Джихад от руки мальчишек

Безграмотные имамы разрушают психику тысяч детей

На днях состоялись парламентские слушания по религиозному образованию в КР. Рассматривался законопроект, призванный загнать многочисленные медресе в жёсткие рамки образовательных стандартов, поддержать традиционные конфессии и не допустить исламского радикализма.
Выразили опасение. И всё?
Тема и впрямь болевая. Улицы городов и посёлков наводнили бородатые люди в белых одеждах. Каждое утро жители просыпаются от голосов муэдзинов, так что будильники скоро будут и вовсе не нужны. Если до независимости в нашей стране действовали 39 мечетей, сейчас же их только зарегистрированных – 1850. Увеличение в 59,5 раза. Это о чём-то говорит?
Что-то произошло с гордыми язычниками, живущими на кыргызской земле, которые в дореволюционном прошлом хоть и признали ислам, но упорно молились духам своих предков. Теперь они вдруг ощутили позывы к набожным беседам и частым намазам. От двери к двери ходят странные люди со строгим вопросом: «В доме есть мужчины? Пусть они идут в мечеть». И горе ослушавшимся…
Как мне сказал один из вновь уверовавших граждан, когда-нибудь в домах «неверных» запылает джихад. В подобные глухие угрозы можно не верить, хотя они, бесспорно, действуют на нервы. Многие из молодых кыргызок теперь одевают хиджабы и длинные платки, хотя женщины кочевников никогда не прятались под чадру.
Ещё недавно наша в целом нерелигиозная страна строила школы и больницы, теперь - мечети. Да и это бы ничего, если бы в них не совершали богослужения необученные муллы. А что делать? Других-то нет. Говорят, что фабрикой мулл (по-кыргызски – молдо) стали зоны и СИЗО. Именно там отдельные рецидивисты проходят спешную профессиональную переориентацию, и вскоре в сёлах появляются неофиты с тюремными наколками. Паству свою они держат в страхе. И это, к сожалению, правда.
Итак, на сегодняшний день из 2 285 имамов 1459 не имеют специального образования, и при этом они открывают медресе и обучают в них детей. Но чему? Если верить председателю комитета ЖК по образованию, науке, культуре и спорту Каныбеку Осмоналиеву, то в «некоторых из них детей обучают учениям Раймонда, ведут политику «Таблик жамааты», другие исповедуют политику Саудовской Аравии, ещё ряд обучает слушателей в шиитском духе, причём Духовное управление мусульман понятия не имеет, что в этих медресе происходит», – заявил Осмоналиев.
Кстати, на недавних профильных парламентских слушаниях тот же Каныбек Осмоналиев сообщил, что у нас в стране функционируют 1 мусульманский университет, 9 институтов и 65 медресе. В исламских вузах Кыргызстана обучается 1 124 человека. В медресе – 2 495. Цифры внушительные. А чиновники только и делают, что твердят об угрозе, как, например, вице-премьер-министр по социальным вопросам Камила Талиева. Недавно она «выразила опасение», что если дети будут получать религиозное образование вместо светского, из них вырастут фанатики, потому что «многие учителя в медресе не имеют соответствующего образования и распространяют идеи религиозного фанатизма и экстремизма». Да, распространяют и активно распространяют, набивая хламом сердца и души наших детей. И что в этом случае мы получим завтра? Джихад от рук собственных мальчишек?
Математику они не учат?
Что толку, если депутаты только сейчас озаботились надвигающейся бедой? Они признали – уж коли среди молодёжи высока потребность в духовности, и многие видят её в мусульманстве, значит, нужно ввести в обучение единый стандарт. Тогда ученики медресе (шакирды) получат общее среднее образование, в котором будут занимать своё место математика, физика, химия, биология, анатомия, география, информатика, основы рыночной экономики и иностранные языки. Но готовы ли муллы преподавать эти общеобразовательные предметы? «Для этого нужны немалые средства», – сказал муфтий Рахматулло ажы Эгембердиев. Тем самым признав, что тратиться на качественное образование детей они не готовы.
Впрочем, Бог с ней, с математикой. На самом деле, вопрос о введении среднего образования в медресе может быть и важен, но есть и более грозные проблемы, проанализировать которые нардепы не решились. Во всех медресе должны быть имамы, проповедующие традиционный ислам, а не шарлатанские течения. Именно имамы должны понимать, где заканчивается ислам и начинается джихад. Только просвещённые улемы способны защитить национальную безопасность от попыток установить в Кыргызстане арабский халифат. Поэтому государство должно законодательно регулировать вопросы классического религиозного образования, тем самым ограждая детей от влияния экстремистов. В нашем случае – это тысячи ребятишек.
Опасные самозванцы
Тенденция такова, что неуклонно возникающие медресе могут подменить собой школы. Вот несколько цифр. В Кыргызстане 2 100 школ, где учатся 1 027 000 школьников, а в медресе – 249 565 шакирдов. То есть, соотношение школьников к шакирдам на сегодня – 4 к 1. И это только начало. Тем более страшно, что наших ребят учат самозванцы, а муфтият это не контролирует. Например, в конце апреля 2011 года средства массовой информации сообщили, что в мечети «Джал», расположенной в одноимённом микрорайоне, некий лже-имам Нурланбек Мукарамов из Баткенской области попытался изнасиловать одного из своих учеников. В результате расследования выяснилось, он обучал детей канонам ислама, не имея специального теологического образования и разрешения на преподавание. В его «медресе» в антисанитарных условиях несколько лет проживали от 10 до 15 несовершеннолетних детей.
А вот и другие случаи. В прошлом преподавателя медресе из жилмассива «Ак-Орго» обвинили в педофилии. Или имам Калыбек уулу Нурсеит из Ошского медресе. Его также обвинили в изнасиловании 8-летнего мальчика. Такое вот исламское воспитание и образование… А как вам нравится тот факт, что Исламский университет в Бишкеке, сформированный в 2003 году, до сих пор не прошёл процедуры регистрации в Министерстве образования и не получил лицензии. Однако в нём работает 35 преподавателей, которые обучают около 300 студентов. При этом неизвестно, чему и как там учат будущих имамов, и насколько вообще законен диплом Исламского университета?
Глухая оборона
Кстати, информация – в тему. Директор Госкомиссии по делам религий Абдулатиф Жумабаев на пресс-конференции заявил: «Мы видим, сколько построено мечетей, молельных домов, церквей, но мы также видим, что в обществе не снижается преступность. Религия развивается в количественном плане, но отстаёт в качественном». Поэтому, конечно, правы те, кто бьёт тревогу и пытается загнать улемов под образовательные стандарты. Вот глава Госкомиссии считает, что нужно преподавание религиоведения и мировой истории религии. Но, как думается, доверить преподавание этого предмета стоит всё-таки средним школам, а не муллам, поскольку вряд ли последние сумеют подняться над собственными убеждениями и объективно преподнести анализ и исторический путь всех существующих религий.
К тому же, если до сих пор «религиозные учреждения не выполняли своих функций» и не сформировали нравственность в подрастающем поколении, то кто сказал, что они смогут это сделать в будущем?
Что же касается законопроекта по религиозному образованию, который обсуждался на парламентских слушаниях, то есть все основания полагать, что муфтият, скорее всего, займёт по нему позицию глухой обороны, поскольку считает, что государство не должно вмешиваться в процесс религиозного обучения, зато помогать в его развитии обязано. Вот так – помогайте и не лезьте. А не то, «горе ослушавшимся…»
Гульмира ИБРАИМОВА
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: