У Кыргызстана появился новый друг - ваххабитская Саудовская Аравия

Новый 2014 год начался с весьма знакового события - визита в Кыргызстан заместителя министра иностранных дел Саудовской Аравии принца Халед бин Сауд бин Халед Аль Сауда.
С главой кыргызского МИДа Эрланом Абдылдаевым принц подписал генеральное соглашение о сотрудничестве между Саудовской Аравией и Кыргызстаном. И договорился, как было сказано в официальном сообщении, "прилагать все усилия для дальнейшего развития политического сотрудничества, торгово-экономического взаимодействия, культурно-гуманитарных и других связей".
На встрече с кыргызским премьер-министром Жанторо Сатыбалдиевым саудовский принц объявил, что его страна заинтересована вкладывать инвестиции в экономику Кыргызстана. А спикер кыргызского парламента Асылбек Жээнбеков (с ним тоже встретился замглавы саудовского МИДа) в разговоре с принцем произнёс весьма примечательную фразу: "Развитие сотрудничества с Королевством Саудовская Аравия является ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ во внешней политике Кыргызстана". (Идеология Саудовской Аравии, ещё раз напоминаем, - ваххабизм.)
Заметные шаги по сближению с Саудовской Аравией кыргызские власти начали делать ещё в конце прошлого года. Судя по всему, это сближение будет нарастать ускоренными темпами. Насколько известно, именно Саудовская Аравия намерена, например, строить огромный логистический центр на месте уходящей американской военной базы "Манас". А эта страна, между прочим, ближайший союзник США.
Итак, у Кыргызстана появился новый, рассчитывающий на близость партнёр - саудовское королевство. О том, что он собой представляет - наш сегодняшний разговор с экспертом нашей газеты - специалистом по Ближнему и Среднему Востоку, политологом и теологом Кадыром МАЛИКОВЫМ.
- Как известно, государственной идеологией Саудовской Аравии является ваххабизм. Объясните популярно читателям - что это такое?
- Немного истории. Ваххабизм (именуемый также салафизмом - от арабского слова "предки, предшественники") - политическое движение в исламе. Названо оно в честь арабского теолога18 века Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Он проповедовал строгое единобожие. А также призывал очистить ислам от так называемого бида - всех нововведений, наслоений. И вернуться к тому исламу, который практиковали Пророк и два поколения мусульман после него.
Нужно признать, что исторически ваххабизм вначале сыграл определённую прогрессивную роль. Нынешняя Саудовская Аравия в те времена была лишь провинцией Османской империи. Та была озабочена удержанием своих территорий, увязла на Балканах, все силы тратила на военные нужды. Арабские провинции были заброшены и прозябали в отсталости. Племена начали частично отходить от ислама, впадать в различные суеверия.
При становлении ваххабизма было пролито много крови. В Иордании я изучал летописи о ваххабитских военных походах против бедуинских племён на территории этой страны. Арабы, объединившиеся под проповедью Абд аль-Ваххаба, объявляли эти племена "заблудшими", захватывали их имущество и пленных в рабство.
Потом между потомками Абд аль-Ваххаба и основателями королевского дома саудитов был заключён договор о создании на Аравийском полуострове арабского государства. Он предусматривал разделение власти - на светскую (саудиты) и религиозную (ваххабиты). То есть ваххабиты стояли у истоков создания Саудовской Аравии.
- А чем отличается сегодняшний ваххабизм от того, что принято называть традиционным исламом? Какой, скажем, исповедуют мусульмане Кыргызстана.
- Все мы - сунниты. А разница в том, что мы признаем Коран, сунну Пророка, заключения исламских учёных, а также адат - народные обычаи, не противоречащие шариату. Такое понимание, кстати, существует не только в кыргызском, но, условно говоря, и в турецком, и в малазийском исламе. А в ваххабизме эти обычаи считают лишними "наслоениями". Ко всему национальному, народному ваххабиты относятся настороженно.
Пример - у кыргызов на свадьбе молодожёны, заходя в дом, кланяются родителям. Ваххабиты этот обычай отметают, говорят, что это ширк (многобожие) - поклоняться надо только Богу. Ещё ваххабиты осуждают частое посещение кладбищ (в этом плане, надо признать, они бывают правы - наши мусульмане допускают перегибы, создавая какой-то культ надгробий). То, чего нет в Коране и в сунне, ваххабиты считают "наслоениями". Например, микрофоны в мечетях и даже полумесяц как символ ислама - ничего этого, дескать, при Пророке не было.
- А как отражается ваххабизм на жизни в Саудовской Аравии?
- Жёсткий политический режим, дискриминация женщин, нетерпимость к другим религиям и конфессиям - это всё, можно сказать, проявления ваххабизма как государственной идеологии. В других странах мусульманского мира столь жёстких законов нет. На идеологию накладывается и чисто саудовская специфика - ведь это государство считается родиной ислама. В города Мекку и Медину въезд немусульманам запрещён.
Ваххабизм сильно трансформировался. Если вначале он действительно нёс очищение, призыв возврата к истокам, то, став государственной идеологией Саудовской Аравии, он превратился в инструмент, защищающий режим, поддерживающий легитимность монарха. То есть ваххабизм сегодня в Саудовской Аравии находится на службе у королевской династии.
- Саудовская Аравия - не просто абсолютная, но ещё и теократическая монархия, где монарх является ещё и религиозным лидером. Это тоже проявление ваххабизма?
- Нет. Можно сказать, что в этой стране идеология вошла в противоречие сама с собой. Договор о разделении власти, который я упоминал, уже фактически не действует - обе власти слились в одну. Если же говорить о декларируемой "чистоте веры" и истоках, то ислам изначально был самой демократической в мире идеологией. Первых своих халифов мусульмане избирали. Передавать власть по наследству, согласно канонам ислама, можно лишь при наличии конституции или государственных органов, ограничивающих власть монарха. Разделение общества на касты тоже не соответствует духу ислама. Поэтому Саудовскую Аравию представители политического ислама не называют исламским государством - просто мусульманским.
- Можно ли сказать, что Саудовская Аравия экспортирует ваххабизм в другие страны?
- Конечно. Это - национальный саудовский проект. Это - инструмент, с помощью которого Саудовская Аравия распространяет своё политическое влияние. Страны Запада, кстати, этому не препятствуют, напротив - дают "зелёный свет"…
- Каким же образом идёт экспорт ваххабизма?
- Есть легальный путь - открытие культурных центров, курсов арабского языка, распространение литературы. Это исходит от саудовского государства. Нелегальный путь - через мусульманские общины, джамааты. Ваххабитские джамааты в других странах больше начинают ориентироваться не на своих имамов, а именно на саудовских. Для них высший авторитет - не муфтий, скажем, Кыргызстана, а верховный муфтий Саудовской Аравии (назначаемый, кстати, лично королём). В джамаатах чаще всего вербуют молодёжь на различные религиозные курсы, которые действуют даже не на территории Саудовской Аравии, а в третьих странах.
- Сколько мечетей в Кыргызстане построила Саудовская Аравия?
- Честно скажу - не знаю. Да и сомневаюсь, что строительство финансировало само саудовское государство. Обычно это делается через частные фонды.
- А сколько сейчас в Кыргызстане ваххабитов и ваххабитских общин?
- Даже примерную цифру не назову. Но уверенно могу сказать: идёт их прямо-таки стремительный рост. Эти джамааты пополняются за счёт молодежи и юга, и севера Кыргызстана.
Есть любопытная особенность. В самой Саудовской Аравии ваххабизм сейчас - вполне респектабельная идеология, опирающаяся на букву закона и охраняющая основы государства (хотя от этого государственного ваххабизма отпочковываются радикальные течения, которые уже не признают королевскую династию, призывают к джихаду, к смене власти - их в Саудовской Аравии называют хариджитами).
Но как только ваххабизм идёт на экспорт, то начинает мутировать - приобретать агрессивные формы.
Саудовская Аравия, скажем, провозглашает бескомпромиссную борьбу с терроризмом…
Но на внешней арене ваххабизм порождает террористические группы.
Они начинают объявлять кафирами (неверными) даже умеренных мусульман, становятся неуправляемыми.
- А они действительно неуправляемые? Или всё-таки тайно управляются из Саудовской Аравии?
- Большой вопрос! Ведь все мы понимаем - за каждой такой группой наверняка стоит какой-то хозяин или спонсор. Любая экстремистская группа является инструментом большой политики. В какой степени за ними стоит Саудовская Аравия, сказать сложно. Но посеянные ваххабитские семена дают такие вот всходы…
- Скажите, а нетерпимость к другим религиям и конфессиям тоже экспортируется из Саудовской Аравии вместе с ваххабизмом?
- Конечно. Эта нетерпимость может принимать разные формы - как радикальные, так и умеренные.
Но, должен сказать, даже умеренные ваххабитские джамааты нетерпимы к чужому мнению вообще.
Поэтому в странах с традиционным исламом, как Кыргызстан, эти общины существуют как анклавы. У них - свой маленький мир, они общаются только между собой и постоянно находятся в конфликте с окружающими: "Мы не такие, как вы". В этом наша большая проблема. Вся мусульманская община Кыргызстана сейчас расколота на группировки...
Между тем, как мы с вами рассказывали читателям уже не раз, ислам к другим религиям относится очень терпимо и уважительно. Даже к язычникам! Аллах в Коране говорит: "Не ругайте идолов язычников, чтобы те потом по незнанию не ругали Меня". Шариат разрешает мусульманам жениться на иудейках и христианках - ведь христиане и иудеи считаются "обладателями Писания". Верующий мусульманин обязан бережно обращаться с их священными книгами - Библией и Торой.
- Кыргызские ваххабитские общины существуют в светском государстве, где гарантируется свобода вероисповедания. Запрещать другие религии они пока не могут. А если к власти придут? Возможна ли такая ситуация, что в результате сближения с Саудовской Аравией ваххабизм станет государственной идеологией и в Кыргызстане? Какие тогда здесь воцарятся порядки?
- Пока, честно говоря, не вижу в перспективе, чтобы такой сценарий стал реальностью. И справедливости ради должен сказать, что даже в салафизме есть свои плюсы - например призыв к единобожию. Но если мысленно перенести сюда саудовскую модель, то да - нас ждёт такая же веронетерпимость, закрытие церквей, слепая поддержка религиозными деятелями любой власти, даже тиранической, использование властями ваххабизма для оболванивания населения. Это будет откат назад, консервация мышления людей. Можно представить и публичные казни на площадях, и соответствующее отношение к женщинам, к культуре - ко всему.
- Власти Кыргызстана, сближаясь с Саудовской Аравией, рассчитывают на огромные инвестиции. Кыргызстан может их получить?
- Вполне возможно. Саудовская Аравия - перспективный инвестор. Она обладает огромными ресурсами и поддерживает нормальные экономические отношения со многими странами. Но если мы собираемся выстраивать плотные отношения со страной, то должны очень внимательно её изучить. Тем более если страна такая специфическая, как Саудовская Аравия. До того как привлекать прямые инвестиции, мы должны оценить и риски. И выстроить какие-то фильтры, чтобы эти риски исключить. Сделали ли это наши власти? Честно говоря, сомневаюсь…
- Какие риски видите вы?
- В первую очередь - идеологические. Вместе с инвестициями Саудовская Аравия, как мы уже говорили, может экспортировать в Кыргызстан свои идеологические ориентиры. Есть и риски политические. Не стоит забывать, что Саудовская Аравия является стратегическим союзником и проводником интересов США, всегда платит за чужие войны и сама выступает в роли большого регионального игрока.
- В какие геополитические игры может втянуть Кыргызстан союзничество с Саудовской Аравией?
- Прежде всего в идейно-политическое противостояние с главным и явным противником Саудовской Аравии - с Ираном. А в будущем, возможно, и с КНР - саудовское королевство укрепляет в Центральной Азии свои позиции в противовес и Китаю. Кроме того, арабские страны будут - если не в открытую, то идейно, информационно - работать на отдаление Кыргызстана от России и других стран СНГ. Ведь если наши ценностные ориентиры поменяются, то мы уже иначе будем относиться к нашим традиционным партнёрам и соседям.
- Ещё одна ближневосточная монархия, с которой в последнее время Кыргызстан стремительно сближается - Катар. С чем сюда придёт он?
- У этой страны - своя игра. В чём-то Катар и Саудовская Аравия - союзники, а в чём-то - соперники. Катар по сравнению с саудовским королевством - не скажу, что более демократичная - более свободная, более "европеизированная" страна. Хотя Катар - маленький, но у него есть огромные ресурсы. Сюда он придёт с инвестициями и своим мощным информационным проектом - "Аль-Джазирой". Будет очень тесное сотрудничество этой телекомпании с кыргызскими СМИ.
- Скажите, а что нужно в Кыргызстане этим монархиям?
- Экономически Кыргызстан - не такая уж привлекательная страна, для бизнеса здесь существуют большие риски. И особых экономических выгод для арабов здесь не видно, кроме, разве что, импорта из нашей страны мяса и войлочных изделий. Думаю, приход сюда Саудовской Аравии и Катара - это больше тактический шаг Запада, который стремится удержать Кыргызстан в сфере своего влияния. Арабские монархии - это "кошелёк": сами Соединённые Штаты, как известно, тратить деньги, вкладываться в другие страны не очень любят. В будущей большой игре Кыргызстан будет использоваться как площадка. А вот для чего - пока не известно.





Вадим НОЧЁВКИН
https://www.delo.kg/index.php/health-7/6729-u-kyrgyzstana-poyavilsya-novyj-drug-vakhkhabitskaya-saudovskaya-araviya
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: