Мир с инвесторами



История, в которую трудно поверить
Доходы местных жителей растут, они сыты и довольны, инвесторы-горнодобытчики процветают, жизнь – сплошная благодать, все любят друг друга. Что это? Быль или сказка? И возможно ли такое в Кыргызстане?
Враждебная встреча
Уже не поспоришь с тем, что органы местного самоуправления не играют позитивной роли в конфликтах «инвестор – местные жители». Все уже привыкли к тому, что когда горнодобывающие компании приходят в село, их встречают враждебно. Люди видят в этом угрозу традиционным устоям и пытаются изгнать пришельцев. Инвесторам ничего не остаётся, как задабривать строптивцев деньгами. И тогда на улице криминально настроенных личностей наступает праздник. Они понимают, что «привалила корова», которую можно доить бесконечно, ведь инвестор платит и им, чтобы не подожгли лагерь, не поломали технику, не устроили разбой. Со временем аппетиты разгораются, конфликт не разрешается, а бесконтрольно утекающие деньги никто не возьмётся сосчитать.
В результате – пожар, охвативший почти все горные регионы поскольку наша страна – третья в СНГ после России и Узбекистана по добыче ископаемых. И никто, кроме самих органов местного самоуправления, не может его потушить. Потому что именно с ними, а не с отдельными группами граждан, которые тоже хотят чего-то для себя любимых, должен, по идее, разговаривать инвестор. Так должно быть в идеале. Хотя на практике бывали случаи, когда главы айыльных окмоту сами возглавляли борьбу населения против инвесторов.
Впрочем, не всё так плохо. На самом деле в стране есть достаточно много разумных руководителей местного самоуправления, которые работают со своим сообществом и с инвесторами за столом переговоров, а не диктуют условия на митингах с помощью силы и захвата чужого имущества. Когда головы трезвы и не затуманены революционным пафосом и накалом страстей, диалог возможен.
Медная солидарность
О своём непростом пути к пониманию этой проблемы нам поведал глава Кок-Ташского аймака (теперь так называют айыльные окмоту, – прим. авт.) Адылбек АЛЫМОВ.
– Наше основное население – кыргызы. У нас есть крупный инвестор, это – «Казахмыс Голд Кыргызстан». С 2006 года он два летних сезона занимался геологоразведкой, а с 2008-го приступил к разработке. Пока их фабрика только строится, думаем, к концу текущего года будет сдана в эксплуатацию и в будущем году наладится выпуск концентратов меди и золота. Общие инвестиции компании уже составили
160 900 000 долларов.
Когда инвесторы появились, то сразу начались стычки. Народ бунтовал, а в 2010 году местное население потребовало, чтобы пришельцы остановили работу, потому что те строили хвостохранилище, которое пугало своим расположением. Горнодобытчики пошли навстречу, изменили проект, всё переделали, для чего пришлось приостановить работу на два месяца. Это обошлось им в миллион долларов.
С тех пор люди поверили, что мы можем просто обращаться к бизнесменам, и нас услышат, потому и решили: насущные вопросы нужно решать путём переговоров. Вот уже три года, как мы ни разу не помешали им работать. Зато каждый год подписываем меморандум, так и решаем все вопросы. Два раза они провели общественные слушания по воздействию производства на окружающую среду. У нас побывали специалисты-экологи, они ответили на наши вопросы. Это тоже сняло напряжённость.
Наш аймак – один из самый отдалённых. От Ала-Букинского райцентра – 100 км в сторону гор. От Бишкека и вовсе 700. В айыльном окмоту – 6 сёл, причём очень трудно добираться от одного к другому по ущельям и бездорожью, а всего у нас – 650 дворов, это 3 800 человек, забытых на окраине цивилизации. Ничего, кроме нищеты и беспросветности, мы не видели. Территория небольшая – 350 гектаров, причём пастбищ всего-то 37, остальное – труднодоступные горные вершины. В аппарате окмоту нас
8 человек, в аыйльном кенеше – 11. Раньше аймак откровенно бедствовал, всё изменилось с приходом инвестора. Мы рады, что хотя поначалу и встретили их в штыки, бузили, волновались, митинговали, препятствовали, но потом хватило разума понять друг друга. Теперь же наши инвесторы очень помогают нам, а мы стараемся помогать им, или хотя бы не мешать их работе.



Живой щит из народа
Адылбек Алымов продолжает свою поучительную историю.
– В прошлом году был инцидент, окончательно покоривший нас. Бизнесмены начали строить для нас дорогу, всего-то 22 километра, но каждый метр – жизненно важен, потому что он связывает аймак с внешним миром. Они вложили в это 6 млн. долларов, которые нам было бы неоткуда взять, построили очень хорошую дорогу до того места, где идёт высоковольтная линия электропередач Бозумчака.
Тут я отвлекусь на пару слов про электричество. Раньше мы зависели от Узбекистана, потому что от него получали электроэнергию. За сутки в зимнее время соседи давали нам освещение всего на час или от силы два. Темень и холод, это всё, что мы видели. Но теперь до Бозумчака и Шамалды-Сая протянуто электричество, поставлена подстанция, и мы провели оттуда свою независимую линию элекропередач, так что теперь не нуждаемся в унизительных подачках соседей. Тот, кто обитает в крупных центрах, не поймёт, что такое жить, когда вокруг нет ни одного источника электричества, и появление энергии в наших местах – это тоже благодаря деятельности инвесторов.
…Но вернусь к дороге. Мы граничим с Наманганской областью Узбекистана, протяжённость границ по нашей территории – 110 км, из них 45 – спорных, а отношения с соседями напряжённые (Об этом очень важном моменте даже правительство знает, в прошлом году оно издало постановление, в котором нашему аймаку придали особый приграничный статус). Так вот, когда строители дошли до спорного участка, который мы считаем своим, а узбеки – своим, то возникла буквально боевая ситуация, была даже стрельба по рабочим. И тогда жители наших сёл вышли вперёд и создали живой щит, чтобы строители не прерывали работу, потому что дорога – важнее жизней. Одного парня ранили, пуля задела лёгкое. Хорошо, врачи «Казахмыса» оказались тут же. Позже они спасли его.
Вот такой был инцидент, окончательно «согревший» наши отношения с инвесторами. Они открыли информационный центр, поставили технику, предоставили человека, который рассказывает нам, какие в компании есть рабочие места, какие вакансии, мы трудоустраиваем наших людей. Есть сложные специальности, профессионалов в некоторых областях вообще в Кыргызстане нет, приходится их приглашать из других стран. Наши-то идут шофёрами, разнорабочими, электриками, плотниками…
Кстати, неподалеку в Ала-Буке открыт учебный центр, где дают более квалифицированные рабочие специальности. Наши люди получают не только работу, но уверенность в завтрашнем дне. Раньше была высокая миграция, в отсутствии работы все разъезжались, но теперь сельчане не хотят уезжать – незачем. Компания трудоустроила 200 человек из самых незащищённых слоёв.
Но не только это. Девушки шьют мешки, которые покупают инвесторы. Они берут у нас сельхозпродукцию. Мы создали перерабатывающие предприятия. Наш бюджет быстро увеличивается, в прошлом году он составил
20 849 400 сомов. Причём львиная доля – это налоговые поступления инвесторов. В основном занимаемся животноводством и растениеводством, у нас – 45 крестьянских хозяйств, за последнее время создали 4 кооператива и 15 малых хозяйств. В прошлом году построили ФАП. Скинулись – мы, инвесторы, да ещё АРИС оказал донорскую помощь. В нынешнем году провели водопроводную систему с помощью тех же инвесторов и республиканского стимулирующего гранта.
Так что жизнь налаживается, когда рядом есть сильная компания. И практика показывает, что мир – это хорошо! И именно от тех, кто возглавляет местное самоуправление, зависит спокойствие на местах, а значит, и по всей стране – вот так проникновенно и глубокомысленно заключил свой рассказ наш необычный собеседник.
Гульмира ИБРАИМОВА


Комментарии (1)