Главная » Соцпортал » Здоровье » Критическое состояние онкоцентров. Акыйкатчы просит срочной реакции властей

Критическое состояние онкоцентров. Акыйкатчы просит срочной реакции властей







Сотрудники Института акыйкатчы провели мониторинг в Национальном центре онкологии и гематологии, а также в детском отделении онкологии и онкогематологии НЦОМиД в 2025 году. Пресс-служба ведомства сообщила о результатах проверки.
В ходе исследования были выявлены серьезные нарушения прав пациентов и системные проблемы, указывающие на низкий уровень онкологической помощи в стране.
В больнице наблюдается нехватка современного диагностического оборудования, линейных ускорителей, квалифицированного медицинского персонала, жизненно необходимых лекарств и коек. Это не только усугубляет здоровье пациентов и увеличивает смертность от рака, но также создает значительные социально-экономические трудности для их семей, которые вынуждены обращаться в частные клиники.
В Национальном центре онкологии пациенты испытывают задержки в получении лучевой терапии, что приводит к ожиданию лечения от одной до двух недель.
В августе 2025 года 34 пациента ждали начала лучевой терапии, так как из трех аппаратов для лечения два линейных ускорителя (Elekta Synergy и Elekta Synergy Platform) были неработоспособны, и лечение проводилось только на устаревшем аппарате «Бабатрон».
Медицинские работники предупреждают, что задержки в оказании помощи могут привести к прогрессированию заболеваний и угрожают жизни больных.
Линейные ускорители доступны только в Национальном центре онкологии, а в регионах такие аппараты отсутствуют, заставляя пациентов со всех областей приезжать в Бишкек для получения лучевой терапии.
Даже при работе всех трех аппаратов, обеспечить своевременное лечение всех нуждающихся крайне сложно. По данным центра, за последние пять лет лишь около 25,6% пациентов с впервые выявленным онкологическим заболеванием получили лучевую терапию.
Согласно международным стандартам, на 300 тысяч населения должен приходиться один линейный ускоритель, что означает, что для 7 миллионов человек необходимо не менее 20 таких аппаратов.
На момент мониторинга в Национальном центре находилось 325 пациентов, в то время как на учете состоит 35 163 онкобольных.
Ситуацию усугубляет также нехватка специальных фиксирующих средств, необходимых для точного позиционирования пациентов во время лучевой терапии, что повышает эффективность лечения и безопасность процедур.
В отделении лучевой терапии не было термопластических масок, а имеющиеся средства были изношены и деформированы.
Отсутствие детских термомасок делает невозможным проведение полноценной терапии для детей.
«Результаты мониторинга показывают, что говорить о ранней диагностике онкологических заболеваний в стране затруднительно из-за устаревшего оборудования и ограниченных технических возможностей.
В центре имеется только один УЗИ-аппарат и один устаревший маммограф (с 2014 года). Не хватает ангиографов и современных эндоскопических и лапароскопических систем.
По мнению правозащитников, финансовое обеспечение онкологической службы не соответствует реальным потребностям больницы.»
В период с 2018 по 2024 годы на онкологическую помощь выделялось лишь около 3 миллионов сомов ежегодно. В 2024 году финансирование возросло до 176 миллионов сомов, а в 2025 году — до 800 миллионов сомов. Однако для полноценного функционирования службы необходимо 4,5 миллиарда сомов, что в пять раз превышает текущий уровень финансирования.
Мониторинг также показал, что пациенты не обеспечены необходимыми медикаментами — в больнице отсутствовало 80 наименований жизненно важных препаратов.
Изучая медицинскую и финансовую документацию, сотрудники Института акыйкатчы отметили, что проблемы связаны с постоянными задержками поставок и недостаточными закупками со стороны «Кыргызфармации».
«В онкологической больнице и по всей стране отсутствуют дорогостоящие препараты для лечения рака. Мы вынуждены самостоятельно искать и приобретать лекарства», — сообщили пациенты.
Институт акыйкатчы подчеркивает, что сложившаяся ситуация грубо нарушает права граждан на доступ к необходимым лекарствам и качественное, непрерывное лечение.
Для обеспечения онкологической службы лекарственными средствами требуется не менее 2,5 миллиарда сомов.
Ситуация требует срочных решений, пересмотра процедур закупок и значительного увеличения финансирования онкологической службы.
Дополнительно, Национальный центр онкологии нуждается в новых зданиях. С каждым годом нагрузка на стационар увеличивается, и на одно койко-место приходится два пациента; некоторые больные получают капельницы, сидя на стульях.
В регионах имеются онкологические отделения, например, в Оше всего 15 койко-мест, где проводят химиотерапию и делают простые операции. В Джалал-Абаде, Токмоке и Баткене принимают лишь пациентов с легкими формами заболеваний, а в Нарынской области нет ни одного онколога.
Аналогичные проблемы были выявлены в детском отделении онкологии и онкогематологии НЦОМиД. На конец августа 2025 года в стационарах НЦОМиД лечилось около 60 детей.
Рост новых случаев онкологии среди детей вызывает серьезные опасения. Если в 2014 году выявлялось около 70 новых случаев в год, то с 2023 года их число превышает 200, чаще всего диагностируются острый лимфобластный лейкоз, опухоли головного мозга, нейро- и нефробластомы.
Стоит отметить, что рост числа случаев связан не только с увеличением заболеваемости, но и с улучшением диагностики.
Онкологи с тревогой отмечают участившиеся случаи отказа от лечения детьми.
«У них нет доверия к медицине, отсутствуют финансовые возможности, а по религиозным причинам люди часто обращаются к молдо и народным целителям. Один случай, когда ребенка с лейкозом после ремиссии перевели на нетрадиционные методы лечения, закончился трагически — год спустя болезнь вернулась, и ребенок умер», — рассказали врачи Центра.
В результате мониторинга Акыйкатчы Джамиля Джаманбаева направила рекомендации для кабинета министров, Министерства финансов, Министерства здравоохранения и ГП «Кыргызфармация» по устранению выявленных нарушений.
Акыйкатчы предложила разработать новую стратегию контроля и профилактики онкологических заболеваний и утвердить комплексный план по борьбе с онкологией на 2025-2030 годы.
Джамиля Джаманбаева также акцентировала внимание на необходимости работы по вопросам отказа от лечения и оказания социальной и психологической поддержки семьям онкобольных.
Кроме того, акыйкатчы предлагает предусмотреть в республиканском бюджете финансирование техобслуживания оборудования и пересмотреть условия закупки лекарств для онкологических пациентов.
Читайте также:
Продолжая просматривать сайт {home_url} вы принимаете политику конфидициальности.
ОК