В Кыргызстане предлагают запретить рекламу табачных изделий
По мнению депутата, всесторонние запреты на использование табачной промышленностью любых маркетинговых стратегий приводят к понижению уровня потребления табака среди людей любого уровня доходов и образования.
«Исследование, проведенное в 102 странах, показало, что в государствах с частичными запретами уровень потребления табака понизился только на 1%, в то время как в странах с действующими всесторонними запретами уровень понизился практически на 9%», - отмечает он.
В справке-обосновании говорится, что в декабре 2017 года рядом со школами в городах Бишкек и Ош было проведено исследование продажи, рекламы и продвижения табака, которое стало доказательством агрессивной маркетинговой кампании табачных производителей, поставляющих свой товар на рынок Кыргызстана, направленную на детей- школьников.
«Вокруг 102 школ были выявлены 443 торговых точки, расположенные в радиусе 5 минут ходьбы или в шаговой доступности. 30% торговых точек, расположенных ближе 100 метров от школ, продавали табачные изделия, несмотря на законодательный запрет. В 90% посещенных магазинов обнаружена выкладка сигарет на уровне глаз ребенка, что используется в целях привлечения внимания детей. Более чем в 60% торговых точек сигареты размещаются рядом с товарами, пользующимися спросом у детей – это сладости и игрушки. В отдельных случаях были выявлены нарушения - непрямая реклама и продвижение продажи табачных изделий как подарок за покупку, скидки, раздача сигарет, сладости или игрушки в виде сигарет», - сообщает инициатор.
В этой связи предлагается полностью запретить любую рекламу табака и табачных изделий, водяных трубок и других курительных принадлежностей, рекламу электронных систем доставки никотина и электронных систем доставки продуктов, не являющихся никотином (ЭСДН/ЭСДПН) и жидкостей для них, а также рекламу деятельности табачной промышленности, обозначенную как «социальная корпоративная ответственность».
Также предлагается ужесточить наказание за курение табака, в том числе с использованием водяных трубок (кальяна) и других устройств и/или курительных принадлежностей, а также использование ЭСДН и ЭСДПН в запрещенных местах. Если по действующему законодательству, наказание за данный вид нарушение составляет штраф 1 категории (1 тыс. сомов для физических лиц и 5 тыс. сомов для юридических лиц), то теперь за это же наказание штраф будет составлять 3 категории (5,5 тыс. сомов для физических лиц и 17 тыс. сомов для юридических лиц).
Неосуществление юридическими лицами контроля за исполнением законодательства о защите здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма на территориях, в зданиях, сооружениях и помещениях, где они осуществляют свою деятельность, влечет наложение штрафа на юридических лиц 9 категории (20 тыс. сомов для физических лиц и 100 тыс. сомов для юридических лиц).
Размещение пепельниц, водяных трубок (кальяна) и создание иных условий для курения табака, в том числе с использованием других устройств и/или курительных принадлежностей в местах, где это запрещено законом влечет наложение штрафа на юридических лиц 9 категории.
Не размещение и/или нарушение правил размещения информационных знаков (плакатов) о запрете курения табака, включая с использованием водяных трубок (кальяна) и других устройств и/или курительных принадлежностей на входе и внутри мест, где это запрещено законом влечет наложение штрафа на юридических лиц 9 категории.
Ужесточаются штрафы и за нарушение правил торговли табачными изделиями. Так, нарушение установленных законом требований к торговле табачными изделиями, ЭСДН и ЭСДПН влечет наложение штрафа для физических лиц 4 категории (7,5 тыс. сомов), для юридических лиц 9 категории (100 тыс. сомов).
Продажа некурительных табачных изделий, курительных принадлежностей, ЭСДН и ЭСДНП без предупреждений о вреде их потребления и использования, определенных законом, а также не соответствующих иным требованиям, предъявляемым к ним законом, влечет наложение штрафа для физических лиц 4 категории, для юридических лиц 9 категории.
Продажа табачных изделий, не соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), влечет наложение штрафа для физических лиц 5 категории (10 тыс. сомов), для юридических лиц 9 категории.
Реализация табачных изделий, ЭСДН и ЭСДНП несовершеннолетним влечет наложение штрафа для физических лиц 4 категории, для юридических лиц 9 категории.
Кроме того, Кодекс об административных нарушениях предлагается дополнить статьей 55-1 «Нарушение запрета спонсорства табака, рекламы и стимулирования продажи табака».
Согласно указанной норме, спонсорство табака влечет наложение штрафа для физических лиц 3 категории (5,5 тыс. сомов), для юридических лиц – 9 категории.
Реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, табачных изделий, водяных трубок и других курительных принадлежностей, реклама ЭСДН/ЭСДПН и жидкостей для них влечет наложение штрафа для физических лиц 4 категории, для юридических лиц – 9 категории.
Оптовая и розничная торговля табачными изделиями, водяными трубками и другими курительными принадлежностями, ЭСДН/ЭСДНП и жидкостями для них путем выкладки (выставки) и демонстрации их в торговых объектах влечет наложение штрафа для физических лиц 5 категории, для юридических лиц – 9 категории.
Инициатор также предлагает поправки в закон о неналоговых платежах, согласно которым производители и импортеры табачных изделий, представляющими свой товар на рынок КР, будут платить отчисления для финансирования мероприятий по охране здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма.
Отчисления вносятся в республиканский бюджет КР ежегодно до 20 числа первого месяца, следующего за последним месяцем отчетного года.
Отчисления устанавливаются в следующих размерах:
- 0,01 сомов (1 тыйын) за одну штуку сигарет с фильтром и без фильтра, папирос, сигар, сигарилл (сигарит), биди, кретек, табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания;
- 0,01 сомов (1 тыйын) за 1 грамм табака (табачной смеси) для водяных трубок (кальяна), табак курительный, в том числе для курительной трубки, насвая (в готовом виде), табака сосательного, жевательного, нюхательного.
Отчисления поступают в республиканский бюджет КР с последующим перечислением в размере не менее 50% от общей суммы полученных отчислений в бюджет уполномоченного государственного органа в области здравоохранения.
Полученные государственным органом в области здравоохранения средства расходуются на финансирование мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия табака (по предотвращению табачной зависимости, профилактике, лечению и сокращению заболеваемости и преждевременной смертности, возникающих вследствие потребления табачных изделий).
Обсудим?
Смотрите также: