провести оценку затрат государства, общественных организаций и пострадавших от насилия в семье. Цель проведения расчётов – показать, что отсутствие политики и практики инвестиций в сферу предотвращения насилия в семье и оказания помощи пострадавшим приводит к расходованию значительных государственных средств на борьбу с тяжёлыми последствиями и, таким образом, – к увеличению экономического ущерба, наносимого насилием в семье государству и обществу.
В качестве примера были отобраны два факта, зарегистрированных в 2011 году: убийство женщины в результате насилия в семье и сексуальное насилие в семье в отношении женщины.
Методика оценки затрат предполагала подсчёт преимущественно прямых затрат на ведение дела (предоставление помощи), включая зарплату специалистов и прямые затраты пострадавших (на лечение, адвокатов и др.). Большинство исследований показали, что основную часть прямых расходов несёт государство. Косвенные затраты включают то, что связано с ухудшением качества жизни членов семьи, испытывающих насилие и упущенные возможности.
Полученные результаты доказывают, что прямые затраты государства и общества на один случай убийства женщины в семье составляют больше 1,6 миллиона сомов. Причём здесь не учитывались административные расходы, которые могут составлять 50% и выше от прямых затрат. В расчёты не были включены и расходы пострадавшей стороны. В случае сексуального насилия прямые затраты составили 232 тысячи сомов. При этом доля расходов пострадавшей может быть существенной, примерно 25% всей суммы. Немало средств тратится и на содержание осуждённых (или подозреваемых) виновников насилия. Так, в случае убийства на эту статью расходов приходится 98% прямых затрат, в случае сексуального насилия – 33%.
Таким образом, отсутствие своевременных мер защиты граждан от насилия в семье приводит к значительному увеличению нагрузки на государственный бюджет. В то же время недофинансированными, как правило, остаются статьи расходов, направленные на предотвращение тяжёлых последствий насилия в семье. Это работа участковых милиционеров, деятельность кризисных центров и убежищ. Участниками проекта была сделана попытка просчитать бюджет и определить базовые потребности. Разрыв составил почти 100%.
Между тем у Кыргызстана, ратифицировавшего договор по правам человека, есть обязанности – уважать, защищать и исполнять договорённости в отношении всех лиц, проживающих на территории страны. Однако «иметь права», к сожалению, не всегда означает возможность на практике пользоваться ими. Надо надеяться, что цели участников исследования – продемонстрировать связь между семейным насилием и политикой инвестиций, направленных на предупреждение этого страшного явления, а также побудить правительство к действиям для предупреждения насилия в семье – всё-таки будут достигнуты.
Раиса КАМАРЛИ

Досье

Исследовательский проект был осуществлён при поддержке аппарата омбудсмена, Министерства молодёжи, труда и занятости, представительства Фонда им.
Ф. Эберта в КР, проекта ООН и Европейского союза «Продвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости».


Справка

По данным исследования «Сколько стоит насилие в семье?», в Бишкеке (где реализовался проект) за 10 месяцев 2012 года поступило 2807 сообщений о семейных скандалах, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2011 года.
Десятки случаев насилия в семье заканчиваются убийствами. В 2011 году было совершено 22 убийства в результате семейного насилия, в 2012 году – 12.
1 комментарий
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт argumenti.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК