Голоса из могил...

В Кыргызстане уже несколько лет орудует секта, запрещённая в Казахстане и России. Она управляет людьми от имени… духов. В это невозможно поверить, но сегодня, сейчас, на четырнадцатом году двадцать первого века в Кыргызстане есть люди, которые верят только тому, что якобы говорят им души покойников. Умерших давным-давно…
Всю свою жизнь эти люди посвящают выполнению "инструкций", приходящих… с того света. И ежеминутно ждут от духов каких-то знаков, сигналов, посланий.
И таких людей уже в Кыргызстане, к сожалению, очень много. О том, чтобы их становилось всё больше и больше, заботится особая каста наставников, подчиняющая новообращённых "духопоклонников" своему мощному влиянию.
Кого только нет среди адептов этой странной религии! Домохозяйки и коммерсанты, преподаватели вузов и государственные чиновники, офицеры правоохранительных органов и, не исключено, политики…
Начиная в прошлом номере газеты (публикация "Секты наступают") эту тему, мы, честно говоря, даже не ожидали, что продолжить её придётся так скоро. Помогли нам в этом читатели.
Секта "Ата-Жол", что в переводе означает "Путь предков", несколько лет назад буквально гремела в соседнем Казахстане. Про неё журналисты писали газетные статьи, снимали телесюжеты. В многочисленных публикациях рассказывались истории людей, втянутых в секту - чтобы вырваться из её паутины, многим из них понадобилась помощь психотерапевтов.

Учёные называли секту псевдомусульманской. Учение "Ата-Жол" (в Казахстане оно также было известно под названием "Ак-Жол" - "Светлый путь") представляет собой причудливый коктейль из атрибутики ислама, а также язычества, народных верований, оккультизма и мистики. Били тревогу специалисты-теологи, правоохранительные органы, духовенство. И в 2009 году суд города Алматы запретил деятельность секты и её пропаганду на территории Казахстана. Но секта уже пустила свои корни далеко за казахскими пределами - на Урале, в Поволжье, в Сибири.

В 2011 году эта секта была запрещена в Башкирии, затем в Челябинской области, где она была известна под названием "Орда". Российские эксперты, приняв эстафету от казахских коллег, обратили внимание на деятельность "целительных центров", открывающихся в городах и сёлах… И ужаснулись! Чего-чего, а сект самого разного толка в России с избытком. Но ордынцы своими экзотическими обрядами выделялись даже на их пёстром фоне.
Благостная тишина царила лишь в Кыргызстане. Здесь секта "Ата-Жол" не числится в списках ни зарегистрированных, ни запрещённых религиозных организаций. Но, оказывается, действует она и в нашей стране. Причём уже давно. И действует с размахом. Секта управляется из Казахстана. Откуда, заметим, в Кыргызстан пришли и многочисленные секты евангелистского толка с американскими корнями.
К "СВЯТЫМ МЕСТАМ"
Основателем учения "Ата-Жол" был Кыдырали Тарыбаев, ныне покойный. Кыргызстанским адептам секты их наставники рассказывают о нём такую легенду.
Произошло это лет пятнадцать назад. Жил Тарыбаев в городе Алма-Ате, был безработным. Проснувшись однажды утром, он якобы обнаружил, что находится не у себя дома, а в двух сотнях километров от Алма-Аты - в Туркестане, одном из старейших городов Казахстана. А конкретно - у стен мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, мыслителя и поэта, жившего в 12 веке. Потрясённый Тарыбаев начал в исступлении биться головой об исторические стены и вдруг… услышал голос. То якобы был голос самого Ясави, который сообщил Тарыбаеву, что на него возложена великая миссия.
С тех пор Тарыбаев стал слышать голоса духов - они отныне стали якобы его направлять и руководить всей его жизнью. А у самого Тарыбаева будто бы открылся дар целителя и провидца.
Для воплощения своей миссии приехал Тарыбаев в Кыргызстан. Интересовал его мавзолей Манаса в Таласской области - на этом месте впоследствии будет открыт национальный культурно-исторический комплекс "Манас ордо". Тарыбаев будто бы общался с духами Манаса и его соратников. Духи ему говорили: чтобы направить людей на путь истинный, нужно на местах захоронений предков строить мазары и мавзолеи. Чтобы к этим святым местам народ совершал паломничества, чтобы возвращался к своим истокам.
Всё это Тарыбаев внушал и доверчивым кыргызстанцам. Поначалу от него отмахивались… Тогда он вернулся на родину. Пробился якобы к самому Нурсултану Назарбаеву. И будто бы смог казахского президента убедить. Над Назарбаевым посмеивались коллеги-президенты… Но он стоял на своём. В том же Туркестане был построен целый комплекс - 41 мазар. Возле каждой гробницы совершили обряд жертвоприношения. И только благодаря этому якобы Казахстан стал процветать. Назарбаев получил благословение предков. И только поэтому якобы до сих пор находится у власти - его духи поддерживают…
Раскрыв рот, слушают эту и другие увлекательные легенды паломники. Битком набитый микроавтобус трясётся подпрыгивая на ухабах. Но паломники этих неудобств не замечают - настолько поразительные вещи рассказывают им наставники. А если кто-то заропщет, то получит ответ: "Это тоже испытание! Духи и сейчас за вами смотрят: как вы его пройдёте? С каким намерением вы едете к ним? А тряска эта - тоже хорошо. Из вас все хвори вытрясаются".
"Святых мест", куда возят своих адептов вожди секты "Ата-Жол", в Кыргызстане несколько. Это всё тот же комплекс "Манас ордо" в Таласской области. А также иссык-кульский городок Чолпон-Ата (где, согласно преданию, живёт дух одноимённого святого, место захоронения которого неизвестно), местность Манжыл-Ата на южном берегу Иссык-Куля вблизи посёлка Каджи-Сай - там множество могил и бьющих из-под земли родников, которым приписывают магические свойства. Это могилы Байтик-аты вблизи Бишкека и Кочкор-аты в Нарынской области.
Как попадают в секту? Очень просто. Допустим, вас преследуют болезни. И находится знакомый (знакомая), который (которая) предлагает: "Сходи-ка ты в ордо".
"Ордо" (так в древние времена называлась юрта, где располагалась ханская ставка) - сегодня означает "центр". В данном случае целительный центр. Это некая большая комната без мебели, пол которой по национальному обычаю застлан коврами. В углу - Коран. К нему следует прикоснуться руками - так происходит первое очищение.
Лечение проходит своеобразно. Целитель или целительница вначале поджигает спички и огнём исследует вашу ауру - проверяет, где она пробита. Затем стегает по больным точкам плёткой-камчой. Читает какую-то молитву… И вам начинает казаться, что действительно полегчало.
Потом следует новое предложение - прокатиться к святым местам. "Тут как раз группа собирается - с ней ехать дешевле получится, чем одному. И кого-нибудь с собой возьмите".
"ГЛАЗА НЕ ПОДНИМАТЬ - ОСЛЕПНЕШЬ"
Участие в коллективной экскурсии к "святым местам" по Кыргызстану стоит в среднем две с половиной тысячи сомов. Выглядит это паломничество примерно так. Десятка два человек, собравшись в условленном месте, впихиваются в арендованный микроавтобус. Во главе группы - наставник. Он же - медиум, умеющий общаться с духами. Мужчины-медиумы себя называют белыми соколами, женщины - белыми лебедями. Их, рассказывают, в своё время превратил в медиумов сам покойный Кыдырали Тарыбаев (которому, кстати, в Алматы тоже поставлен мавзолей, превратившийся в место поклонения). Для этого Тарыбаев всего лишь шлёпнул своих учеников ладошкой - и у них открылся этот дар. Какой-то клапан в сердце открылся, объясняют новичкам сами медиумы…
По пути к "святому месту" бус подъезжает к рынку, где помощницы медиума покупают рулон белой ткани. И прямо в салоне по дороге начинают разрезать его на куски. Новички наблюдают за этим действом кто с любопытством, а кто с благоговением - мистический ритуал уже начался.
Несколько часов изнурительной поездки - и вот оно, "святое место"! При каждом из них, как правило, есть смотритель и домик, где можно заночевать. Спят вповалку, накрывшись пледами - их, предупреждают заранее организаторы поездки, каждый паломник должен взять с собой. Спозаранку - подъём. Натощак, совершив омовение, как перед намазом, паломники во главе с медиумом идут к месту назначения - древней могиле.
Изголовье могилы каждый паломник должен накрыть куском того самого белого полотна. Чтобы "обновить" саван покойника, лежащего в этой могиле. И в свою очередь попросить умершего: "Обнови мой путь, открой дорогу". Эти саваны потом забирают наставники - освящённая ткань, объясняют они, будет передана в детские дома или дома престарелых. Либо ими застелют полы в каком-нибудь из ордо. Это якобы тоже способ исцеления. Страждущего заворачивают в кусок этой ткани и заставляют просто неподвижно лежать: "Тебя саван лечит". Либо тут же, у могилы, медиум приказывает кому-нибудь из хворых паломников оставить саван при себе: "Будешь прикладывать к больным местам, но ниже пояса - нельзя. И стирать этот саван нельзя".
Здесь же, у могилы, в жертву приносится барашек - душе покойника. И начинается самое главное. Помощники медиума командуют: "Все встали в кружок, раскрыли ладошки, глаза не поднимаем, сейчас с вами дух будет говорить. Если поднимете глаза и посмотрите в глаза учителю, то глаза духа просверлят ваши глаза, и вы станете незрячими". Сиплое завывание медиума на малопонятном языке - вроде бы кыргызский, а слов почти не разберёшь. Сами медиумы потом объясняют паломникам, что сами не знают, как это происходит: "Это не мы говорили, в нас дух входил - он и говорил".
От жутковатой сцены слушатели входят в состояние, подобное трансу. И вот уже каждый якобы получает послание с того света. И инструкции. "Пришла твоя бабушка из такого-то колена, она долго ждала твоей молитвы. Она хочет вручить тебе дар, который ты не можешь в себе открыть!", "Становись на колени! Ты теперь должна лечить людей, если не хочешь несчастья своей семье!".
Духи (озвученные медиумом) не советуют - они приказывают! У тебя просто нет иного выхода. Либо ты их слушаешься беспрекословно - и для тебя откроются неисчислимые блага, прежде всего - материальные. Либо тебя ждёт разорение и болезни. Это потрясённым паломникам тоже объясняют медиумы.
Каждый человек любит, когда его хвалят. И духи (опять же устами медиума) на похвалы тоже не скупятся. "Твоя жертва принята, дух доволен тобой! Ты будешь великим человеком! Манас-ата одаривает тебя своим знамением, белым конём, сундуком серебра, сундуком золота!".
И хотя все эти богатства невидимы, человек счастлив. И это счастье он отныне будет носить с собой.
Просто поразительно, до чего схожи методы сект, отпочковавшихся от христианства, и методы секты "Ата-Жол"! Они бьют по самому слабому месту слабых людей - желанию ощутить свою значимость и даже исключительность.
Паломник, у которого якобы духи открыли дар лечить людей, обязан открыть свой центр - ордо. И открывают. Отдают под ордо, скажем, зал своей двухкомнатной квартиры. Берут в аренду заброшенные домишки… А кое-кто из госслужащих умудрился устроить ордо даже в своём служебном кабинете. Или в своём учреждении - под видом "уголка Манаса".
Только в Бишкеке уже существует, как минимум, три десятка таких ордо. Народная тропа туда не зарастает. Помимо "лечения" камчой, здесь устраиваются ритуальные посиделки с зажиганием шамы - свечей, изготовленных из веток кустарника, обмотанных ватой, пропитанной жиром или маслом.
Самое же главное, что обязан сделать новообращённый адепт секты "Ата-Жол" - это совершить паломничество к "святым местам". Этого тоже требуют духи. За одним паломничеством следует другое, человек втягивается в круговорот, из которого уже не вырвешься. И не хочется вырываться! Путешествия по "святым местам" Кыргызстана - лишь прелюдия к главному паломничеству - в казахский город Туркестан, к 41 мазару. А если туда съездишь 7 раз, то станешь кем-то вроде провидца, обещают в секте.
МИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС
Основатель сайентологии Рон Хаббард как-то произнёс предельно циничную, но откровенную фразу: "Сегодня лучший способ сделать капитал - создать свою религию". Наши читатели, столкнувшиеся с сектой "Ата-Жол", называют её не иначе, как оккультно-мистическим бизнесом.
Один из источников дохода - всё те же ордо. Люди, приходящие туда полечиться и очиститься, оставляют в благодарность за избиение камчой кто 50, кто 100, кто 500, а кто и тысячу сомов. Естественно, что благосостояние владельцев ордо (как и обещали духи) резко повышается.
Время от времени наставники внушают адептам секты: "Духи сказали, что в твой дом несчастье прийти хочет… Надо дом почистить". Приезжают, читают молитву, жгут в корыте ветки арчи. Вся квартира потом в копоти! Затем садятся за богатый дастархан, который должен накрыть хозяин. Поедят - и с собой, как принято, еду забирают. Словом, не голодают. А попутно присматриваются - насколько богато хозяин живёт, насколько платёжеспособен.
Самое же прибыльное - организация паломничества. Расходы на дорогу, на барашка, на саваны не так уж и велики. Доход же с каждой поездки - в среднем 50 тысяч сомов. А вот на поездку в Казахстан, куда в итоге приводит сектантов круговорот паломничеств, каждому паломнику приходится потратить уже по 20 тысяч сомов.
Известны семьи, которые связались с этой сектой и в итоге облегчили свой бюджет на 250-300 тысяч сомов. Одной жительнице Токмака пришлось продать свою квартиру - чтобы вылечить с "помощью духов" парализованную руку. Но безуспешно.
Сегодня, рассказывают читатели, территорию Кыргызстана фактически поделили на сферы влияния как минимум три клана, за которыми стоят лидеры, живущие в Алматы. Одна из этих лидеров - некая Насипа, очень волевая женщина, в группировке которой царит железная дисциплина. На неё в Бишкеке работает некий Анарбек, содержащий ордо на улице Белорусской. Он - предприниматель, владеет двумя маршрутами бусиков в столице. Его компаньоны - жители Таласской области Сапарбек и его жена Назира, которые эксплуатируют комплекс "Манас ордо", устраивая туда паломничества.
Другая группировка - алматинка Сандугаш и её муж Тельжон. Их интересы в Кыргызстане представляет некто Эскельди - этнический казах, живущий в Токмаке, владелец плантаций клубники.
Есть ещё в Алматы некто Ганимурат. Его ставленница в Бишкеке - некая Венера, владелица сети аптек.
Ну и под каждой группировкой, разумеется, целая сеть ордо - "целебных центров".
Между этими группировками - жёсткая конкуренция - главным образом, за маршруты паломничества. В погоне за расширением бизнеса предприимчивые сектанты вовсю импровизируют - придумывают новые "святыни" и маршруты. Наладили, к примеру, паломничество в Таштар-Ату - оздоровительный комплекс, построенный доктором-наркологом Назаралиевым исключительно в психотерапевтических целях.
Придумывают сектанты и новые ритуалы - например, поклонение животным и камням.
И ради привлечения публики сочиняют новые легенды - даже политического свойства.
Есть, например, в Нарынской области возле мазара Кочкор-аты небольшая гора, очертаниями напоминающая верблюдицу. Придумана легенда, согласно которой эта верблюдица когда-то спасла чуть ли не весь Кыргызстан, предупредив народ своим криком о приближающемся несчастье. Между "горбами" этой "верблюдицы" - выемка, которую называют троном. Если на нём посидеть - получишь власть. Сектанты для пущей значимости рассказывают своим адептам, что Алмазбек Атамбаев перед выборами якобы сюда приезжал… Посидел на троне - и стал, дескать, президентом. Был здесь якобы и Омурбек Бабанов, посидел - и стал премьером.
Кстати, о власти. Лидеры сектантов наперебой хвастаются, насколько солидные люди к ним ходят. От упомянутого Анарбека с ул. Белорусской, например, слышали: "У меня - одни подполковники и полковники!". А когда однажды на праздник Курман-айт таласский комплекс "Манас ордо" посетил всё тот же Бабанов, сектанты бросились его окучивать, давать ему благословение… И потом, потирая руки, говорили, что политик этот, кажется, теперь их человек.
Секта "Ата-Жол" скоро и в политику пролезет! Если уже не пролезла…
"КРЫША" ЕДЕТ…





В январе 2008 года в Казахстане произошла наделавшая много шума трагедия - 48-летняя жительница одного из костанайских посёлков Римма Байгабылова покончила с собой, выпив уксус. И промучилась двое суток, так и не позволив родным вызвать "скорую". Её семья всю вину возложила на секту "Ата-Жол". У женщины повредилась психика из-за "голосов духов", которые та постоянно слышала. И всё её тело было в синяках - от следов плёток, которыми ей в секте исправляли "плохую ауру".
О случаях самоубийств в Кыргызстане среди адептов этой секты пока не известно. Но, как рассказывают очевидцы, у многих людей, заразившихся учением "Ата-Жол", буквально "сносит крышу". Они получают от медиумов список - за какую часть тела трогает тебя тот или иной дух, чтобы подать знак. За шею - Жамбыл-ата, за сердце - Суюмбай-ата, за правую почку - Умай-эне и так далее. Дёрнуло у тебя икру на правой ноге - значит, ты или о чём-то неправильно думаешь, или неправильно что-то делаешь.
И вот человек и днём, и ночью начинает прислушиваться к своему телу… Он теряет сон. Он перестаёт верить в себя, в свою семью. Он только ждёт, что скажут духи…
Он с утра до вечера слушает завывания медиумов, записанные на сотовый телефон во время паломничества - делать это, кстати, рекомендовали сами медиумы. Эти голоса отныне стали для несчастного чуть ли не голосом самого Бога.
- Не припомню ни одного случая, чтобы кто-нибудь из прихожан секты действительно излечился или разбогател, - рассказывает Зухра (имя изменено), бишкекчанка, с трудом вырвавшаяся из этой секты. - Зато трагедий я навидалась… Разорялись и распадались семьи. У активных последователей секты умирали близкие - несмотря на то, что духи обещали им долгую и счастливую жизнь. "Значит, согрешили, что-то не так делали", - говорят в таких случаях медиумы. У них на всё есть ответ! Они всё валят на духов. И поди их проверь…
Невероятно, но всё это, напомним, происходит в 21 веке - в светском Кыргызстане, считающем себя цивилизованным государством. Какая трагедия должна произойти, чтобы власть спохватилась?

Тимур АСАНОВ
https://www.delo.kg/index.php/2011-08-04-18-06-33/7018-golosa-iz-mogil
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: