В Кыргызстане растет количество рабочей силы. Почему это вызов для государства
Kaktus.media провел беседу с одним из авторов данного документа, Фаридом Талышлы, который поделился основными тенденциями и выявленными уязвимостями, а также предложил рекомендации по улучшению трудового рынка в стране.
Поиск рабочих мест для всех
В Кыргызстане наблюдается молодежное население, где около 32% составляют дети и подростки до 15 лет. Доля молодежи в трудоспособном населении одна из самых высоких в регионе и, согласно прогнозам, будет расти. С 2000 года население страны увеличивалось почти на 2% в год, а в среднесрочной перспективе ожидается рост на 1,4%.Неформальная занятость преобладает в таких сферах, как мелкая розничная торговля, домашний труд и натуральное сельское хозяйство, где работники часто не имеют официальных трудовых контрактов и социальной защиты.
В формальном секторе занято всего около 600 тысяч человек, включая работников государственных предприятий (ГП), что составляет примерно 60% от общего числа занятых в официальной экономике. Это подчеркивает высокую зависимость экономики от государственного сектора.
Фарид Талышлы отметил: "Низкие показатели производительности труда объясняются несколькими факторами, включая концентрацию рабочей силы в менее производительных отраслях, таких как сельское хозяйство, транспорт и строительство, а также значительную долю неформальной экономики, где доступ к обучению и организационной эффективности ограничен. Например, капиталоемкие сектора, такие как добыча золота, которая составляет 6,5% ВВП, занимают всего 0,2% рабочей силы. Поэтому средний объем производства на одного работника в секторах, создающих больше рабочих мест, остается низким. Сельское хозяйство, обеспечивающее занятость 24% рабочей силы, вносит менее 9% в ВВП."
Хотя в последние годы в Кыргызстане наблюдается рост заработных плат, низкая производительность труда и значительно меньший рост производительности по сравнению с реальной заработной платой снижают конкурентоспособность затрат на рабочую силу по сравнению с аналогичными странами региона. МВФ поддерживает "Национальную программу развития Кыргызстана до 2030 года", в которой повышение производительности труда обозначено как один из приоритетов.
Ограниченные возможности для женщин
Анализ МВФ показал, что гендерное неравенство в рабочей силе в Кыргызстане выражено значительно и увеличивается быстрыми темпами. Около 70% мужчин трудоспособного возраста имеют работу, тогда как среди женщин этот процент составляет лишь 45%.Фарид Талышлы утверждает: "Неравенство частично связано с родительскими обязанностями, так как женщины часто вынуждены покидать работу для ухода за детьми. Ограниченная доступность услуг по уходу за детьми еще больше ограничивает возможности женщин трудоустраиваться и приводит к более высокому уровню безработицы среди них по сравнению с мужчинами. Кроме того, удаленная работа, которая активно развивалась во время пандемии COVID-19, по-прежнему не получила широкого распространения в Кыргызстане, что затрудняет трудоустройство женщин из дома. Гендерное неравенство в стране остается высоким по сравнению с другими регионами, начиная с 2014 года, и еще больше усугубилось из-за снижения занятости в сельском хозяйстве, традиционно являющемся основным работодателем для женщин."
В МВФ считают, что активизация цифровизации, предусмотренная "Национальной программой развития Кыргызстана до 2030 года", а также принятие "Национальной стратегии по достижению гендерного равенства до 2030" помогут решить эту проблему.
Хотя гендерный разрыв в формальном секторе невелик, в неформальной сфере он остается значительным. В обоих секторах мужчины занимают ведущие позиции в таких отраслях, как услуги, производство и строительство. В государственном секторе женщины составляют большую часть работников, что связано с их значительным присутствием в сферах образования и здравоохранения.
Жесткие условия на рынке труда
Почему многие предпочитают неофициальную занятость? Анализ МВФ показывает, что регулирование трудового рынка в Кыргызстане более строгое, чем в среднем по странам Кавказа и Центральной Азии. Например, в Казахстане существуют упрощенные процедуры для найма квалифицированных иностранных работников.Фарид Талышлы комментирует: "Сложные и времязатратные процедуры найма и увольнения создают дополнительные трудности для работодателей. Им приходится следовать строгим требованиям по документации и обоснованию увольнений, что увеличивает затраты на соблюдение норм. Это контрастирует с ситуацией в Казахстане и Узбекистане, где работодатели имеют больше гибкости."
Сложные условия увеличивают расходы на соблюдение нормативных требований, что может оказать серьезное бремя для малых и средних предприятий и способствовать росту неформальной экономики."Рынок труда нуждается в более гибких условиях для найма и удержания сотрудников, с акцентом на защиту работников, а не рабочих мест. Такой подход может повысить гибкость рынка, снизить уровень неформальной занятости и способствовать экономическому росту, позволяя компаниям более эффективно управлять численностью персонала и развивать формальную занятость. Упрощение процедур найма иностранных специалистов также приведет к передаче знаний и повышению эффективности частного сектора," — подчеркивает постоянный представитель МВФ.
Однако проблема не ограничивается только этим. В регионе Кавказа и Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане, социальные программы на рынке труда имеют ограниченное влияние. Установление и проверка прав на пособия по безработице усложняется из-за высокой доли неформальной занятости. Трудно отслеживать неформальных работников и их зарплаты, что увеличивает риск неправомерных обращений за пособиями. Как уже отмечалось, цифровизация в Кыргызстане может существенно снизить эти риски.
В исследовании МВФ говорится, что дополнительные сложности возникают из-за ограниченных технических и административных возможностей в оказании помощи в поиске работы и профессиональном обучении, что является ключевыми элементами эффективной системы пособий по безработице. В отличие от стран с развитыми экономиками, где пособия автоматически увеличиваются в условиях экономических кризисов для стабилизации доходов и потребления, в Кыргызстане они остаются статичными.
"Создание системы страхования на случай безработицы и расширение программ профессиональной подготовки и содействия в трудоустройстве могут улучшить соответствие подготовки требованиям рынка труда и повысить уровень занятости. Система страхования по безработице должна расширяться в периоды экономического спада и сокращаться, когда экономика восстанавливается. Кроме того, услуги по трудоустройству, карьере и повышению квалификации окажут серьезную поддержку ищущим работу," — заключил Фарид Талышлы.
Читайте также:
