Виртуальные знания



Идея «образования через всю жизнь»
Люди старшего поколения, ругая Всемирную сеть, называют её чуть ли не глобальной свалкой и рассадником порнографии. Но весь вопрос в том, что именно в ней нужно пользователю. Всё чаще люди используют Интернет не только для общения в социальных сетях или игр, но и для получения новых знаний.
«Домашняя» школа
Благодаря Всемирной паутине можно изучить иностранный язык, пройти курсы повышения квалификации, получить доступ к дополнительной литературе по профессии и высшее образование. Причём, не выходя из дома или офиса. Достаточно иметь компьютер, подключённый к Интернету.
– Я училась на инфаке, изучала английский и французский языки, – говорит руководитель дистанционных языковых курсов Вера Непомнящих. – Потом первый преподавала на курсах. Мне предложили вести и французский, но после института я его немного подзабыла. Полезла в Интернет, нашла учебники, специализированные страницы. Но самостоятельное изучение – не для меня. Всегда находится что-то более важное, чем занятия. На одном из ресурсов наткнулась на предложение дистанционного изучения с носителем языка. Тогда и появилась мысль сделать что-то подобное у нас. Мои ученики часто жаловались на нехватку времени. А такой способ позволяет его экономить – не надо никуда ехать. Сейчас у меня есть ребята из России, Казахстана, а преподаватели – из Британии и Америки. Ученик и преподаватель созваниваются по скайпу. Возможно занятие по видеосвязи, но решение – за клиентом. Все материалы в электронном виде. Открываются книжки и начинается урок. Стоимость такая же, как и за индивидуальное занятие на обычных курсах.
Экономическая выгода
Удобство подобного получения знаний ещё и в том, что делать это можно как самостоятельно, так и при помощи педагогов. Многие ресурсы предоставляют возможность бесплатного обучения. Во многих ведущих вузах открыты факультеты дистанционного образования. Это позволяет значительно сэкономить средства, ведь нет необходимости тратить деньги на дорогу, проживание в другом городе. На сайтах некоторых учебных заведений существуют форумы и блоги, на которых можно задавать вопросы профессорам, преподавателям, аспирантам, читать их дискуссии.
Система дистанционного образования удобна и для тех, кто не имеет возможности посещать занятия. Достаточно найти в Интернете интересующий курс, зарегистрироваться на сайте и, если необходимо, оплатить стоимость обучения.
Надо сказать, что возникла система дистанционного образования в Европе и США ещё в начале 70-х годов прошлого столетия. Причины его распространения и возникновения просты: каждый человек, желающий получить образование вне зависимости от демографии и его места нахождения, может учиться и получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области образования считают, что дистанционный способ подаёт большие надежды, так как он подходит многим людям и стоит значительно дешевле традиционного. Развитие же такое образование получило благодаря современным достижениям в области технологий: компьютерных, информационных, электронных и т.д.
Реальные экзамены
Как же происходит процесс? На сайтах дистанционного образования выкладываются лекции, учебные пособия. Наиболее популярными считаются видеолекции, когда преподаватель читает свой курс. Всё как при очном обучении, только без фактического присутствия в классе. Кстати, появление
видеолекций связывают с именем американца Салмана Хана. Выпускник Массачусетского технологического института и Гарвардской школы бизнеса записывал видеоуроки математики для своей племянницы и выкладывал их на сайт YouTube. Эти мини-лекции стали популярны среди других пользователей, и вскоре Салман открыл интернет-институт – «Академию Хана», где собрано несколько тысяч видеоуроков по математике, физике, химии, экономике и более чем десятку других наук. Сейчас в виртуальном пространстве действует не поддающееся подсчёту количество интернет-институтов. Учиться «почти как в школе» могут и учащиеся средних учебных заведений. Также на сайтах можно попробовать проверить себя и сдать ЕГЭ.



Вообще в дистанционном обучении можно выделить два основных направления: синхронное и асинхронное. При первом общение студентов и преподавателей осуществляется в реальном времени с помощью различных современных средств передачи информации. При втором – студенту предоставляется возможность самостоятельно регулировать темп обучения. Также обучающийся выбирает наиболее подходящий для себя носитель информации.
Ещё одним важным отличием дистанционного образования является то, что ученик самостоятельно организует последовательность изучаемых предметов. И, кстати, по каждому предусмотрены тестовые задания для проверки полученных знаний. В некоторых случаях возможна и сдача экзаменов в реальном, а не виртуальном формате, особенно, если речь идёт о получении диплома.
Учиться и учиться
В современном обществе специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование интернет-технологий и дистанционных схем открывает новые возможности для непрерывного обучения и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.
– Я закончила факультет журналистики КНУ, – рассказывает Юлия Ботова. – Ещё тогда меня заинтересовала дисциплина «Паблик рилейшнз» (пиар). Это был новый курс, учебников было мало, специальная литература в магазинах стоила дорого, а Интернет в начале 2000-х ещё не был так доступен, как сейчас. Работала журналистом в разных изданиях. Постепенно осваивала Всемирную сеть. Стала посещать профессиональные форумы и сайты, посвящённые набирающему популярность пиару. Прошла несколько вебинаров– виртуальных версий обычных семинаров, познакомилась с другими пиарщиками. Через некоторое время мне предложили поработать в одной компании. Втянулась. И сейчас это моя работа.
В свою очередь, программист Анвар говорит, что в их офисе приветствуется стремление работников повышать знания, но вот времени на посещение курсов нет. К тому же руководство с неохотой отпускает людей, особенно, если курс занимает продолжительное время.
– Наш начальник сам предложил он-лайн обучение, договорился с учебным центром, мы разработали график – дополнительный час-полтора после работы. Преподавателей видели на экране, хотя на сдачу тестов и вручение сертификатов они приезжали. Сейчас часто участвуем в вебинарах. Информация сопровождается наглядными примерами, пояснениями и схемами. Можно по ходу задавать вопросы лектору.
В то же время отмечается и ряд недостатков такого обучения: отсутствие реального общения между учениками и преподавателями. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жёсткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и сознательности студента.
Важен также постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащённость дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер, доступ к Интернету и т.д. Хотя для людей, жаждующих приобрести новые знания, это не помеха.
Мария ОРЛОВА


Комментарии (1)