Игра на выбывание



Дальний прицел Соединённых Штатов
«Америка» – слово, которое, вероятно, чаще всего повторяли отечественные эксперты всю прошедшую неделю. Поводов для этого было предостаточно – и строительство таинственных со-оружений на территории посольства США, и смена статуса некоторыми военнослужащими ЦТП, и внешнеполитические события. Сошлись все в одном – заокеанские дипломаты в связи с предстоящим выводом их вой-ск из КР начали реализовывать программу, целями которой могут быть как сохранение своих позиций в ЦА, так и дестабилизация всего региона.
Поговорим?
Дискуссия началась с недавнего заявления президента ИРА Хамида Карзая о возобновлении переговоров между США и движением «Талибан». По словам афганского лидера, данные консультации проходят в Катаре, причём ежедневно и на регулярной основе. В свою очередь, представители вышеназванной экстремистской организации не замедлили опровергнуть заявление Карзая. По их словам, с момента приостановки консультаций не было достигнуто никакого прогресса.
– Американцы провели эксперимент по сотрудничеству с экстремистами, – комментирует эти взаимоисключающие заявления отечественный военный эксперт Токтогул Какчекеев. – Результатом таких опытов стали Афганистан, Ливия, Ирак и, вероятно, Сирия. Переговоры, в конечном счёте, сводятся к тому, чтобы сохранить присутствие НАТО в Афганистане, пусть и в виде ограниченного контингента. Уже определены 15 городов, которые станут подконтрольными силам коалиции в любое время. Естественно, уходить из этой центральноазиатской страны янки не намерены. Их задача полностью противоположна – используя разного рода радикальные силы, наращивать своё влияние в регионе.
Более диалектично смотрит на ситуацию директор Центра перспективных исследований Сергей Масаулов.
– Чтобы хотя бы отчасти понять происходящее в Афганистане, следует помнить, что само название «талибы» весьма условное, – говорит он. – Это не монолитная группа. Что и позволяет одним заинтересованным лицам одновременно заявлять о переговорах, а другим – тут же их опровергать. Консультации, о которых говорит Карзай, касаются безопасности американских военных, особенно во время предстоящего вывода основной массы натовских служащих из Афганистана. Ограниченный контингент, впрочем, останется на 4-5 базах.
При этом эксперт заметил, что сейчас США заинтересованы в распаде Афганистана на два и более государств, что повлечёт за собой дестабилизацию всего региона.
Посольская возня
Второй повод для споров появился уже в самом Кыргызстане. Посольство США решило легализовать служащих транзитной базы «Манас». Для чего переводит их в штат дипломатических сотрудников. Эта информация, впрочем, не подтверждённая никем, официально распространена в отечественных СМИ со ссылкой на анонимный источник, близкий к руководству столичного аэропорта. На территории американского посольства также ведётся строительство новых объектов, для чего – неизвестно. Отмечается, что около 200 человек, военнослужащих ЦТП, уже официально оформлены в диппредставительстве. А вот в Министерстве иностранных дел Кыргызстана сообщили, что официальной информации к ним не поступало. Подтвердить или опровергнуть подобные слухи отечественные дипломаты не могут. Впрочем, визит к стенам посольства США показал – на его территории идёт грандиозная стройка.
Параллельно появилась информация, что не так давно среди личного состава военнослужащих AEW 376 (официальное название ЦТП «Манас» по классификации НАТО) вроде как циркулировал приказ, в котором говорится о готовности на случай передислокации. Это же касается и гражданских лиц, контрактных рабочих, граждан США. В кругах, близких к руководству базы, отмечают, что в случае вывода американского контингента из «Манаса», планируется часть личного состава, в том числе и инженеров радиосвязи, перевести на территорию посольства. Напомним, на данный момент в ЦТП на постоянной основе служат около тысячи военнослужащих США. Последние представители коалиционных войск (Испания, Франция, Польша), ранее базировавшиеся на базе, покинули Кыргызстан в 2010 году. Из всего личного состава большую часть занимают военные эскадрона ESFS (Служба безопасности) и инженеры, обслуживающие разместившийся в ЦТП радиоузел. Последний, по не-официальной информации, является стратегическим объектом, или ничем иным, как центром перехвата информационных потоков и мониторинга воздушного пространства большей части Евразии.
Впрочем, есть официальное разъяснение. Заокеанские дипломаты сообщили, что на территории представительства трудится около 500 рабочих, и 400 из них – граждане Кыргызстана. Они строят новое здание посольства и должны сдать его в эксплуатацию в 2014 году. Весь персонал является контрактниками компании ECC International, которая выступает генеральным подрядчиком Бюро по строительству за рубежом Государственного департамента США. Данная деятельность не связана с Транзитным центром перевозок в международном аэропорту «Манас».
Казалось бы, тема закрыта. Осталось только понять, для чего нашим заокеанским партнёрам понадобился новый комплекс, по размеру не уступающий имеющемуся?
Токтогул Какчекеев, рассуждая на эту тему, сравнил янки с муравьями, своевременно реагирующими на изменения погоды.
– Братья наши меньшие, почуяв неладное, стараются, как можно скорей закрыть свои жилища, максимально запастись едой, собрать всех сородичей под одной крышей, – напоминает он. – Надо полагать, американцы владеют какой-то информацией и к чему-то готовятся. А, выстроив логическую цепочку, можно прийти к выводу, что они, вероятно, не только обладают определёнными данными, но и, возможно, являются непосредственными заказчиками. Конечно, глупо предполагать, что такая гигантская, амбициозная держава, как США, по-джентельменски примет столь значимый удар и, не сказав ни слова, уйдёт из Кыргызстана. Она постарается применить все возможные ресурсы, чтобы или громко хлопнуть дверью, или остаться здесь. Обвинить её в организации и финансировании переворота или просто неких волнений мы не можем, не поймав за руку. И тем не менее, что-то определённо происходит.
Директор Института стратегического анализа и прогноза Акылбек Салиев в интервью одному из российских ИА частично соглашается с мнением эксперта, но не исключает варианта ведения западными дипломатами «двойной» игры.
– Формально, если посольство опровергло информацию о том, что переводит сотрудников Центра транзитных перевозок в свой штат, то мы должны этому верить, – говорит он. – Но жизнь сложнее, не исключено, что их действительно передислоцируют. Это делается для того, чтобы сохранить технический персонал.
Такого же мнения придерживается и президент Центра перспективных исследований Сергей Масаулов. Он считает, что гражданский ЦТП выполняет, кроме основной логистической миссии, ещё и некоторые скрытые, засекреченные задачи.
– Американская база интересна не только как военная составляющая, но и как объект, выполняющий другие функции, – говорит он. – Например, сохранение специальных возможностей по сбору и обработке информации. Если ЦТП «Манас» закроется, то всё спецоборудование разместят на территории посольства.
Враг у ворот?
Черту под всеми этими спорами подвёл директор национальной разведки США Джеймс Клэппер. Выступая перед своими сенаторами, он заявил, что странам Центральной Азии угрожают внутренние проблемы, а не вторжение из Афганистана.
Про-анализировав доклад разведчика, стало понятно, на что рассчитывают янки, и что вся эта возня на территории КР может быть лишь сотой частью общего плана, подробности которого надёжно скрыты и могут лишь угадываться экспертами разной степени прозорливости. Впрочем, обо всём по порядку.
– Руководство центрально-азиатских стран ставит задачу обеспечения стабильности превыше политико-экономических реформ, которые могли бы оздоровить ситуацию с управлением и легитимностью власти в долгосрочной перспективе,– уверен Клэппер. – Большинство из них опасается признаков восстаний по типу «арабской весны» и подавляет даже минимальное недовольство. Центральноазиатские государства не выстроили конструктивных взаимоотношений друг с другом; личное соперничество и давние споры из-за границ, водных и энергетических ресурсов способствуют возникновению двусторонних трений между соседями и потенциальных очагов конфликтов. Не исключены и инциденты на национальной почве, которые могут возникнуть практически спонтанно. Столкновения между узбеками и кыргызами на юге Кыргызстана после свержения правительства в 2010 году унесли жизни более 400 человек. В условиях непринятия властями шагов по направлению процесса примирения сохраняется высокий уровень напряжённости между данными национальностями.
Анализируя сказанное, эксперт в области пограничной безопасности Кубанычбек Сарыбаев призвал не шибко доверять спичам американских разведчиков.
– Я согласен с Джеймсом Клэппером в некоторых моментах, – говорит он. – Действительно, у талибов проблем хватает, и маловероятно, что они рассматривают реальную возможность для вторжения на территорию государств Центральной Азии. Чего, впрочем, нельзя сказать об «Аль-Каиде» или Исламском движении Узбекистана. Многие проблемы нашего региона созданы самими американцами, причём это касается как внешнего, так и внутреннего сектора. Их задача присутствовать здесь как можно дольше, используя для этого наряду с активными действиями, совершенное бездействие. Борись они по настоящему с наркотрафиком, проблем у всех стран ЦА было бы меньше.
При этом эксперт не исключил вероятности того, что заявление Клэппера имеет, так сказать, «дальний прицел». Иными словами, идёт идеологическая подготовка общественного мнения к возможным конфликтам в регионе. В случае, если оные случатся, янки смогут «по-пилатовски» умыть руки и заявить: «Мы вас предупреждали». Кроме того, высказано мнение, что ввиду подконтрольности ряда радикальных движений американцам, последним и решать – от кого будет исходить угроза.
Виктор Волгин




Особое мнение

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений:
– Не забывайте, что в США меняется команда. Строго говоря, команда Обамы сложилась только теперь, до этого он был вынужден работать с людьми, навязанными ему аппаратом Демократической партии, тем самым, который старался не допустить его номинации на пост президента. Теперь и в Госдепе, и Пентагоне, и ЦРУ появляются новые люди с другими приоритетами. Администрация теперь будет снижать международное военное присутствие США, сосредотачивая усилия на внутренних вопросах, включая попытки реиндустриализации. Вот если она удастся хотя бы отчасти, американская элита вновь усилит внешнюю экспансию.


Комментарии (1)