Новая охота на ведьм
О мнимых и подлинных агентах влияния обозреватель «АН» попросил рассказать старого знакомого, бывшего сотрудника одной из российских спецслужб подполковника в отставке Виктора Сергеевича НОВИКОВА.
Пшик секретного досье
На закате холодной войны мы с Виктором Сергеевичем четыре года прожили в одном доме, в самом центре венгерской столицы. Наши дети вместе ходили в посольскую школу, жёны делились секретами приготовления халасли и паприки. Короче, дружили семьями. Но после Будапешта наши дороги разошлись, в Москве виделись редко. И вот…
– Сколько лет, сколько зим! – сжимал меня в медвежьих объятиях хозяин солидного кабинета.
Новиков по-прежнему был крепок. Вот что значат спортивная закалка и здоровый образ жизни. И на этот раз вместо когда-то моей любимой абрикосовой палинки он предложил зелёный чай. А на закуску к нему свежайшее (нет, не пирожное) – только что рассекреченное досье.
– На днях от лица директора Национальной разведки США Джеймса Клэппера был распространён этот документ, – пояснил Виктор Сергеевич. – В нём собраны данные о финансировании нескольких западных партий со стороны России, а также перечислены скрытые и потенциальные союзники Москвы в различных европейских странах.
Обозреватель «АН» знал, что генерал-лейтенант Джеймс Клэппер координирует деятельность 16 разведорганизаций. Поэтому вдвойне интересно было узнать: что же нарыли столько американских шпионов?
Увы, в досье было много слов о политике, но слишком мало настоящих разведданных. С профессиональной точки зрения – это не секретный документ для высших кругов своей страны, а один пшик! При этом показательно, что американские представители разведсообщества искренне считают, что идёт новая холодная война. Поэтому, мол, нынешний уровень российского проникновения в западноевропейскую политику куда страшнее, глубже и шире, чем считалось ранее.
«По всему ЕС мы видим тревожные доказательства российского стремления сломать структуру европейского единства по ряду принципиальных стратегических вопросов», – процитировало этот документ британское консервативное изданиеDailyTelegraph.
Как следует из досье, в списке стран, где якобы российские операции, направленные на получение влияния, идут полным ходом, значатся Франция, Голландия, Венгрия, а также Австрия и Чешская Республика, которые российские агенты считают своего рода воротами в Шенген.
К рассекреченному досье подполковник Новиков собрал много комментариев. Вот одно из мнений.
«Ещё бывший КГБ славился тем, что мог влиять на общественное мнение в западных странах. Мы можем предполагать, что это происходит и поныне, но доказать это будет, вероятно, невозможно, – утверждает советник по вопросам безопасности и бывший глава военной разведки Чешской Республики Андор Шандор. – Я думаю, что со стороны США это своего рода демонстративный шаг. Доказать подобные связи и собрать убедительные доказательства будет практически невозможно. Было бы наивно полагать, что деньги поступают со счёта российского посольства».
Виктор Сергеевич после этой цитаты усмехнулся:
– Всё ясно, коль доказать невозможно, то обвинять будут без доказательств. Или доказательства отсутствия вины возложат на подозреваемых. Пусть сами доказывают, что не агенты Кремля. Это даже не охота на ведьм в середине прошлого века печально знаменитого сенатора Маккарти. Это уже Средневековьем пахнуло с её инквизицией.
Травля «КГБелы»
На гарнир к документу «Активность русского влияния» подполковник Новиков предложил целую кипу иностранных газет. Вот как идёт охота за новыми ведьмами в близкой нам с ним Венгрии. Там объявили агентом влияния России депутата Европарламента Белу Ковача.
По мнению проамериканских кругов в Будапеште, Бела Ковач, именуемый теперь «КГБелой», имеет тесные связи с Россией. Мол, он обучался в одном из престижных московских университетов – МГИМО и каким-то образом стал владельцем целого состояния, работая на международную торговую компанию в России в середине 1980-х гг. и позже – в 2003 г., уже находясь на территории Венгрии. С момента его избрания в Европарламент в 2009 г. Ковач неоднократно лоббировал интересы России в Брюсселе. Там он работал в рамках Комитета парламентского сотрудничества ЕС – Россия в качестве казначея Альянса европейских национальных движений. Именно здесь собраны пророссийские ультраправые европейские партии и парламентарии. В своих заявлениях Ковач поддерживал Россию в ходе кризиса в Крыму и выступал в качестве международного наблюдателя во время референдума по присоединению полуострова к России.
– Это всё политика, а где же шпионаж? – спросил обозреватель «АН» подполковника Новикова.
– Венгерские спецслужбы объявили, что располагают «весомыми» доказательствами участия Ковача в шпионаже в пользу России, – снова взял в руки мадьярскую газету Виктор Сергеевич. – А именно его тайное участие во встречах с известными представителями российских служб безопасности, ежемесячные путешествия в Москву и тот факт, что Ковач жил вместе с другим обвиняемым российским агентом – своей женой австрийско-русского происхождения.
«Генеральная прокуратура расследует серьёзное преступление, но подробности не могут быть обнародованы. Именно поэтому я не могу сказать, в чём состоит преступление. Могу только сообщить, что закон предусматривает за такие деяния лишение свободы на срок от 2 до 8 лет», – сообщила пресс-секретарь генпрокуратуры Венгрии Гейза Фазекаш», – процитировал венгерскую газету Новиков.
По утверждению газеты MagyarNemzet, деятельность евродепутата Белы Ковача уже давно была в центре внимания венгерской контрразведки AlkotmаnyvеdelmiHivatal (AH).
Magyar Nemzet в другой своей публикации с иронией, через игру слов, назвала новый русский шпионский скандал в Венгрии «КГБела». В ответ на все обвинения Бела Ковач потребовал доказательств его шпионской деятельности. «Я не Джеймс Бонд, я – приличный венгерский гражданин», – сказал Ковач перед аудиторией на специальной пресс-конференции сразу же после разоблачений от Magyar Nemzet.
Он отверг обвинения, что его партия финансируется из Ирана и России.
– Глупые обвинения, – взяв в руки чашку чая, сказал подполковник Новиков. – Не потому ли сейчас обстоятельства «дела нового Редля» – «КГБелы» засекречены нынешними венгерскими властями на тридцать лет – до 2041 года.
Словарь «АН»
Агент влияния – лицо, ведущее распространение идей какой-либо организации в среде людей, к этой организации не принадлежащих. В политике агенты влияния обычно продвигают интересы иностранных государств или политических партий.
Подозреваются всеОхота на ведьм – вещь опасная. Она может заразить не только манией преследования, но и привести к политическим конфузам. Например, сейчас британский премьер Дэвид Кэмерон грозит санкциями Москве из-за пресловутого дела Литвиненко. Но ведь ещё прошлой осенью его самого называли «агентом Кремля». Британский лорд Майкл Эшкрофт инициировал расследование «странных» эпизодов в биографии премьер-министра. В октябре прошлого года вышла книга, разоблачающая английского лидера.
Выявить настоящего агента влияния – дело неимоверно сложное. О них становится известно, чаще всего, через десятки лет. Громкую сенсацию в мире шпионажа вызвали документы, рассекреченные 21 августа 2015 г. британской спецслужбой MI-5. Согласно им, «Седрик Белфрадж – голливудский промоутер, суперзвезда кинокритики, владелец газет, донжуан, большой мастер саморекламы – оказался, как это ни удивительно, советским шпионом», – пишет TheFinancialTimes.
Агенты влияния известны с давних времён. В первом томе «Очерков истории российской внешней разведки» содержится документально точный рассказ о том, как в сентябре 1808-го, после переговоров Александра I с Наполеоном в Эрфурте, к российскому императору неожиданно явился собственной персоной министр иностранных дел Франции Шарль Морис де Талейран. Он предложил своё сотрудничество на конфиденциальной основе и за материальное вознаграждение. Александр I опешил, но после обстоятельной беседы согласился. До самого падения Наполеона Талейран работал на Россию как агент влияния и поставщик первосортной информации. У него было несколько кличек: «Кузен Анри», «Анна Ивановна», «Красавец Леандр», «Юрисконсульт».Инструктировали Талейрана либо сам император Александр I, либо российский посол в Париже Карл Нессельроде.
Талейран был так жаден до денег, что под конец своей карьеры сразу запросил полтора миллиона франков. Но Александр ответил отказом: «Провалится, сукин сын!»
Впрочем, и Запад всегда имел в России, а затем в Советском Союзе немало своих агентов влияния. Как вспоминал один из руководителей советской нелегальной разведки генерал Юрий Дроздов: «Как-то в один из приездов в Москву бывшие американские разведчики в пылу откровенности за ужином в подвальном ресторанчике на Остоженке бросили неосторожную фразу:
– Вы хорошие парни, ребята. Мы знаем, что у вас были успехи, которыми вы имеете право гордиться. Даже ваши поражения демонстрировали мощь вашей разведки. Но придёт время, и вы ахнете, если это будет рассекречено, какую агентуру имели ЦРУ и Госдепартамент у вас наверху».
Обсудим?
Смотрите также: