Не хлебом единым
Отмена таможенных границ увеличила объёмы импорта в Кыргызстан практически в 10 раз, тогда как продукция, произведённая кыргызстанскими предпринимателями, становится неконкурентной даже на внутреннем рынке. Чужая буханка
Комитет мукомолов Союза предпринимателей КР распространил заявление о том, что в республику ежедневно контрабандным путём доставляется от 30 до 50 фур низкокачественной необогащённой муки. Это обстоятельство поставило мукомольные предприятия республики на грань разорения.
Возникшая ситуация создалась не вчера, о ней говорили ещё задолго до вступления республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), но судя по всему, дальше разговоров дело не шло. В итоге имеем то, что имеем.
По словам главы комитета Рустама Жунушова, уже закрылись компании дистрибьюторов, импортирующие товары из стран ЕАЭС.
— Причиной тому отсутствие механизмов контроля при пересечении грузов через пропускные пункты государственной границы и теневой ввоз товаров на территорию Кыргызской Республики. При пересечении границы с одной фуры весом от 20 до 25 тонн без досмотра и оформления документов неофициально взимается 10 000 тенге, или в пересчёте на сомы — 2 000. Данный товар беспрепятственно доходит до рынков северных и южных регионов республики. Товары, ввезённые контрабандным путём, реализуются по демпинговым ценам, что также влияет на деятельность официально работающих предприятий и импортёров. На сегодняшний день казахстанские производители уверены в том, что могут поставлять свою продукцию как официальными, так и неофициальными путями. Эту уверенность им придаёт тот хаос и беспорядок, который творится на пунктах пропуска. Почему правительство закрывает на это глаза? — поинтересовался Жунушов.
Также он добавил, что качество муки, незаконно ввозимой в республику контрабандным путём, никем не контролируется, тогда как за соблюдением требований по обогащению хлебопекарной муки местными производителями осуществляется государственный контроль. Говоря о качестве, понятно, что речь идёт не только о пекарских свойствах, но и об уровне обогащённости витаминно-минеральными добавками.
Как пояснил президент Ассоциации производителей обогащённой муки и хлебопродуктов Александр Шефнер, согласно требованиям закона, как импортируемая, так и мука местного производства должна быть не только с надлежащей клейковиной, но и содержать в себе целый комплекс витаминов, необходимых для человеческого организма.
— Часть муки, ввозимой из Казахстана и других республик контрабандным путём, обладает клейковиной в размере 15-20 единиц и производится из фуражной пшеницы, которая непригодна для производства муки, её используют для кормов, однако хлеб из неё ничем не отличается от хлеба, приготовленного из муки клейковиной 28-30 единиц, соответствующей ГОСТу. Это говорит о том, что для достижения достаточного подъёма хлеба производители контрафактной муки используют добавки и ферменты химического происхождения, а их влияние на человеческий организм до сих пор не изучено. К тому же данная мука не может храниться более одного месяца, так как уже через пару недель теряются её хлебопекарные качества. Я бы посоветовал при покупке муки обращать внимание на значок, который прикрепляется только на мешках с обогащённой мукой, — пояснил Александр Шефнер.
Своя ноша
Озабоченность предпринимателей Кыргызстана изменениями после вступления в
ЕАЭС поддерживают и сельхозпроизводители республики. Они опасаются лишиться рынка сбыта зерна, 90% которого сдаётся отечественным переработчикам Если же мукомолы свернут производство, то куда будут девать зерно фермеры?
По словам члена Ассоциации животноводов и переработчиков молочной продукции Руслана Шерматова, ситуация в этой отрасли сложилась весьма критическая.
— Очень тяжело продвигается сбыт молока. Если раньше мы сдавали его в те же кондитерские цеха, то сейчас они перестали брать наш товар и перешли на более дешёвый — казахстанский. Например, мы скупаем молоко у животноводов по 17-18 сомов за литр, перерабатываем его в сметану, кефир и творог. Затем эту продукцию мы реализуем: кефир — по 30 сомов, творог — по 100 за килограмм, сметану — по 160 за литр. И это практически равно себестоимости товара, плюс ещё выплачиваем налоги в бюджет. Не знаю, по каким ценам импортируют нам этот товар казахи, если он в итоге оказывается в разы ниже по цене, да и какого качества? Это больно ударило не только по производителям и переработчикам, но и по простым фермерам, — утверждает Шерматов.
Слабое звено
Есть и ещё одна проблема. И с ней фермеры могут столкнуться уже этой осенью. Особенно это коснётся животноводов — обеспечение скотины комбикормами. Уже сегодня на фуражных рынках за кило пшеницы просят 18 сомов, ячменя — 14. Основой любого комбикорма являются, как известно, отруби. В случае остановки мелькомбинатов республика может лишиться зерноотходов, и, соответственно, производители комбикормов тоже столкнутся с проблемой нехватки сырья. Тем более что посевы пшеницы и ячменя в республике сокращаются «из-за нерентабельности». Земледельцам предлагают сеять экспортно ориентированные культуры. Может, оно и правильно, вот только продукцию кыргызстанских сельхозпроизводителей на рынки стран ЕАЭС пускают неохотно, и причина вернуть товар «на родину» находится довольно часто.
На прошлой неделе 151,13 тонны свежего лука, 19,6 тонны свежей моркови, 150 килограммов чернослива, следовавшего из Кыргызстана в Красноярск, были остановлены в Новосибирской области Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору России. По информации ведомства, при проведении карантинного фитосанитарного контроля было установлено, что данные партии продукции высокого фитосанитарного риска следовали при отсутствии маркировки на упаковках, содержащей информацию о наименовании продукции, стране её происхождения, экспортёре и/или реэкспортёре, а партия чернослива перевозилась без соответствующего документа, подтверждающего её фитосанитарную безопасность. В соответствии с требованиями международного карантинного законодательства ввоз всех партий продукции на территорию Российской Федерации был запрещён. Груз возвращён отправителям. И таких случаев предостаточно. А вот чтобы Кыргызстан не впустил к себе чью-то продукцию — таких случаев не припоминается.
Кстати, в начале недели профильный комитет парламента поддержал введение штрафов за импорт необогащённой муки. Поправки в Кодекс об административной ответственности, инициированные депутатами парламента, рассмотрели в первом чтении.
По данным инициаторов законопроекта, дефицит железа приводит к задержке интеллектуального и физического развития у детей, к нарушению репродуктивной функции у женщин, к высокой материнской смертности, снижению сопротивляемости организма инфекциям. От негативных воздействий недостатка железа в продуктах питания ежегодно почти тысяча новорождённых подвержены риску смертности при родах. Половина детей в возрасте 6-23 месяцев подвергается риску нарушения развития мозга, наблюдается снижение продуктивности труда у взрослых.
— Закон КР «Об обогащении муки хлебопекарной» принят в 2009 году. Однако его положения не исполняются. По данным Нацстаткома, наблюдается снижение объёма производства обогащённой муки, несмотря на рост производства и импорта пшеницы. Ввозимая мука не обогащена добавками, — отмечают инициаторы.
Законопроектом предлагается налагать на юридических лиц, граждан и индивидуальных предпринимателей административный штраф в 500 расчётных показателей (50 тысяч сомов) с конфискацией необогащённой муки.
Людмила БЕСЕДИНА
Справка
В США и европейских странах употребление в пищевой промышленности добавок и ферментов химического происхождения запрещено. Однако эти ферменты активно распространяют в африканских странах и странах бывшего СССР.
Между тем
Евразийская экономическая комиссия заявила об устранении на территории Евразийского экономического союза ещё трёх ограничений, препятствующих свободному движению товаров и услуг на внутреннем рынке.
В частности, в Беларуси в дополнение к требованиям техрегламентов ЕАЭС введена не предусмотренная Договором о союзе процедура санитарно-гигиенической экспертизы. Её проведение обязательно для пищевых продуктов, товаров для детей, парфюмерно-косметических средств, средств гигиены полости рта, строительного сырья и материалов, бытовой техники, автомобильных компонентов.
Ещё один барьер действует в Казахстане — несоответствие праву ЕАЭС процедуры закупки за счёт бюджетных средств лекарств, вакцин и других иммунобиологических препаратов в рамках программы гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. При подобных закупках предоставляются преференциальные условия участия в конкурсных процедурах национальным поставщикам. Представители Казахстана устранят этот барьер к 1 июля.
Кроме того, ограничением признано отсутствие единых правил взимания обеспечительного платежа при реализации алкогольной продукции. Он применяется во всех странах-участницах, за исключением Армении. В России для иностранных поставщиков он выше, чем для отечественных. В Беларуси и Казахстане взимается только с иностранных продавцов, в Кыргызстане — только с поставщиков из стран ЕАЭС. Это создаёт дискриминационные условия для экспортёров.
Читайте также:
