Создание госфонда для оплаты лечения за границей. Что думают об этом эксперты
Вопрос о создании подобного фонда поднимается не впервые. Ранее депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев предлагал учредить государственный благотворительный фонд для людей, нуждающихся в лечении за границей (не только для детей). Также в Минздраве заявляли о планах создать фонд помощи детям с редкими заболеваниями под руководством ранее действующего министра Эркина Чечейбаева.
Редакция Kaktus.media обратилась к экспертам и представителям пациентских организаций для получения комментариев. Вопросы были следующими: "Нужен ли такой фонд? Как он должен функционировать? Или следует сосредоточиться на повышении уровня медицинских услуг в стране?"
Гульмира Абдыразакова, директор ОФ "Вместе против рака"
- Идея имеет право на жизнь и уже успешно применяется в России и ряде европейских и американских стран. Однако там существуют четкие механизмы сбора средств (SMS, промокоды, социальные отчисления с налоговыми льготами). У нас такие механизмы не внедрены, и многие фонды пытались решить вопрос о социальных отчислениях от бизнеса, но сотовые операторы отказались из-за отсутствия четкого механизма.Это системные проблемы.При создании фонда необходимо учитывать:
- Кому будут направлены средства?
- Какие заболевания и какой возраст будут охвачены?
- По каким критериям будет осуществляться финансирование?
- Как будет определяться сумма помощи?
Кроме того, возникнет вопрос:
- Будет ли государственное обеспечение лекарствами для лечения редких и онкологических заболеваний, с учетом критериев болезней?
Ольга Труханова, директор благотворительного фонда "Первый детский хоспис"
- Хорошо, что депутаты осознают существующую проблему, ведь в социальных сетях активно обсуждаются сборы средств.Эта инициатива не нова и совершенно понятна: есть люди, которым действительно невозможно помочь в стране из-за отсутствия технологий, специалистов или оборудования. В таких случаях государство должно иметь механизм поддержки, чтобы семьи не оставались один на один со своей бедой.
Если фонд и будет создан, то он должен действовать по строгим правилам и с четкими критериями, только для случаев, когда лечение внутри страны невозможно.
Я считаю, что важнее инвестировать в развитие медицины внутри страны.Если мы просто будем оплачивать лечение за границей, не развивая свою систему здравоохранения, то останемся зависимыми. Все мы помним, как в условиях COVID-19 границы были закрыты, и лечиться можно было только в стране, предоставляя те услуги, которые у нас есть.
Деньги должны оставаться в стране, а лечиться на родной земле легче — рядом близкие, дом, привычная еда и вода. Мой дедушка, который уехал в Германию в 90-х, всегда говорил, что кыргызские врачи — одни из лучших. Им бы такое же финансирование, как в Германии, и им не было бы равных.
Бермет Барыктабасова, глава Независимого медицинского профсоюза
- Инициатива депутатов вновь вызвала общественный резонанс, поскольку многие медики недовольны тем, что сами депутаты и высокопоставленные чиновники едут лечиться за границу, вместо того чтобы развивать медицину в стране. Создание фонда, которым будут пользоваться только они и их родственники, вызывает сомнения.Тем не менее, в правительстве давно обсуждается возможность создания фонда для сбора средств на дорогие операции и технологии. Например, для лечения детей с СМА и другими редкими генетическими заболеваниями, трансплантацией органов (почек, печени, сердца, легких), нейрохирургическими и кардиохирургическими операциями, которые не входят в программу госгарантий. Это распространено за границей. Однако в Кыргызстане такие идеи часто терпят крах, так как стоимость операций и лечение пациентов с тяжелыми заболеваниями не просчитаны должным образом.
Расчеты часто делаются на глазок, и учитываются лишь отдельные этапы лечения без реабилитации. Если рассматривать полную стоимость с предоперационной подготовкой и послеоперационным уходом, а не только лекарства и инструменты во время операции, выходит совершенно другая сумма!
Не стоит отправлять эти деньги за границу, где стоимость кратно выше. Инвестируйте в собственную медицину!Существуют и риски коррупции, связанные с аффилированием с зарубежными клиниками, когда наши пациенты "продаются" за большие деньги для лечения за границей.
Как это происходит? В последние годы наблюдается рост медицинского туризма, когда пациенты вынуждены ехать за границу, где доступны сложные высокотехнологичные операции, дающие шанс на спасение.
Медицинский туризм в стране не регулируется.Юристы утверждают, что это выбор самого пациента. Минздрав не отслеживает, сколько пациентов выезжает за границу и с какими состояниями, что происходит с ними после операций.
Существуют как легальные, так и незаконные посредники, которые занимаются направлением пациентов в зарубежные клиники. Даже сотрудники государственных учреждений могут направлять пациентов за границу, получая за это неплохие комиссионные, дискредитируя местные клиники, заставляя пациентов верить, что их шансы на выживание гораздо ниже.
Есть целые медицинские центры, которые занимаются "вербовкой" пациентов для лечения в других странах. И именно такие фонды требуют контроля, так как они не только разоряют государство и семьи, но и дискредитируют местные больницы, где операции проводятся бесплатно и эффективно.
На днях Минздрав сообщил о значительном оттоке кардиохирургических пациентов (как детей, так и взрослых) в Узбекистан, особенно из южных регионов (Баткенская, Ошская и Джалал-Абадская области). Позже выяснилось, что операции, которые в НИИХСТО бесплатные до 6 лет или самые сложные стоят максимум $800-1400, частники направляют за границу за $60 тысяч. При этом турецкие коллеги утверждают, что по их прейскуранту такие операции стоят $15 тысяч.
Частные и государственные клиники приглашают зарубежных хирургов в Кыргызстан, выплачивая $12-20 тысяч за каждую операцию. Если сравнить даже самую низкую стоимость помощи со стороны, разница составляет более $5 миллионов в год, которые благотворительные фонды, государство или пациенты переплачивают.
Следует отметить, что уровень квалификации приглашенных зарубежных хирургов также не контролируется. Они действуют на доверии, а не на основании официальных документов. Часто приезжие хирурги не проводят мастер-классы для обучения местных специалистов, и их навыки не фиксируются.
Более того, зарубежные фонды зачастую привозят своих ассистентов для практики на наших пациентах. Таким образом, местное здравоохранение становится источником пациентов для иностранных специалистов, а не для развития собственных кадров.
Таким образом, получается, что государство, с одной стороны, обеспечивает возможность нашим гражданам бесплатно получать сложные операции и дорогие лекарства в рамках программы госгарантий, а с другой стороны, тратит большие суммы на лечение за границей. Посредники, в свою очередь, заставляют пациентов нести колоссальные расходы, которые в 8-10 раз превышают затраты государственных больниц.
В связи с этим назрела необходимость регулирования вопросов, связанных с фондами по сбору средств и "медицинским туризмом" на уровне правительства и Жогорку Кенеша. Необходимо:
- Определить, какие высокотехнологичные вмешательства проводятся в стране и с какими результатами, а какие недоступны или имеют низкую эффективность. Информация о стоимости услуг и льготах должна быть доступна на сайтах Минздрава и ФОМС перед выездом пациента за границу;
- Информировать пациентов о сложных заболеваниях и технических аспектах операций;
- Ввести контроль и ограничения для медицинского туризма — "вербовки" пациентов за границу, запретить получение дивидендов за направления в зарубежные клиники;
- Заключать контракты с зарубежными специалистами, учитывая условия их работы;
- Вести государственный учет и контроль за каждым случаем вмешательства иностранных врачей;
- Проводить сертифицированные мастер-классы для местных специалистов и организовывать стажировки за границей;
- Документировать и сертифицировать навыки местных специалистов;
- Инвестировать в развитие местной медицины, повышая потенциал кадров и обеспечивая высокотехнологичные вмешательства по международным стандартам.
Читайте также:
