А напоследок я скажу

Президент, как обычно, в ответах был эмоционален. Всего было задано около 60 вопросов. Журналистов интересовала и судьба строительства каскада ГЭС, и предстоящие президентские выборы, и религиозная ситуация в стране, и многое другое.
Отвечая на вопросы журналистов, президент Алмазбек Атамбаев в частности высказался о предстоящих президентских выборах, подчеркнув, что признает их итоги, какими бы они ни были.
— Мы гарантируем, что подсчёт голосов будет честный. Другое дело, что кто-то будет продавать свои голоса. Ну что тут поделать? Мы не до конца разбудили ответственность в людях. Я гарантирую мирную передачу власти. Страна сегодня другая. Те же, кто будет раскачивать ситуацию, окажутся в одном месте и надолго. Вы мой характер знаете, — сказал глава государства.
При этом он отметил, что «сейчас люди, которым место в тюрьме, пиарятся и в президенты идут». Но, по его словам, сегодня и страна, и люди становятся другими.
— Нужно определиться для себя, потому что есть вещи, которые политикам прощать нельзя. Однодневная слава и шумиха не стоят судьбы народа и раскачки в стране, — посоветовал президент.
Рассказал он о своём отношении к президентским амбициям «сопартийца» Чыныбая Турсунбекова. По его словам, инициатива лидера парламентской фракции СДПК выдвинуть свою кандидатуру на пост президента — это решение, которое не поддержала партия. В то время как решение о выдвижении нынешнего премьер-министра Сооронбая Жээнбекова было неслучайным, это был выбор социума.
— Чыныбай Акунович достаточно долго работал и был хорошим лидером фракции. Но нет человека, который не ошибается. Когда СДПК искала кандидата и спрашивала у меня совета, я предложил провести социальный опрос. Были проведены три опроса, первым был Сооронбай Жээнбеков, вторым — Сапар Исаков. Если же он не соглашается с решением съезда, то согласно уставу должен выйти из партии, — сказал глава государства.
Он также отметил, что после президентства хочет почистить партию, чтобы новое поколение пришло. Для него партия — как собственное дитя, надо поднять на ноги, чтобы на следующих выборах пришли другие люди. А если бы в этих не принимал участие кандидат от СДПК, то Атамбаев, по его словам, поддержал бы Омурбека Бабанова.
Алмазбек Атамбаев прокомментировал и решение кыргызской стороны привлечь к реализации «проекта века» — строительству каскада ГЭС — чешскую компанию с «сомнительной репутацией». Президент отметил, что уже привык к тому, что отдельные граждане не поддерживают его инициативы. Однако, по его словам, соглашение с чешской компанией является для Кыргызстана удачным и более выгодным, чем договор с «РусГидро».
— Соглашение с Россией мы правильно сделали, что разорвали. Я сам убедился, что российские компании не собирались строить Верхне-Нарынский каскад и «Камбарату-1». Соглашение удачно для Кыргызстана, более выгодно, чем с «РусГидро». Главное, чтобы инвесторы были. Не надо хоронить Атамбаева и проект, если проплатят, то серьёзные инвесторы, если нет, то найдём других. После того как собрание акционеров Нацэнергохолдинга 4 августа утвердит новое соглашение, в течение месяца чехи должны будут заплатить 37 млн долларов, чтобы это гавканье со стороны «РусГидро» закрыть. Некоторые боятся, что проект реализуется, потому что до сих пор все проекты Атамбаева реализовывались, — отметил он.
В качестве самых значимых проектов, которые реализованы и реализуются в стране, президент назвал энергетическую независимость и строительство дорог.
— Развивать экономику невозможно без дорог и сильной энергетики, — подчеркнул он.
На пресс-конференции задали вопрос о возможности применения амнистии в отношении осуждённых по делу о событиях 7 апреля 2010 года.
— Что касается Жаныша Бакиева, то мне жаль, что у нас нет разведки уровня «Моссада», чтобы найти и наказать его. Сколько он убил людей до и после 7 апреля, сколько у нас было разворовано — сотни миллионов! Про Акаева тоже говорят: «Давайте простим». У нас была тысяча тонн золота и 67% доли в «Кумторе», которая уменьшилась до 16%. Я Акаева никогда не прощу: тысячу тонн золота ради своей ненасытной семейки чужому дяде отдал. Или взять тот же «Джеруй» — и Акаев за 300 сомов лицензию продавал, и Бакиевы хорошие деньги получали от Березовского и его людей, — ответил Атамбаев.
При этом он отметил, что появился шанс наказать Максима Бакиева, но подробностей не открыл, отметив, что это государственный секрет.
— Появился шанс, и мы его не упустим. Для меня это один из самых важных вопросов, чтобы человек был наказан. Шёл саботаж, мы даже видели, что (кое-кто) во Временном правительстве, когда кровь ещё не успела остыть, думал продолжить дело Бакиева. У нас есть шанс, и думаю, Максим не сможет отвертеться, — сказал он.
Рассказал глава государства и о своих ощущениях перед уходом с поста, признавшись, что эти шесть лет тянулись очень долго.
— Для меня эти шесть лет тянулись долго, иногда даже бесконечно. Вспомните, в каком состоянии была наша страна. Сейчас мы видим, что те, кто собирался восстанавливать её, сами первым делом пытались разворовывать её же. Мне не раз рассказывали в кругу президентов, что в те годы шли разговоры о том, что Кыргызстан уже не будет единым государством, — сказал Атамбаев.
— Мы буквально три года спокойно живём. С 2010-го не давали нормально работать. Те, кто выставлял себя патриотами, борцами за нацию, под любым предлогом устраивали крики, митинги, шум, собачий лай, как из-за чехов. Я сильно посадил своё здоровье из-за этого. Не было нормальной атмосферы для работы. Были люди, которые не давали нормально работать. Кто бы что ни говорил, но спустя 6 лет Кыргызстан — другая страна, — сказал он.
Затронули на пресс-конференции и недавний референдум по внесению изменений в Конституцию страны. По мнению Атамбаева, согласно новому Основному закону премьер-министр получит больше сил.
— Это говорит о том, что прежняя Конституция была написана под одного человека — президента. Но после референдума у премьер-министра станет намного больше прав. Вы это поймёте, когда придёт следующий президент. Перед уходом на каникулы парламент принял хорошие законы по выборам. Там нельзя будет перетасовывать списки, никого толпой вышвыривать. Сейчас у нас другое время, раньше то район захватят, то область. Сколько было бессонных ночей, когда пытались захватить не то чтобы район, а даже Белый дом?! Вспомнить даже, как схватили Каптагаева, облили бензином и держали пять часов в багажнике. Сейчас эти люди такие белые и пушистые, их ещё НПО защищают, в другой стране за захват губернатора расстреляли бы. Они защищают не Кыргызстан, а врагов Кыргызстана. Я собрал бы этих защитников в один самолёт и отправил бы в другую страну, где им платят деньги, — не удержался от шпильки в адрес энпэошников глава государства.
Президент Кыргызстана признался, что он не забыл про «Белизгейт», и вопрос находится под его контролем.
— Прокуратуре Кыргызстана поручение дано. Я думаю, что до моего ухода будет какой-то результат. Не думайте, что это дело забыто. Если что-то неправильно сделают, конечно, Абдиль Сегизбаев будет отвечать. А то, что забывается, это дело журналистов. Не думайте, что я специально этот вопрос забыл, — заключил Алмазбек Атамбаев.
Также президент призвал не очернять его с помощью истории с телохранителем. Он напомнил, что Эркин Мамбеталиев работал у него телохранителем до 2003 года. С того времени прошло 14 лет, но его имя до сих пор связывают с президентом.
— За это время у меня сменилось столько телохранителей! Но многие так и хотят связать Мамбеталиева с Атамбаевым. Что касается его задержания, то там было два человека. В машине было оружие. И оба задержанных были уже осуждены. Если Мамбеталиев был бы с Атамбаевым, то он бы был другим. Но он ушёл к Рысбеку Акматбаеву, который хотел убить Атамбаева, однако это почему-то быстро забылось. Я бы хотел призвать тех, кто пытается меня очернить с помощью истории с Мамбеталиевым или другим путём, отказаться от своих затей. Как говорят, танки грязи не боятся. Я не пощажу тех, кто будет предпринимать попытки очернить меня! — прокомментировал Алмазбек Атамбаев.
В ходе пресс-конференции президент также высказался о религиозной ситуации, мерах борьбы с радикализмом, международных вопросах, перспективах дальнейшего продвижения идеи об алтайской цивилизации и поделился планами на будущее.
Прокомментировал он и вопросы бизнеса, отметив один из главных его проектов — строительство рая для бизнеса.
— Сильнейший фундамент заложен, и никто уже ничего не изменит. Если в парламенте сидят только бизнесмены, это не всегда хорошо, но в данном случае хорошо, что они не дадут вернуть прежнее время, когда не было условий для бизнеса, — отметил он.
Коснулись на пресс-конференции и вопроса евразийской интеграции. По словам Атамбаева, если бы ещё раз встал вопрос, вступать или не вступать в ЕАЭС, он бы опять принял такое же решение.
— Присоединением к союзу мы создали условия для наших ребят и девушек. Они теперь не трудовые рабы, — отметил он.
Отвечая на вопрос «какое решение было самым тяжёлым», глава государства сказал, что их было много, из-за этого к концу президентского срока у него почти не осталось ни друзей, ни родственников.
— Но если ты президент страны или работаешь на другой государственной должности, то для тебя интересы страны должны быть выше всего. Это главное, наверное. Тяжёлых решений очень много, и если ты идёшь в президенты или на любую другую должность, чтобы честно работать, а не набивать карманы, то это очень тяжёлая работа, нехорошая, я бы сказал, — пожаловался глава государства.
Атамбаев поделился и планами на будущее, сказав, что не хотел бы никакой должности после президентства.
— Я был вольным человеком, мне пришлось поневоле заняться политикой. У нас — группы «Форум» — была договорённость о подписании соглашения с компанией Philips, и тут арестовали акции. Так решила семья Акаева — меняют руководство и вышвыривают людей, пришлось заняться политикой. Думаю, я дал достойную сдачу Акаичу и другим. Поэтому хочу дать возможность бизнесу работать, чтобы предприниматели не шли в депутаты для защиты бизнеса. Поэтому у нас Жогорку Кенеш олигархический. У меня аллергия на должности, — сказал он.
Мария ОРЛОВА
Обсудим?
Смотрите также: