Пока в минусе

Дёшево не всегда выгодно
На днях правительство обнародовало данные по уровню жизни в регионах. По информации кабмина, во всех областях республики наблюдается экономический рост. За 2015 год промышленными предприятиями Ошской области произведено продукции на сумму 3 786,5 млн сомов, Таласской — 962,4, Нарынской — 1 748,2, Иссык-Кульской — 42 708,8, Чуйской области — 68 469,9. Однако можно ли это считать достижением? Ведь правительство не сообщает о том, была ли возможность у промышленников реализовать её.
Почему-то кабмин не стал особо комментировать факты, что практически на всех предприятиях идёт сокращение числа работников. Например, недавно в Иссык-Атинском районе Чуйской области на фабрике по производству межкомнатных дверей отправили в вынужденные отпуска почти половину рабочих. Между тем это предприятие стабильно работало больше 10 лет. Уплачивало налоги и другие платежи. Одной из причин сокращения производства стал импорт в республику дверей из России и Белоруссии. Есть проблемы и у другого промышленного гиганта области — Кантского цементно-шиферного завода (КЦШЗ). Из-за завоза в республику казахского цемента предприятие вынуждено сокращать производство. Ценой огромных усилий удалось предотвратить закрытие стекольного завода, расположенного в Токмаке («Интерглас»). Кстати сказать, до недавнего времени единственного в Центральной Азии. Пока разбирались кто прав, а кто виноват, в Казахстане наладили своё производство стекла, и Кыргызстан одним махом лишился громадного рынка сбыта этого товара.
Куда своё девать?
Стоит отметить, что одним из условий вступления Кыргызстана в ЕАЭС было именно возрождение промышленности. Однако пока нельзя сказать, что процесс пошёл. Скорее наоборот. Закрываются действующие предприятия.
Кыргызские мукомолы после вступления в ЕАЭС стали неконкурентоспособными. По словам председателя Союза предпринимателей КР Рустама Жунушева, казахстанская и российская мука попросту вытесняет с рынка кыргызскую по причине более низкой стоимости.
Озабоченность предпринимателей Кыргызстана изменениями, произошедшими после вступления в ЕАЭС, поддерживают и сельхозпроизводители республики. Они опасаются лишиться рынка сбыта зерна, 90% которого сдаётся отечественным переработчикам. Если же мукомолы свернут производство, то куда будут девать зерно фермеры?
Кроме этого, по данным Министерства экономики Кыргызстана, за 2015 год в республике объёмы швейного производства снизились почти на 40%. По стране закрылось около 300 крупных предприятий. Счёт мелких цехов идёт на тысячи. В ведомстве причинами сложившейся ситуации назвали снижение заказов на продукцию, неплатёжеспособность заказчиков и нехватку оборотных средств на развитие.
По словам члена Ассоциации животноводов и переработчиков молочной продукции Руслана Шерматова, ситуация в отрасли сложилась весьма критическая.
— Очень тяжело продвигается сбыт молока. Если раньше мы сдавали его в те же кондитерские цеха, то сейчас они перестали брать наш товар и перешли на более дешёвый — казахстанский. Например, мы скупаем молоко у животноводов по 17-18 сомов за литр, перерабатываем его в сметану, кефир и творог. Затем эту продукцию реализуем: кефир по 30 сомов, творог — по 100 за кг, а сметану — по 160 за литр. И это практически равно себестоимости товара, плюс ещё выплачиваем налоги в госказну. Не знаю, по каким ценам импортируют нам этот товар казахи, если он в итоге оказывается в разы дешевле, да и какого качества? Это больно ударило не только по производителям и переработчикам, но и по простым фермерам, — заявил Шерматов.
Оборот, где же он...
Несмотря на вступление республики в ЕАЭС и отмену таможенных границ, объём товарооборота между Казахстаном и Кыргызстаном за 2015 год сократился вдвое.
По данным Государственной таможенной службы (ГТС), объёмы торговли Кыргызстана с Россией тоже упали. Это даёт повод экономистам сделать пессимистичный вывод о первых месяцах членства республики в ЕАЭС, несмотря на оптимистичные прогнозы в начале интеграции.
Для сравнения: уровень экспорта кыргызских товаров в Казахстан за 2014 год достиг 340 млн долларов, в 2015 году он упал до 150 млн долларов. По словам представителя ГТС Жаманака Нусурканова, с учётом импорта общий объём кыргызско-казахстанского товарооборота за 2015 год составил 472 млн долларов, что меньше показателей предыдущего года в два раза.
Министр экономики Арзыбек Кожошев отметил, что показатели торговли с Казахстаном упали из-за прекращения реэкспорта китайских товаров, которые теперь идут из Китая напрямую в Казахстан.
— Откровенно говоря, Казахстан стал страной реэкспорта китайских товаров благодаря вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и созданию благоприятных условий для торговцев. Мы создали рабочую группу для анализа ситуации на наших рынках, по итогам работы появится новая информация, — пояснил министр.
Выходит, что членство Кыргызстана в ЕАЭС привело к прекращению реэкспорта китайских товаров и ухудшению положения крупных оптовых рынков республики, особенно «Дордоя», «Кара-Суу» и «Мадины», которые потеряли клиентов.
Ранее много говорилось про обязательный рост объёмов торговли с Казахстаном и Россией при вступлении Кыргызстана в ЕАЭС. Однако практика показывает обратное, и многие эксперты, несмотря на заверения правительства КР о том, что «всё будет хорошо, но завтра», уже стали говорить об экономическом заговоре против страны.
Фонд, да не тот
Большие надежды у промышленников были возложены на средства Российско-Кыргызского фонда развития (РКФР). Реклама этого финансового института первое время давала надежду на то, что в Кыргызстане сможет возродиться производство, однако скоро стало понятно — средства в большинстве случаев недоступны. Правда, надо сказать, что правление фонда пыталось различными способами изменить ситуацию, однако, увы. На конец прошлого года освоение средств РКФР оказалось незначительным.
Вероятнее всего именно за это и поплатилась своей должностью бывшая председатель РКФР Нурсулу Ахметова. Ибо к новому главе финансового института премьер-министр Темир Сариев выдвинул требование «устранить прежние недочёты и наладить эффективную работу фонда. Основная цель заключается в адаптации экономики Кыргызстана к ЕАЭС. Средства фонда должны направляться на поддержку производства, создание рабочих мест». Однако пока это не получается ни у правительства, ни у фонда.
— Ещё задолго до вступления в ЕАЭС многие понимали, что большая часть продукции, произведённой в Кыргызстане, будет неконкурентоспособной. Вхождение Кыргызстана в евразийскую интеграционную зону — больше политический шаг, чем просчитанная экономическая стратегия. Чтобы избежать каких-либо социальных проявлений на фоне того, что страна проиграла от вхождения в союз, нам пообещали средства фонда. Но воспользоваться ими очень сложно. То есть вроде бы помощь есть, но одновременно её нет. Да и выйти из ЕАЭС Кыргызстан уже не сможет. Хотя бы просто потому, что эта процедура толком нигде не прописана, да и финансово мы завязли. Кыргызстану остаётся только одно — играть по правилам более сильных в экономическом плане государств, — пояснил экономист Нуркамил Исаев.
Страшнее всего то, что экономической нестабильностью, которая обостряется в Кыргызстане, всё чаще пытаются воспользоваться политики, рвущиеся к власти или стремящиеся в ней остаться любой ценой.
Людмила БЕСЕДИНА
Обсудим?
Смотрите также: