Кыргызстан в Таможенном союзе - потенциальные выгоды и издержки
О потенциальных выгодах и издержках для Кыргызстана рассказал профессор Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Сергей Афонцев- Какие уроки можно извлечь из истории Таможенного союза и какие шансы у Кыргызстана эффективно вписаться в этот альянс?
- Большая проблема России, Беларуси и Казахстана заключается в следующем: сначала было создано объединение, и только потом задумались о том, что нужно было провести исследования. Вы находитесь в более благоприятном положении, потому что вы можете начать с детального рассмотрения этого вопроса, и уже по итогам обосновано оценить баланс выгод и издержек. И только потом решать, нужно вам это или нет, и если нужно, то на каких условиях.
- А в каких направлениях стоит ожидать издержек нашей республике?
- Прежде всего, это связано с внешнеторговым регулированием и применением единого таможенного тарифа. В этой сфере баланс выгод и издержек, скорее всего, является отрицательным. Вы будете платить более высокую цену за потребительские товары, которые в настоящие время кыргызстанцы могут дешево закупать из Китая. Что касается инвестиционно-технологического блока, то у Кыргызстана довольно сложная задача, связанная с идентификацией проектов, которые могут быть привлекательными для инвесторов из стран ТС либо третьих стран. Необходимо, чтобы эти проекты, так или иначе, встраивали бы в кыргызскую экономику цепочки добавленной стоимости, ориентированные на обслуживание третьих стран. Здесь ТС создает дополнительные возможности. Есть позитивные примеры развития новых отраслей экономики.
- На взгляд из России, какие отрасли в КР могут таковыми стать?
- К примеру, китайские компании вместо экспорта продукции на территорию ТС могли бы открывать в Кыргызстане предприятия, те же швейные, для того, чтобы производить товары здесь и дальше уже беспошлинно распространять по территории ТС. Как правило, привлечение специалистов позволяет идентифицировать очень интересные проекты, которые не лежат на поверхности.
Я в первый раз в вашей стране, и то, что мы делали по Казахстану, показывает, что есть нетривиальные возможности, которые заслуживают серьезного обсуждения.
- Наши власти уверяют, что при вступлении в ТС облегчится жизнь мигрантов...
- Да, конечно. Кыргызстан выиграет, если он будет в едином пространстве регулирования миграционных потоков со странами, которые являются реципиентами миграционных потоков. Кыргызстан - маленькая страна, и доступ к рынкам - это большой плюс.
- Какие ошибки нужно учесть на опыте уже существующих отношений в ТС?
- Помимо барьеров на границе есть барьеры на национальных территориях. Для их устранения нужна длительная и серьезная работа, которая, в общем, предусмотрена. Политика технического регулирования вынесена на наднациональный уровень. Как показывает опыт Казахстана, им очень сложно бывает вывезти товары на рынки России и Беларуси, в особенности те, которые не соответствуют техническому регламенту.
- Большие экономики России и Казахстана не поглотят экономику КР?
- Если бы речь шла о соглашении в формате свободной торговли, то здесь маленькой экономике как раз интересно иметь свободную торговлю с крупной, когда можно поставлять на емкий рынок свою продукцию. Но опять-таки это Кыргызстан уже имел. Так вот разница в том, что при вступлении в ТС страна должна будет менять таможенный тариф, а это, скорее, минус, чем плюс.
- Есть ли потенциальные выгоды для Кыргызстана?
- Логика такая: если мы сможем найти те отрасли экономики, которые помогут включить в цепочку добавленной стоимости кыргызские предприятия, работающие на емкие рынки ТС, то выигрыши будут достаточно высокими. И это поможет компенсировать удар по благосостоянию граждан, связанный со схлопыванием реэкспорта. Вот это будет действительно реальный потенциал для получения выгод в экономике.
- Какие предприятия могут попасть в эту цепочку?
- Проблема в том, что нет детального исследования по Кыргызстану ни на уровне макроэкономики, ни, тем более, по отдельным отраслям предприятий. Сейчас мы можем спекулировать и говорить о том, что если даже в Казахстане трудно найти цепочки добавленной стоимости, то в Кыргызстане будет еще сложнее. С другой стороны, масштаб местной экономики меньше, соответственно, если мы поднимаем десяток проектов в двух-трех отраслях, то это может предоставить доходы значительному числу граждан страны. Чтобы сдвинуть в сторону роста экономику Кыргызстана, нужно меньшее число инвестиций. Здесь надо проводить детальный анализ, а не спекулировать общими соображениями.
- Вхождение России, Беларуси и Казахстана в ТС было политическим решением?
- Мотивы были действительно политические, но при этом были ожидания, что выгоды будут экономические. Казахские коллеги, которые сейчас жалуются на то, что выгод нет, два года назад были настроены очень оптимистично и говорили: да, мы ждем инвестиций и расширения торговли. Во многом то, что эти инвестиции не пришли, это проблемы национальной политики Казахстана. Российские компании очень хотели там регистрироваться, потому что налоговое законодательство проще и благоприятней. В ряде законов, написанных на бумаге, условия выглядели очень хорошо. Но пришли компании, и выяснилось, что помимо хороших законов есть правоприменение, от которого волосы у российских предпринимателей встали дыбом. Не во всем виноват Таможенный союз, он дал возможности, а страны не смогли ими воспользоваться. С другой стороны, был фактор некорректных оценок. Считалось, что выгоды будут в тех сферах, где был неправильно оценен потенциал интеграции. Поэтому я и советую вам начинать с исследований.
- На чем экономика Кыргызстана может заработать деньги и начать расти высокими темпами?
- Если это экспорт сырья, хватайтесь за эти проекты двумя руками. Вырастут доходы населения, откроются новые возможности. Ничего страшного в том, чтобы зарабатывать деньги на экспорте сырья нет. Только необходимо, чтобы это не съедало другие отрасли, как отчасти происходит в России и Казахстане. Последствия экспорта сырья через завышение курса валюты бьет по конкурентоспособности перерабатывающей промышленности. Вот это плохо.
- Нужно ли Кыргызстану добиваться послабления в рамках ТС?
- Если вы проведете исследование и аргументированно покажете, где у вас выгоды, где издержки, то это возможно. Так, к примеру, Казахстан добился послаблений по пошлинам на автомобили. При этом, конечно, вам никто не разрешит реэкспорт. Здесь даже не обманывайте себя. Никто не разрешит ввозить китайские товары по низкой пошлине и реэкспортировать их в Казахстан, но ввозить товары по квотам для национального потребления этот вопрос можно обсуждать, необходимо четко настаивать на этом.
- Какие потенциальные возможности есть в ТС?
- В ТС есть колоссальные неиспользованные резервы. Это связано с либерализацией и гармонизацией инвестиционной деятельности. У нас основной акцент на торговле товарами. По инвестициям и по торговле услугами у нас существенное отставание. Как показывают международные исследования, в сфере инвестиционной либерализации скрыт колоссальный потенциал роста эффективности экономик. На это должен быть сделан мощный акцент в рамках ныне действующего объединения.
- Некоторые казахские эксперты говорят о негативных последствиях вхождения в ТС...
- По части импорта там все хорошо, наблюдается рост импорта, который идет из России и Беларуси. Но он оказался замещением того импорта, который раньше шел из Китая. Соответственно, у них получился удар по благосостоянию населения. Плюс сложность выстраивания точек добавленной стоимости и отсутствие целенаправленных усилий. Инвестиционный режим не такой благоприятный, как они рассчитывали. Сочетание этих факторов привело к тому, что у Казахстана возникли проблемы. Часть этих проблем может быть решена мерами национальной политики. Если в Кыргызстане на это в самом начале будут обращать внимание, то есть большой потенциал для выгод.
- С какими показателями в ТС сейчас Россия, Беларусь и Казахстан?
- Беларусь выиграла за счет развития экспорта, российские компании тоже в выигрыше. Особенно по отдельным отраслям, которые поддерживаются государством. А вот макроэкономические показатели, здесь все сложнее. К примеру, снижение цен на энергоносители для Беларуси. Россия потеряла несколько миллиардов, и дальше вопрос: а это плата за вступление в ТС или за то, что Беларусь продала «Газпрому» трубопроводную сеть? С точки зрения России, проблема заключается в том, что позитива маловато. Наши компании страдают от отсутствия единых технических стандартов.
Что касается Казахстана: цены у них выросли на 40 процентов. Понятно, что нельзя приписывать таможенным пошлинам весь этот эффект. Я знаю казахских коллег, которые настроены позитивно, но этого позитивного настроя с каждым годом все меньше. Я с самого начала призываю Кыргызстан объективно оценить последствия, чтобы потом подобного «эффекта» не было.- Какие уроки можно извлечь из истории Таможенного союза и какие шансы у Кыргызстана эффективно вписаться в этот альянс?
- Большая проблема России, Беларуси и Казахстана заключается в следующем: сначала было создано объединение, и только потом задумались о том, что нужно было провести исследования. Вы находитесь в более благоприятном положении, потому что вы можете начать с детального рассмотрения этого вопроса, и уже по итогам обосновано оценить баланс выгод и издержек. И только потом решать, нужно вам это или нет, и если нужно, то на каких условиях.
- А в каких направлениях стоит ожидать издержек нашей республике?
- Прежде всего, это связано с внешнеторговым регулированием и применением единого таможенного тарифа. В этой сфере баланс выгод и издержек, скорее всего, является отрицательным. Вы будете платить более высокую цену за потребительские товары, которые в настоящие время кыргызстанцы могут дешево закупать из Китая. Что касается инвестиционно-технологического блока, то у Кыргызстана довольно сложная задача, связанная с идентификацией проектов, которые могут быть привлекательными для инвесторов из стран ТС либо третьих стран. Необходимо, чтобы эти проекты, так или иначе, встраивали бы в кыргызскую экономику цепочки добавленной стоимости, ориентированные на обслуживание третьих стран. Здесь ТС создает дополнительные возможности. Есть позитивные примеры развития новых отраслей экономики.
- На взгляд из России, какие отрасли в КР могут таковыми стать?
- К примеру, китайские компании вместо экспорта продукции на территорию ТС могли бы открывать в Кыргызстане предприятия, те же швейные, для того, чтобы производить товары здесь и дальше уже беспошлинно распространять по территории ТС. Как правило, привлечение специалистов позволяет идентифицировать очень интересные проекты, которые не лежат на поверхности.
Я в первый раз в вашей стране, и то, что мы делали по Казахстану, показывает, что есть нетривиальные возможности, которые заслуживают серьезного обсуждения.
- Наши власти уверяют, что при вступлении в ТС облегчится жизнь мигрантов...
- Да, конечно. Кыргызстан выиграет, если он будет в едином пространстве регулирования миграционных потоков со странами, которые являются реципиентами миграционных потоков. Кыргызстан - маленькая страна, и доступ к рынкам - это большой плюс.
- Какие ошибки нужно учесть на опыте уже существующих отношений в ТС?
- Помимо барьеров на границе есть барьеры на национальных территориях. Для их устранения нужна длительная и серьезная работа, которая, в общем, предусмотрена. Политика технического регулирования вынесена на наднациональный уровень. Как показывает опыт Казахстана, им очень сложно бывает вывезти товары на рынки России и Беларуси, в особенности те, которые не соответствуют техническому регламенту.
- Большие экономики России и Казахстана не поглотят экономику КР?
- Если бы речь шла о соглашении в формате свободной торговли, то здесь маленькой экономике как раз интересно иметь свободную торговлю с крупной, когда можно поставлять на емкий рынок свою продукцию. Но опять-таки это Кыргызстан уже имел. Так вот разница в том, что при вступлении в ТС страна должна будет менять таможенный тариф, а это, скорее, минус, чем плюс.
- Есть ли потенциальные выгоды для Кыргызстана?
- Логика такая: если мы сможем найти те отрасли экономики, которые помогут включить в цепочку добавленной стоимости кыргызские предприятия, работающие на емкие рынки ТС, то выигрыши будут достаточно высокими. И это поможет компенсировать удар по благосостоянию граждан, связанный со схлопыванием реэкспорта. Вот это будет действительно реальный потенциал для получения выгод в экономике.
- Какие предприятия могут попасть в эту цепочку?
- Проблема в том, что нет детального исследования по Кыргызстану ни на уровне макроэкономики, ни, тем более, по отдельным отраслям предприятий. Сейчас мы можем спекулировать и говорить о том, что если даже в Казахстане трудно найти цепочки добавленной стоимости, то в Кыргызстане будет еще сложнее. С другой стороны, масштаб местной экономики меньше, соответственно, если мы поднимаем десяток проектов в двух-трех отраслях, то это может предоставить доходы значительному числу граждан страны. Чтобы сдвинуть в сторону роста экономику Кыргызстана, нужно меньшее число инвестиций. Здесь надо проводить детальный анализ, а не спекулировать общими соображениями.
- Вхождение России, Беларуси и Казахстана в ТС было политическим решением?
- Мотивы были действительно политические, но при этом были ожидания, что выгоды будут экономические. Казахские коллеги, которые сейчас жалуются на то, что выгод нет, два года назад были настроены очень оптимистично и говорили: да, мы ждем инвестиций и расширения торговли. Во многом то, что эти инвестиции не пришли, это проблемы национальной политики Казахстана. Российские компании очень хотели там регистрироваться, потому что налоговое законодательство проще и благоприятней. В ряде законов, написанных на бумаге, условия выглядели очень хорошо. Но пришли компании, и выяснилось, что помимо хороших законов есть правоприменение, от которого волосы у российских предпринимателей встали дыбом. Не во всем виноват Таможенный союз, он дал возможности, а страны не смогли ими воспользоваться. С другой стороны, был фактор некорректных оценок. Считалось, что выгоды будут в тех сферах, где был неправильно оценен потенциал интеграции. Поэтому я и советую вам начинать с исследований.
- На чем экономика Кыргызстана может заработать деньги и начать расти высокими темпами?
- Если это экспорт сырья, хватайтесь за эти проекты двумя руками. Вырастут доходы населения, откроются новые возможности. Ничего страшного в том, чтобы зарабатывать деньги на экспорте сырья нет. Только необходимо, чтобы это не съедало другие отрасли, как отчасти происходит в России и Казахстане. Последствия экспорта сырья через завышение курса валюты бьет по конкурентоспособности перерабатывающей промышленности. Вот это плохо.
- Нужно ли Кыргызстану добиваться послабления в рамках ТС?
- Если вы проведете исследование и аргументированно покажете, где у вас выгоды, где издержки, то это возможно. Так, к примеру, Казахстан добился послаблений по пошлинам на автомобили. При этом, конечно, вам никто не разрешит реэкспорт. Здесь даже не обманывайте себя. Никто не разрешит ввозить китайские товары по низкой пошлине и реэкспортировать их в Казахстан, но ввозить товары по квотам для национального потребления этот вопрос можно обсуждать, необходимо четко настаивать на этом.
- Какие потенциальные возможности есть в ТС?
- В ТС есть колоссальные неиспользованные резервы. Это связано с либерализацией и гармонизацией инвестиционной деятельности. У нас основной акцент на торговле товарами. По инвестициям и по торговле услугами у нас существенное отставание. Как показывают международные исследования, в сфере инвестиционной либерализации скрыт колоссальный потенциал роста эффективности экономик. На это должен быть сделан мощный акцент в рамках ныне действующего объединения.
- Некоторые казахские эксперты говорят о негативных последствиях вхождения в ТС...
- По части импорта там все хорошо, наблюдается рост импорта, который идет из России и Беларуси. Но он оказался замещением того импорта, который раньше шел из Китая. Соответственно, у них получился удар по благосостоянию населения. Плюс сложность выстраивания точек добавленной стоимости и отсутствие целенаправленных усилий. Инвестиционный режим не такой благоприятный, как они рассчитывали. Сочетание этих факторов привело к тому, что у Казахстана возникли проблемы. Часть этих проблем может быть решена мерами национальной политики. Если в Кыргызстане на это в самом начале будут обращать внимание, то есть большой потенциал для выгод.
- С какими показателями в ТС сейчас Россия, Беларусь и Казахстан?
- Беларусь выиграла за счет развития экспорта, российские компании тоже в выигрыше. Особенно по отдельным отраслям, которые поддерживаются государством. А вот макроэкономические показатели, здесь все сложнее. К примеру, снижение цен на энергоносители для Беларуси. Россия потеряла несколько миллиардов, и дальше вопрос: а это плата за вступление в ТС или за то, что Беларусь продала «Газпрому» трубопроводную сеть? С точки зрения России, проблема заключается в том, что позитива маловато. Наши компании страдают от отсутствия единых технических стандартов.
Что касается Казахстана: цены у них выросли на 40 процентов. Понятно, что нельзя приписывать таможенным пошлинам весь этот эффект. Я знаю казахских коллег, которые настроены позитивно, но этого позитивного настроя с каждым годом все меньше. Я с самого начала призываю Кыргызстан объективно оценить последствия, чтобы потом подобного «эффекта» не было.
Источник - http://www.24kg.org/economics/154568-kyrgyzstan-v-tamozhennom-soyuze-glazami.html
Читайте также:
