Кто украл скрижали?



Россию захлестнул нравственный кризис

В России создаётся ещё одна партия. Партия десяти заповедей. Идея вроде бы и неплохая: вернуть в политику нравственность и «божественное начало». Но есть и сомнения в искренности новых партийцев…
Не скрывается ли за задумкой очередной проект политтехнологов, обеспокоенных падением рейтингов «Единой России»? Не состоит ли смысл проекта в том, чтобы измельчить избирателя на такие фрагменты, что он уже будет не в состоянии понять, за кого и за что голосовать? Если это так, то новая душеспасительная партия будет исполнять ту же роль, которую уже исполняют десятки других партий, наштампованных на кремлёвском монетном дворе. Роль политического статиста.
А члены кто?
Но если предположить, что Партия десяти заповедей – это реальный проект, то возникает вопрос: а кого же она будет завлекать в свои ряды? Нельзя же записать туда скопом весь православный мир. Впрочем, создатели партии так торопились, что не стали утруждать себя даже разработкой идейной платформы. Просто списали у пророка Моисея 10 заповедей и нарисовали их на своих партийных скрижалях.
А между тем было бы полезно вспомнить очень важную библейскую историю, связанную со скрижалями. Когда пророк Моисей в качестве доверенного лица спустился на землю, чтобы поведать людям о заповедях, он стал свидетелем весьма неприглядных народных сцен: люди так разнузданно плясали вокруг золотого тельца, что явления пророка никто и не заметил. Моисей был так разгневан, что разбил о скалы каменные скрижали вместе с начертанными на них заповедями. Пришлось долго ждать (как долго, Священное Писание не уточняет), чтобы народ образумился, раскаялся и попросил о спасении.
В ожидании чуда
Нынешнее состояние российского общества таково, что трудно представить, сколько потребуется времени, чтобы вернуть людей (верующих и неверующих) в нормальное, нравственное русло. Ведь нынешние представления россиян о том, что такое хорошо и что такое плохо, очень далеки не только от заповедей Господних, но и от «морального кодекса строителей коммунизма». Заповеди учат: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лже свидетельствуй, не желай чужого дома и жены ближнего своего, чти отца и мать, не сотвори себе кумира. Но достаточно выйти на улицу, посмотреть денёк-другой наше телевидение, поговорить за жизнь с приехавшими из глубинки, послушать политиков или прочитать декларации о доходах наших депутатов… и станет ясно: никакие скрижали и моральные кодексы на территории России не действуют.
В 90-е годы, когда страна сбросила паутину коммунистической лжи, затеплилась надежда, что, вернувшись в мир привычных для Европы буржуазных отношений, мы обретём и новую мораль. Но оказалось, что всё не так. Привычные коммунистические ценности утратили привлекательность, а новые были восприняты в искажённом, часто в гротескном варианте. В нравственную пустоту из Европы и Америки хлынули не отобранные веками нравственной эволюции образцы морали, права и поведения, а весьма сомнительные ценности. Нередко самые худшие. Те, от которых в Европе давно отказались.



Погасшие маяки
Ситуация может даже ухудшиться. Уходят из жизни поколения «советских людей», воспитанные пусть и на искусственных, но тем не менее созвучных христианским ценностям установках. Созданный в идеологической пробирке «простой советский человек» худо ли бедно ли, но существовал в системе чётких и позитивных координат. В почёте были честность, трудолюбие, товарищество, коллективизм, взаимовыручка. Высоко ставились правильные семейные отношения, чистая любовь.
После Гражданской войны советский «агитпроп» породил целую линейку пусть и мифологизированных, но правильных героев и заклятых врагов. Великая Отечественная война, подвиг народа, победа и последующая индустриализация создали реальный патриотический подъём. Особое место в стране занимали ветераны войны, герои труда, учёные. «Молодым - везде у нас дорога, старикам - везде у нас почёт».
Даже искусственные (часто анекдотические) образы, созданные пропагандой, - Матросовы, Корчагины, Шевцовы, Кошевые, Чапаевы, Павлики Морозовы, Штирлицы, майоры Пронины, бесчисленные «герои великих строек», наивные «физики и лирики» - все они, несмотря на навязчивое морализаторство, воспринимались населением как «парни и дев чата с нашего двора».
Служили для нескольких поколений россиян примером для подражания.
Сегодня все эти «маяки» погасли. На подмостках «человеческой комедии» в России новые герои - бандиты, олигархи, взяточники, продажные менты, следователи, судьи и прокуроры, карманные депутаты, жадные чиновники, политики с глазами шулеров, вороватые губернаторы, фальшивые доктора наук, академики, о существовании которых в научном мире никто и не догадывается. И вся эта лощёная шелуха ежедневно кричит нам с телевизионных и сценических площадок: ах, как сладко нам живётся! Вот как надо жить! Если у тебя нет миллиона – ты г...! Если ты ничего не украл - ты придурок!
Нравственные ориентиры утрачиваются не только народом. Ещё в большей степени они утрачены элитой. Среди «пророков», мелькаюob[ их на телеэкранах, соревнование ни идёт не за то, кто больше сделает для Родины, а за то, кто больше украдёт из казны, уведёт за границу, у чьей жены крупнее бриллианты, у кого круче часы и выше фазенда. Доблестью считается не просто украсть миллиард, но остаться при почёте. Своровать так, чтобы получить ещё и орден, встать на пасхальной службе на виду у президента, подойти к руке патриарха.
На фоне этой вакханалии власть пытается читать народу лекции о великом предназначении России, о патриотизме, о служении обществу, о всенародном единении. Идёт все российский идеологический молебен. Но молебен есть, а паствы нет. «Скрижали» украли и вывели за границу. Удастся ли их вернуть?
Коллаж Андрея ДОРОФЕЕВА,
Вячеслав КОСТИКОВ