Жогорку Кенеш в первом чтении принял законопроект об иностранных агентах в КР

В момент голосования было зарегистрировано 106 депутатов парламента.
Отсутствовали: К. Абдиев, М. Абдылдаев, З. Алымбеков, Н. Арипов, А. Келдибеков, У. Кочкоров, А. Кутушев, Э. Обдунов, М. Осмонов, И. Пирматов, К. Самаков, А. Сулайманов, Б. Торобаев, Т. Шайназаров.
"За" одобрение законопроекта в первом чтении, судя по данным, опубликованным Жогорку Кенешем, проголосовали 83 депутата.
"Против" - 23 депутата. А именно: А. Абдрахманов, Р. Акназарова (фракция "Республика"), А. Алтыбаева, Д. Бекешев, Б. Джетигенов, Э. Исаков, Б. Маматов ("Ар-Намыс"), Ж. Джолдошова, А. Кочкорбаев ("Ата-Журт"), О. Домшенко, А. Измалкова, Э. Иманкожоева, Ы. Кадыралиева, Б. Кадыров, И. Карамушкина, М. Мадеминов, Т. Салимов, Г. Скрипкина, Д. Тербишалиев (СДПК), Н. Никитенко, А. Сасыкбаева ("Ата Мекен"), О. Абдырахманов и Р. Жээнбеков.
Согласно проекту закона, под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается НКО, созданная в Кыргызстане, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). И которая участвует - в том числе в интересах иностранных источников - в политической деятельности, осуществляемой на территории КР.
Некоммерческая организация признаётся участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории КР, если независимо от целей и задач, указанных в её учредительных документах, она участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами Кыргызстана решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Этот момент противники законопроекта критиковали особо, упирая на то, что понятие "политической деятельности", дескать, обозначено слишком расплывчато и под неё можно подогнать всё, что угодно. Для сравнения - вот как трактует понятие "политической деятельности" аналогичный акт об иностранных агентах (FARA), действующий в США ещё с 1938 года.
Политическая деятельность по-американски - это "любая деятельность, которая, по мнению или замыслу осуществляющего её лица, должна каким-то образом повлиять на какое-либо ведомство или должностное лицо правительства США или какие-либо общественные круги Соединённых Штатов в том, что касается формулирования, утверждения или изменения внутренней или внешней политики США или в отношении политических или государственных интересов, политики и отношений правительства иностранного государства или иностранной политической организации".
Так в чём же разница между "демократическим" американским законом и "недемократическим" (как утверждают его противники) кыргызстанским законопроектом?
Согласно законопроекту, принятому в первом чтении Жогорку Кенешем, к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, социальной поддержки инвалидов, защиты материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность.
Законопроект также предусматривает, что материалы, издаваемые НКО, выполняющей функции иностранного агента (и/или распространяемые ею, в том числе через СМИ и/или с использованием сети Интернет), должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы издаются (и/или распространяются) НКО, выполняющей функции иностранного агента.
Годовая бухгалтерская отчётность структурного подразделения иностранной некоммерческой организации, если иное не предусмотрено международным договором КР, и годовая бухгалтерская отчётность НКО, выполняющей функции иностранного агента, подлежат обязательному аудиту.
Размеры и структура доходов НКО, а также сведения о размерах и составе её имущества, о её расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
http://delo.kg/index.php/health-7/8689-zakonoproekt-ob-inostrannykh-agentakh-parlament-prinyal-v-pervom-chtenii
Обсудим?
Смотрите также: