"Пока я президент, причин для революций не будет!"

- В своём недавнем указе вы, Алмазбек Шаршенович, при формировании коалиции предложили депутатам отказаться от привычного для них дележа министерств, ведомств и должностей… Скажите, пожалуйста, для чего это сделано и удастся ли депутатам выполнить это условие?
- Когда ещё формировалась первая коалиция, такую схему предложил Бабанов Омурбек Токтогулович и поддержал Ахмат Келдибеков. Я ещё тогда знал, что это приведёт к коррупции. Потому что, к сожалению, некоторые депутаты восприняли такую возможность как возможность "заработать" - открыто скажу. На определённые должности некоторые фракции объявляют тендеры… И это угрожает будущему парламентаризма в Кыргызстане. Депутаты должны понимать, что работа депутата не в том, чтобы устраивать тендеры вокруг той или иной должности, проталкивать туда за какие-то обещания или вознаграждение… Работа депутата заключается в законотворческой деятельности, поэтому в соответствии с Конституцией я предложил, чтобы будущая коалиция ограничилась только составом правительства.
- А какое правительство в итоге должно получиться?
- Конечно, я хотел бы, чтобы в этом правительстве были люди, которым можно было доверять, и не думать о том, что тот или иной министр или другие руководители будут воровать. К сожалению, за последние 2 месяца открыто ещё 2 уголовных дела на бывших министров: на министра сельского хозяйства и на председателя Госстроя. Это говорит о том, что у нас главной бедой продолжает оставаться коррупция в высших органах власти.
Главный критерий для меня, конечно же, чтобы правительство было честным, работало честно.
- Если при формировании коалиции что-то пойдёт не так… Приведёт ли это к роспуску парламента? И что самое опасное, чего очень опасаются граждане страны весной, так это каких-то митингов, беспорядков... Может ли эта ситуация с коалицией стать катализатором такой ситуации или что-то другое?
- Катализатором беспорядков, таких массовых, как в 2005 году или 2010 году, конечно же, не станет. Потому что для таких событий должны быть причины. И причины, как мы видим, везде одинаковые - это коррупция, это семейно-клановое правление и неверие в честность власти, в то, что выборы пройдут честно или будет честная смена власти. Таких причин сегодня нет, и таких причин, пока я президент, не будет.
- Скажите, есть ли угроза от внешних игроков раскачать сейчас ситуацию в Кыргызстане? После событий в Украине об этом очень часто говорят - что могут прийти какие-то внешние силы и дестабилизировать здесь ситуацию.
- Внешние силы давно присутствуют в Кыргызстане. И, к сожалению, я наблюдаю сегодня, как некоторым НПО всё равно, как зарабатывать деньги, чей заказ выполнять, какую работу делать.
Мы видим, что некоторые заказы, мероприятия, которые проводятся некоторыми НПО, явно делаются с целью раскачать ситуацию в Кыргызстане. Но не это самое страшное. Самое опасное то, что в Кыргызстане есть политики, которые буквально готовы на всё, а некоторые на революциях в Кыргызстане привыкли делать деньги. Я не буду называть фамилии - стервятники такие, что… Где-то люди погибают, а этот человек на этом зарабатывает, строит двух-, трехэтажные дома. Вот это страшно в Кыргызстане! Главная опасность исходит от таких "грязных" некоторых политиков внутри Кыргызстана, а не от внешних каких-то сил.
Хотя есть силы, которые заинтересованы в дестабилизации ситуации в Кыргызстане, потому что потом эту дестабилизацию, управляемый хаос можно будет распространить на Центральную Азию и больше того, на соседнюю область КНР.
- Кыргызстан признал итоги референдума по присоединению Крыма к России. Ведь создан очень серьёзный прецедент, такие же поступки Россия может совершать в отношении других независимых стран. Как вы думаете, что ждёт нас в связи с тем, что Кыргызстан признал и одобрил этот поступок России по присоединению Крыма?
- Заявление МИДа просто признаёт факт того, что референдум был. И подавляющее число граждан Крыма приняли в нём участие, и это факт. Референдум был? Был. Подавляющее большинство граждан Крыма было на референдуме? Было. Но перед этим было заявление нашего МИДа про президента Януковича, что Янукович потерял доверие народа, убежал из страны и фактически уже не президент, т.е. МИД КР просто называет вещи своими именами.
Но МИД КР не сказал, что одобряет такой путь, оценку законности или незаконности такого поступка мы не давали. В том же заявлении МИД КР написано, что Кыргызстан хотел бы, чтобы вопросы решались путём переговоров и в рамках международных соглашений, в рамках международного законодательства.
Де-факто сегодня другая власть на Украине, и мы желаем этой власти, чтобы она справилась с ситуацией. И при этом мы желали, чтобы новая власть на Украине особое внимание обратила именно на этнические проблемы, а там получилось так, что в первую очередь начали с того, что стали отменять закон о языках и т.д. И главная беда любых революций в том, что, как пена, бывает, выходит наружу, вот и у нас так было: как пена, выползают националисты, которые якобы за страну, но они приносят больше всего вреда! Именно своей нации, своему народу. Это мы на Украине видим, и это мы видели у нас в 2010 году - национализм и сепаратизм.
- Когда мы встречались с вами три года назад, вы очень уверенно говорили, что в 2014 году американской базы в аэропорту "Манас" уже не будет, она уйдёт. Сейчас мы видим, что база действительно сворачивает свою деятельность и уходит из Манаса. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Придёт ли на место американской базы какой-нибудь другой партнёр? Стратегический партнёр, геополитический игрок?
- Вместо американской базы в Манасе какой-то другой военной базы не будет. Будет просто аэропорт "Манас". Но мы хотим сделать его транспортным хабом. И мы для этого прилагаем все усилия. Я не буду скрывать: сейчас много шума о том, что 51% аэропорта хотят продать "Роснефти" и т.д. Я объясню и эту ситуацию: во-первых, решать будет парламент. Какой процент будет продан "Роснефти", тоже будет решать парламент. 51% или 49%. Но я одну вещь могу сказать: для того, чтобы аэропорт "Манас" жил и дальше и развивался хорошо, надо, чтобы была главная составляющая. Главная составляющая в этом аэропорту - это дешёвый керосин. Если керосин в аэропорту "Манас" будет дешевле, чем в Алматы, Астане, Ташкенте, Душанбе, то аэропорт "Манас" в будущем станет даже им конкурентом, будет бурно развиваться. А дешёвый керосин нам может дать только "Роснефть", и мы должны это понимать. И те, которые кричат о том, что "Роснефти" нельзя продавать никакой процент, тем более 51%, те фактически хотят поставить крест на будущем аэропорта "Манас", потому что главное преимущество этого хаба в будущем - это дешёвый керосин. Не секрет, что сегодня даже некоторые авиалинии из соседних стран, я знаю, летают через Бишкек, чтобы заправиться в Бишкеке.
- Очень много говорилось о том, что уход американской базы очень сильно отразится на республиканском бюджете… Будут потеряны отчисления от пребывания здесь базы. Скажите, пожалуйста, каково состояние бюджета сейчас? Бюджет справится с нагрузкой? Ведь непонятна ситуация с ещё одним очень крупным предприятием, которое сильно влияет на республиканский бюджет, с “Кумтором”. Справится ли бюджет со своей задачей?
- Справится, поверьте мне, справится! Потому что все соглашения, которые принимаются, они пересчитываются помногу раз. Это было глубоко продуманное, просчитанное решение. И все риски там подстрахованы многократно. Что касается Кумтора, то да, конечно, это у нас такая болевая точка, на которую, как на точку дестабилизации, ставит и оппозиция, но там у нас есть определённые подвижки. Давайте подождём формирования нового правительства и посмотрим, как пойдут дальше переговоры между новым правительством Кыргызстана и “Центеррой”.
- Скажите, а что послужило основой для военной реформы? И даже не столько основой, а сколько толчком, причиной для реформ?
- Толчком для меня послужили события 2010 года. Я в десятом году видел, как разобщённо действуют силовики… Как лебедь, рак и щука. У нас есть Вооружённые силы, но у каждого направления свой начальник. Например, пограничные вооружённые силы, Национальная гвардия, армия… Никакого взаимодействия. Отсюда возникла у меня тогда ещё идея - надо делать единую кыргызскую армию, во главе которой будет единый управляющий орган. И это было записано в Национальной стратегии устойчивого развития на 5 лет. Ведь все реформы, которые сегодня идут, они записаны в этой стратегии. Многие не понимали меня тогда, почему мы целый год пишем эту стратегию, но теперь мы знаем, как идти дальше. Во всех направлениях - от армии до выборов, энергетика, транспорт. Везде мы знаем, каким путём идти. И это нам очень помогает, конечно. То есть идея была такая, что Вооружённые силы должны быть как один сильный кулак. И управляться из одного места - Генерального штаба.
- И ещё одна реформа, которая идёт давно, но не очень удачно идёт эта реформа - судебная… Скажите, пожалуйста, эта реформа будет продолжаться или она всё-таки зашла в тупик?
- Дело в том, что в своё время мы кинулись из одной крайности в другую - решили, что всенародно избранному президенту после 2010 года верить нельзя. Поэтому создали Совет по отбору судей и другие механизмы, но мы забыли, что это тоже просто люди. Та же Конституционная палата избрана из бывших судей. В её составе люди, которые работали уже судьями. Сегодня их 9 человек, хотя должно быть 11. 9 человек, которые даже не всенародно избраны. Ну прошли отбор там в Совете по отбору судей, у президента, в парламенте… В то же время, конечно, есть определённая тревога после спорного решения Конституционной палаты - Антикоррупционная служба становится беззубой. Ей отныне нельзя расследовать коррупционные дела в отношении депутатов, министров и чиновников высокого ранга. Это сильнейший удар по борьбе с коррупцией, но это решение Конституционной палаты, оно не подлежит обжалованию, и мы должны его исполнять, и мы его выполним. Сейчас мы смотрим, думаем о будущем Антикоррупционной службы, будем всё равно искать пути борьбы с коррупцией. Но пугает другое… Что эти 9 человек, какие ещё решения они могут принять? Я на эту тему разговаривал, скажем так, с отцом Конституции, с Омурбеком Чиркешевичем Текебаевым… Говорили о том, что из одной крайности в другую. Мы фактически ставим под вопрос и судьбу развития страны. Потому что неизвестно, какое решение ещё будет принято… Там же много всяких вопросов. И мы знаем, какие легенды ходят про судей… Судьи - это судьи. Есть ли у них чувство ответственности? Какие-то сомнения у меня появились, но как президент я обязан подавать пример исполнения законов, Конституции, поэтому это решение будет тоже выполнено. Другое дело, мы должны подумать о том, что какие-то статьи Конституции, которые могут в будущем составить угрозу развитию страны, они, возможно, должны пересматриваться. При этом я абсолютно против того, чтобы как-то увеличивались полномочия президента. Кстати, Текебаев согласился со мной, что надо ещё раз смотреть внимательно Конституцию.
- Вы подписали указ, объявили 2014 год Годом укрепления государственности. Как простой человек сможет поучаствовать в реализации этого указа? Что нужно делать, чтобы укрепить государственность? Быть патриотом, работать на своём месте, заниматься тем, что знаешь?
- Я бы так сказал: основа государства, первичное звено государства - это ведь семья. Надо начинать с укрепления семьи, чтобы каждая семья в первую очередь жила мирно, чтобы люди понимали друг друга, относились с пониманием друг к другу, пытались как-то улучшить свою жизнь. Хотя бы, например, едешь иногда по Кыргызстану, видишь, что некоторые дома даже давно не белили. Я был как-то в Ат-Баши и был дома у одного человека, у которого тысяча, наверное, баранов есть, а дом небеленный. То есть надо, чтобы всё-таки укрепляли семью и благосостояние семьи, чтобы не пропивали заработанное на тоях и других гулянках, а чтобы это шло на благо укрепления семьи и на будущее детей, чтобы учили детей профессии, учили детей реальным каким-то вещам, учили детей трудиться. Чтобы человек, если хочет укрепить страну, подмёл вокруг своего дома, помог убраться на своей улице или хотя бы не сорил на своей улице, в своём квартале, в своём городе. Если хочешь укрепить государство, то старайся жить по совести, не воровать и не давать взятки, быть честным, не лгать, не распространять различную клевету, слухи и т.д. Укрепление государства можно начать хотя бы с того, чтобы укрепить свою семью, начать с этого.
- Если позволите, ещё один, последний вопрос. Совсем скоро 4-летие событий 7 апреля… За это время вы изменили как-то своё отношение к этой дате? И вот сейчас спустя время как вы оцениваете тот день?
- Для меня этот день всегда трагедия, конечно. Все эти годы 7 апреля я еду на могилы погибших ребят. Молюсь за них. Это трагедия, и мы должны сделать из этого урок. Как президент, я хочу сказать, что при мне никогда президент не даст повода, чтобы у людей появилось такое чувство - идти даже на смерть, чтобы сменить власть. И я постараюсь сделать всё, чтобы и другие ветви власти не давали такого повода. Чтобы власть была в Кыргызстане всё-таки честной и справедливой. Это главный урок. И мы же видим, что на той же Украине события буквально повторились… Даже число жертв похоже. Бог нас миловал в 2010 году, мы сохранили целостность страны. Хотя у нас была, знаете ли, беда на юге Кыргызстана, тоже "благодаря" этим горе-патриотам, ультранационалистам и сепаратистам. И, конечно же, для меня всегда эта дата - моя личная боль, мне очень жалко погибших ребят, очень жалко. И мы должны, в том числе и я как президент должен сделать всё для того, чтобы больше в Кыргызстане такое никогда не повторилось, никогда!





Бишкек, 28 марта 2014 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: