Воспользуется ли Россия олимпийским успехом?



Олимпиада в Сочи закончена. Все плохие ожидания и пророчества не сбылись, а все хорошие надежды превышены. Розданы медали, отзвучали гимны и салюты. Мир увидел Россию такой, какой мы сами хотели бы видеть свою страну и во сне и наяву.
Сочинская Олимпиада продемонстрировала нам самим не только скрытую энергетику России, но и, судя по отзывам со всего мира, изменила к лучшему образ России в мировом сообществе. Но самый важный итог Олимпиады в другом: она позволила нам самим взглянуть на страну и на собственный народ как бы со стороны. Мы смогли заново оценить очень важный для страны потенциал - потенциал единства. Не военную мощь, которой любит потрясать власть, не нефтегазовую силу, а лицо молодой России. «Мы можем побеждать!» - кричала страна. Кричали все: и миллионеры, прилетевшие в Сочи на собственных самолётах, и простые россияне, которые после окончания Игр вернулись в свои запущенные города и тесные квартирки.
В дебрях пессимизма
Все последние годы Россия зарастала плесенью пессимизма. Пессимизм сочился не только из уст профессиональных недоброжелателей. Он лез из всех щелей большого российского дома, отравляя и общественную атмосферу, и частную жизнь. Очевидно, что проклятые темы последних лет на время Олимпийских игр были лишь приглушены. Но они, как застарелая болезнь, и не могут исчезнуть одномоментно. Коррупция, воровство, дикий разрыв в уровне доходов, пьянство населения, эгоизм элиты и на этом фоне - неспособность власти предложить стране современную модель развития - всё это по-прежнему лежит у порога наших домов. Но тот факт, что страна хотя бы на время преодолела въевшийся в кожу пессимизм и осуществила один из крупнейших в современной истории проектов развития, даёт надежду, что Россия может справиться и с другими вызовами.
Очень важно, чтобы позитивный заряд Сочи не был, как это у нас нередко случается, растрачен на политическую трескотню, на раздувание патриотических щёк. Энергию Олимпиады нужно направить на преодоление инерции стагнации - экономической, политической и моральной. На место имитационной политики с её пропагандистскими минутками любви и ненависти должна прийти - и прежде всего по инициативе президента - политика крупных решений и конкретных дел.
Запрос на дело
Народ, конечно, нуждается и в сказках. Особенно с хорошим концом. Олимпиада в Сочи, без¬условно, стала одной из таких волшебных сказок. Она понравилась народу. Россияне вообще любят сказки и мифы. И очень трудно с ними расстаются. Россия уже двадцать лет пытается выдавить из себя миф о коммунизме, о добром «дедушке Ленине» и «великом полководце Сталине». А мумия Ленина всё ещё лежит на Красной площади. Болезненная реакция россиян на уничтожение памятников Ленину в ходе последних событий на Украине ещё раз показала, как живучи советские мифы.



Тем не менее в оценках жизненных явлений у россиян появляется всё больше практицизма. Люди всё меньше доверяют пропаганде и всё меньше говорят об идеологии. Сегодня в России возрастает запрос не на светлое будущее, а на реальное настоящее. Дееспособность власти сегодня измеряется не в прогнозах «до 2030 г.», не количеством «форумов» с бесконечным переливанием из пустого в порожнее, а километрами новых дорог, количеством школ, дет¬ских садов, новых предприятий.
В последнее время стал меняться характер писем, идущих из российской глубинки в газету. Люди меньше жалуются на скудные пенсии и зарплаты. Народ хочет не столько социальных подачек, сколько работы. Дайте работу, остановите закрытие заводов, фабрик, одичание сельскохозяйственных угодий. Специалисты в области экономики этот новый народный запрос формулируют так: стране нужна новая индустриализация, новая промышленная политика.
Меры веса
Попытки власти предложить стране другие меры веса - патриотизм, державность, православие, величие, раздувание подозрительности к европейским ценностям - видимого успеха не приносят. Одно из последних социологических исследований свидетельствует о том, что прививка враждебности к Европе и США не работает. На вопрос «Рассматриваете ли вы США как враждебное государство?» большинство россиян ответили отрицательно. Лишь 4% видят в Америке врага. В письмах часто звучит недоумение: вот мы ругаем США, а из кризиса они выходят быстрее других.
Власть никак не преодолеет инерцию советской пропаганды: ей всё ещё кажется, что если народу каждый день показывать по телевидению румяные калачи, то народ почувствует сытость и брызнет слезами благодарности. Но в отличие от «простого советского человека», имевшего крайне ограниченный доступ к информации, нынешние россияне, слушая сказки, всё время проверяют власть «на вшивость». Население следит за властью фактически в режиме реального времени. Соотносится ли то, о чём говорят обласканные властью телевизионные журналисты, с тем, что происходит за окном дома? В самом ли деле построили обещанную дорогу? Или опять украли асфальт? В самом ли деле Москва превращается в мировой финансовый центр с твёрдым рублём или рубль снова становится деревянным? Действительно ли повысили зар¬плату учителям? Или все пенки с молока слизнули менеджеры «Газпрома»?
Пропагандистские молебны, особенно в исполнении малопочтенных личностей, лишь повышают степень неверия и раздражения. Думающая часть населения массово уходит с центральных каналов телевидения в блогосферу.
* * *
По итогам Олимпиады рейтинг В. Путина взлетел до 67%. Успех Олимпиады в Сочи и возникший в результате яркой победы народный энтузиазм даёт президенту шанс запустить механизм национального единения и развития. Надо только иметь в виду, что такого рода шансы возникают нечасто. Президент В. Путин совершит большую ошибку, если позволит разменять большую победу на слова.
http://www.aif.ru/politics/opinion/1117574