Информационно аналитический портал «Аргументы Недели» / От Джека Воробья

От Джека Воробья

От Джека ВоробьяНедавно в Бишкеке с размахом прошёл V Международный форум «Антиконтрафакт-2017». Главной целью мероприятия организаторы объявили поиск эффективных механизмов противодействия распространению контрафактной продукции и защиты авторских прав.

Рынки сбыта

Парадоксально было наблюдать, как 500 участников из государств-членов ЕАЭС и дальнего зарубежья делились друг с другом опытом борьбы с пиратством, а в это время на крупных рынках столицы шла бойкая и бесперебойная торговля дисками с записями фильмов и музыки. Причём продавалось это добро в открытую.

Месяцем ранее также в Бишкеке прошла широкомасштабная акция «Стоп, пиратство», где при помощи развлекательной программы власти пытались привлечь внимание к проблеме. Прошедшие мероприятия можно назвать грандиозными, но вот эффективные ли они были? Здесь есть определённые сомнения, ибо как торговали на рынках пиратской продукцией, так и продолжают торговать.

Кстати сказать, будучи ещё премьер-министром Жанторо Сатыбалдиев подписал специальное постановление правительства, на основании которого и был введён запрет на продажу дисков на рынках, в подземных переходах и на улице, чтобы снизить уровень пиратской продукции в стране. В список мест, не предназначенных для торговли дисками, вошли лотки, выносные прилавки, автомобили, тележки, корзины и любые сборно-разборные конструкции.
Однако тогда продавцы дисков выступили против запрета и пригрозили акциями протеста. Их поддержали покупатели. По мнению последних, лицензионные диски многим не по карману.

Так что о пиратстве в Кыргызстане знают все, но предпринять какие-то кардинальные и продуктивные шаги не всегда получается даже у всемогущей Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (ГСЭП). Конечно, сотрудники этого ведомства могут в рейд сходить. Но чтобы вы­явить, что то или иное произведение является пиратской копией, нужен правообладатель оригинального продукта. В противном случае доказать, что музыку или фильм попросту скопировали, довольно сложно. Да и лишние проверки бизнеса, как известно, запрещены. Нет, их конечно можно проводить, но лишь по заявлению авторов произведений. Поучается, что композитор, поэт или режиссёр должен сам бегать по рынкам и искать своё творение, купить его и только после этого обратиться в ГСЭП.

— Ещё в 2004 году в Уголовный кодекс Кыргызстана, а конкретно в 150 статью, были внесены поправки, которые касались конкретно защиты авторских прав. Тогда депутаты посчитали, что соблюдение авторских прав — это дело самих авторов, но никак не государства, а в 2007 году кражу интеллектуальной собственности и вовсе перестали считать преступлением. То есть будь то режиссёр, поэт или композитор, им предлагалось самостоятельно искать лиц, которые не просто украли их фильм, музыку или стихи, а ещё и открыто торгуют ворованным. И как прикажете это делать? Да даже если пират и будет пойман с поличным, максимум что ему грозит — штраф, размер которого мизерный, заплатив его, злоумышленник ничего не теряет, — считает режиссёр Эрнест Абдыжапаров.

Однако убытки несут не только правообладатели, но и легально работающие студии звукозаписи. По словам руководителя одной из таких Максат уулу Эрали, главная стимулирующая сила торговли пиратской продукцией на аудио- и видеорынке — потребители.

— Не успеешь записать и выпустить на диске новую песню местных исполнителей, а её копии уже ходят по рукам. Когда и кто это сделал, выяснить трудно. Мы берём за запись произведения от 200 долларов и выше, а на базаре диск будет стоить всего 30-40 сомов. Беда ещё в том, что наши исполнители сами не готовы к цивилизованному ведению бизнеса: у них нет менеджеров, с которыми можно было бы вести переговоры по поводу закупки лицензионных дисков. К тому же большинство певцов и музыкантов сами отдают свои работы пиратам для тиражирования, — рассказал специалист.

Собственный интеллект

Между тем, по официальным данным, практически вся видео- и аудиопродукция, реализуемая в республике, — пиратская. В Кыргызстане штрафы за реализацию нелегальной кино-, интернет- и аудиопродукции действительно несоизмеримо малы по сравнению с доходами, которые получают её изготовители.
Как заявил глава «Кыргызпатента» Досалы Эсеналиев, сегодня продавцам тех же пиратских дисков грозит штраф от 500 до 1 000 сомов, а изготовителям — от 20 до 30 тысяч сомов. Госслужба интеллектуальной собственности и инноваций (ГИСИ) предложила увеличить суммы штрафов в два раза. И это единственное, что она может сделать. Разработать какие-либо силовые методы защиты интеллектуальной собственности ведомство не в праве, так как оно не обладает статусом правоохранительного органа. Чтобы изменить ситуацию, руководство ГИСИ пару лет назад обратилось в парламент с предложением ужесточить наказание за нарушение авторских прав.




Однако, как показывает практика, увеличение штрафов — мера неэффективная. Несколько лет назад Жогорку Кенеш уже принимал подобные поправки, но уровень продаж контрафактной продукции не снизился. А сегодня ситуация практически вышла из-под контроля госорганов. «Левые» диски по смехотворной цене — 30 сомов за штуку — можно свободно купить в неограниченном количестве в любой точке города. Лицензионная продукция стоит от 250 сомов и выше, и её приобретают только состоятельные кыргызстанцы.

Кстати сказать, какие-либо исследования по поводу количества реализуемого в Кыргызстане интеллектуального «контрафакта» не проводились. Конкретной статистики нет. Но если исходить из утверждений специалистов, то она и не требуется: практически вся видео- и аудиопродукция — пиратская.

Гонорар для Пугачёвой

Между тем в 2016 году только в Бишкеке функционировало 148 нестационарных точек реализации аудио- и аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и так далее. Сколько их сегодня действует, неизвестно. Из-за стихийной торговли не представляется возможным выполнить требования ВТО, членство в которой возлагает на республику обязательство обеспечить эффективную охрану обладателей прав интеллектуальной собственности.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что если раньше говорили о нелегальном производстве аудио- и видеопродукции, незаконном её тиражировании и завозе из-за рубежа, копировании дисков, то сегодня пиратство постепенно перемещается в сферу интернета, когда произведения литературы, музыки, киноиндустрии незаконно выкладываются во Всемирной паутине.

Эксперты в области борьбы с пиратством убеждены: необходимо разработать государственную концепцию борьбы с незаконным оборотом контрафактной продукции, причём она должна быть возведена в ранг государственной политики.

Кроме всего прочего, владельцы кафе и ресторанов, где исполняются музыкальные произведения, обязаны делать отчисления авторам и исполнителям, чьи песни используются в репертуаре. Конечно, о том, что гонорар напрямую будет перечисляться, например, Алле Пугачёвой или Софии Ротару, речь не идёт. Однако эти суммы должны аккумулироваться в каком-то определённом органе. В случае с Кыргызстаном — это «Кыргызпатент», который должен отслеживать соблюдение авторских прав, а также выплату гонорара. Именно такая форма соблюдения прав больше подходит для республики. Но, как оказалось на практике, не все увеселительные заведения соблюдают правила. Они не оплачивают авторские вознаграждения, хотя используют их продукт и сами зарабатывают на этом деньги. Конечно, законодательство Кыргызстана предус­матривает решение подобных вопросов в судебном порядке, но, как проинформировали корреспондента «Аргументы недели. Кыргызстан» в судебном департаменте, подобных прецедентов не было.

Максат Чынгыз уулу


Мнение

Бакыт Алишеров, член Союза композиторов КР, выпускник Московской консерватории, написавший музыку к ряду кинофильмов и музыкальные заставки к телепередачам, автор Гимна молодёжи Кыргызстана, Гимна государственному языку, ряда симфонических и камерных произведений, нескольких десятков популярных песен, лауреат международных премий:

— Сейчас идёт агитационная кампания по выборам главы государства. Кандидаты в президенты приглашают в свою команду известных певцов. Они исполняют произведения конкретных авторов и получают за это денежное вознаграждение, иногда доходящее до десятков тысяч долларов. Из этой суммы авторы музыки не получают ни копейки. Как же в этом случае выдвиженцы соблюдают Закон «Об авторских правах в КР»? А ведь они везде говорят о соблюдении буквы закона. В нашей стране человеку творческой профессии для того, чтобы выжить, приходится больше заниматься далеко не творческой работой: преподавать, выполнять частные заказы. Я получил классическое образование, и мне ближе то, что называют «серьёзной музыкой»: симфонические, камерные произведения. Между тем исполнители, приобретая музыкальное произведение у авторов, производят разовую оплату в виде авторского вознаграждения. И это в лучшем случае, тогда как сами поют, и за каждый концерт получают солидный гонорар. Часто бывает и так, что музыку используют, даже не спрося об этом её создателя.
12-10-2017, 10:40
Вернуться назад