Ферганский фитиль, или Информационный повод для будущей дестабилизации?



Если бы не ОДКБ, то Узбекистан непременно напал бы на Кыргызстан, начав тем самым первую среднеазиатскую войну. Таково мнение украинского эксперта Валентина Жаронкина, распространённое намедни рядом отечественных и зарубежных СМИ. Некоторые аналитики увидели в таких прогнозах замаскированный мэссэдж, призванный в случае возможного конфликта двух названных государств обставить дело так, будто бы происходящее случилось не внезапно, а уже предсказывалось.
Примитивные прогнозы
Тема возможной войны между Кыргызстаном и Узбекистаном, пожалуй, стала в экспертном сообществе неиссякаемым источником заключений, прогнозов и дискуссий. Со сложной вычислимой периодичностью она захватывает умы и будоражит общественность грозными пророчествами относительно вероятных военных столкновений. Более того, вопреки всем канонам журналистики, она перестала нуждаться в информационном поводе, обретя нечто вроде непрекращающейся актуальности.
Справедливость вышесказанного тезиса подтверждает недавняя статья упомянутого украинского эксперта Валентина Жаронкина. Доселе уделявший внимание исключительно отношениям России и Незалежной, этот аналитик решил попробовать себя в качестве специалиста по проблемам Центральной Азии и порассуждать о том, велика ли вероятность войны между Кыргызстаном и Узбекистаном. Своими выводами он в очередной раз подтвердил мысль о том, что чем дальше находится тот или иной эксперт от ЦА, тем скандальней и ужаснее звучат его прогнозы.
– Если бы не Организация Договора коллективной безопасности, Узбекистан и Киргизия уже открыли бы счёт, начав первую среднеазиатскую войну, – пишет Жаронкин, не утруждая себя доказательствами и фактами, которые хотя бы в малейшей мере подтверждали его прогноз.
Однако, чтобы не выглядеть совсем уже глупо, он ссылается… на местные СМИ! Они (автор не указал их названий)-де, сообщают будто бы генералитет Узбекистана «окучивает» Ислама Каримова на предмет силового решения проблемы анклавов.
– Но Бишкек является членом ОДКБ с момента основания военного блока в 1992 году, – напоминает украинский оракул. – Вполне вероятно, что только этот факт вынуждает Ташкент умерить свои военные амбиции. Ведь в случае агрессии против Кыргызстана Узбекистану наверняка придётся столкнуться с Россией и Казахстаном.
И дело даже не в том, что эксперт так и не смог определиться, как называть нашу республику – Киргизия или Кыргызстан, используя оба варианта, а в том, что его анализ поражает своей примитивностью.
Затея с умыслом
Создаётся впечатление, будто свои выводы Жаронкин сделал, прочитав пару статей о кыргызско-узбекских отношениях, плюс устав ОДКБ. Он, к сожалению, не знает, что написанное в тех или иных программах и протоколах, часто не оказывает никакого влияния на реальный мир. Из курса истории, например, нам известно, что устав Лиги Наций запрещал войну, и это не остановило Гитлера, а устав ООН, по сути, ограничивающий право одних государств вмешиваться в дела других, не остановил США, когда они сажали в президентское кресло чилийского палача социализма Пиночета.
– Мысль о том, что если бы не ОДКБ, то страны ЦА сразу бы начали войну, глубоко ошибочна, – говорит по этому поводу генерал спецслужб КР Артур Медетбеков. – Во-первых, не стоит игнорировать тот факт, что кроме этой организации есть ещё ШОС и
ЕврАзЭС, членами которых являются и Кыргызстан, и Узбекистан. Во-вторых, наша республика вступила в ОДКБ после обретения независимости, а до этого наши страны десятилетиями жили в дружбе и взаимопомощи. Конечно, конфликты случались, как, например, июньские события 2010 года. Но они были выгодны третьим силам, экстремистским организациям, а никак не большинству людей одной веры, населяющих этот регион. Не стоит также забывать, что Кыргызстан смог справиться с этой бедой своими силами, не прибегая к помощи ОДКБ, руководство которой заявило, что не станет вмешиваться во внутренние дела формирующих её государств.
С ним согласен и Кубаныбек Сарыбаев, эксперт по пограничным вопросам.
– Я с глубоким уважением отношусь к украинским аналитикам, но всё же было бы правильней, если бы они прогнозировали судьбу своих отечеств, – говорит он. – Заявления в стиле «Не будь ОДКБ – случится война» делаются без учёта менталитета народов Центральной Азии. Плюс ко всему, я сильно сомневаюсь, что Ислам Абдуганиевич – человек, не прислушивающийся даже к другим президентам, позволил бы своим генералам ратовать за военный конфликт с Кыргызстаном. Это не нужно ни Бишкеку, ни Ташкенту. Прогнозы вооружённых столкновений озвучиваются скорее для создания информационного повода будущей дестабилизации. Разумеется, между нашими республиками возникают трения по тем или иным вопросам, но говорить о том, что их достаточно для начала войны, неправильно.



Таким образом, у нас есть версия, что статьи, подобные публикациям Жаронкина, не просто следствие некомпетентности эксперта, а затея с умыслом. Ни для кого не секрет, что в Центральной Азии действуют самые разнообразные силы, стремящиеся дестабилизировать регион. Какие именно, другой вопрос, но сам факт их влияния не отрицает ни один аналитик. Одни рассуждают об управляемом хаосе, создаваемом Америкой, другие – об экстремистах всех мастей, третьи – о загадочном глобальном управляющем классе.
Последнее, впрочем, настолько пропитано конспирологией, что всерьёз многими не воспринимается. Но кем бы ни были те, кто хочет видеть Центральную Азию объятой пожаром военных столкновений, им нужна так называемая «информационная подушка». Проще говоря, нельзя начать конфликт, не подготовив к нему как следует общественное мнение. Вот и тискаются статейки о грядущей войне, дабы, если удастся её развязать, можно было бы сказать: «Это предсказывалось давно».
Явный перебор
Отчасти в пользу этой версии может свидетельствовать тот факт, что украинскому эксперту позволительно не знать тонкостей среднеазиатской политики, но ошибаться, рассуждая об ОДКБ, явный перебор. Взять хотя бы тот факт, что за всю свою историю эта организация ни разу (!) как единый военно-политический союз не участвовала в боевых операциях, а, стало быть, нет оснований считать её надёжным защитником. Кроме того, ни Абхазия, ни Южная Осетия не являлись членами ОДКБ, что не помешало российским миротворцам принудить Грузию «к миру» крайне жёсткими средствами, оправданность которых до сих пор оспаривается мировым сообществом.
Тут уместно привести слова российского аналитика Алексея Власова, который призывает не сводить вопрос об ОДКБ к теме «Узбекистан-Кыргызстан».
– Тема интеграции в сфере безопасности гораздо сложнее и многоаспектнее, – заявил он автору этих строк. – Поэтому и задачи, стоящие перед ОДКБ, требуют создания максимально гибких и эффективных механизмов реагирования на новые вызовы и риски в регионе. Именно на интеграционной основе с чёткими «правилами игры». Ведь до сих пор ОДКБ оказывает, скорее, психологическое влияние на участников потенциальных конфликтов. Но сложно сказать, насколько эффективным окажется процесс реального действия в критических обстоятельствах.
Сдерживающее влияние
Иначе предлагает взглянуть на ситуацию и директор Института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ), экс-депутат Госдумы РФ Вячеслав Игрунов.
– Война между среднеазиатскими государствами теоретически возможна, – рассуждает он. – Проблем множество. Это и положение узбекского меньшинства в Кыргызстане, и территориальные споры, водные и энергетические проблемы. Но в реальности война – маловероятна. И дело не только в ОДКБ. В конце концов, Греция и Турция – страны НАТО. Это не помешало им в своё время весело повоевать по поводу Кипра.
Конечно же, ОДКБ оказывает сдерживающее влияние. Есть и более серьёзные факторы. Например, тот, что руководство обеих стран, особенно Узбекистана, имеет достаточный политический опыт и весьма ответственно даёт надежду, что напряжённость будет купирована на дипломатическом уровне. Каждый глава государства понимает, что реальное столкновение – это только вклад в раскрутку исламского радикализма и терроризма. Наконец, стратегические перспективы развития региона связаны с китайским присутствием, транзитной торговлей. По-этому угроза дестабилизации может оказаться роковой для экономических перспектив не только Кыргызстана, но и Узбекистана. Китай, особенно в условиях экономического кризиса или стагнации в Европе, также не заинтересован в серьёзных проблемах на своих западных путях. Поэтому мне не кажется, что мы можем ожидать войну в Центральной Азии в близкой перспективе.
Ещё более скептично к провокационным прогнозам отнёсся глава Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий.
– Я думаю, что угроза во-оружённых конфликтов в регионе и роль ОДКБ сильно преувеличены, – заявил он. – Иное дело, что потенциал для конфронтации имеется, но действительно сдерживается многими обстоятельствами, включая нежелание соседних держав видеть в Центральной Азии новый очаг войны.
Виктор Волгин