Отключили «кнопку» нравственности



Чьи ресурсы исчерпаны?

Вновь начались митинги, в стенах ЖК разгорается скандал вокруг мародёрства депутатов, что не на шутку может раскачать государственную лодку. Как оценивает цепочку происходящих событий известный общественный деятель Жумагул Сааданбеков, и каким он видит выход из ситуации?
Полномочия кучки политиков
– Мораль в политике является такой же важнейшей функцией, как совесть у человека. Как бывает человек без совести, так бывает и бессовестная политика. Печальный скандал с депутатами, которых обвиняют в мародёрстве во время революционной ночи, является ярким тому свидетельством, – считает наш собеседник. – Инцидент с мародёрством возник в результате войны компроматов между партиями «Республика» и «Ата-Мекен». Разумеется, компромат есть компромат, и для правового доказательства необходимо немалое время. К тому же у общества, в результате частого возникновения подобных скандалов, выработано к ним некое равнодушие. И всё же, в кои веки обвиняют группу знаковых фигур. И что же?
А то, что здесь происходит самое интересное. Сначала в ЖК бурно обсуждали, осуждали этих людей, создали депутатскую комиссию, которая, проработав несколько месяцев, вынесла вердикт: депутаты из «Ата-Мекена» всё-таки виноваты. То есть, моральная норма худо или бедно поддержана. Но потом в ЖК произошёл резкий поворот, скорее, переворот. Правящая коалиция, несмотря на то, что оппозиционные фракции демонстративно покинули зал, принимает решение прекратить расследование и вообще закрыть дело о мародёрстве и передать его правоохранительным органам. В результате из-под ответственности оказались выведены фигуранты столь масштабного скандала.
А это означает, что политическая целесообразность открыто, однозначно и безоговорочно признаётся более важной, чем моральная норма. И это заявляется громогласно и директивно. Борьба за традиционные стандарты нравственности наталкивается на высшие интересы властьимущих кланов.
Таким образом, впервые в нашей новейшей истории чётко обозначено, что мораль –ничто, а интересы «государственной» власти – заведомо всё. Это уже серьёзно. Можно сказать, что без штурма Белого дома и митингов совершена очередная революция. Вот так!
...А ведь с какими светлыми ожиданиями наше общество встретило рождение новой политической системы, – продолжает Жумагул Сааданбеков. – Сегодня же общественное разочарование практикой парламентского правления огромно. Не найти практически ни одного человека, который был бы доволен деятельностью депутатов. В результате последних событий проблемы ещё более усугубились, поскольку народ, в конечном счёте, стал отождествлять демократию с тем, во что она превратилась: в систему, теоретически открытую для всех, но на практике – управляемую организованной кучкой богачей и политиканов, приносящих наше будущее в жертву своим корыстным интересам. В свете сказанного возникает вопрос: что же ждёт парламент?
Давайте не будем впадать в крайности. В парламенте немало депутатов, пользующихся доверием народа, честно отстаивающих национальные интересы. Тем более, в отличие от преды-дущих созывов действующий ЖК оказался значительно эффективнее в обеспечении политического плюрализма, в балансировании между межэтническими, межрегиональными и групповыми интересами. Можно перечислить и другие важные достоинства парламентаризма. Поэтому я выступаю категорически против роспуска этого парламента, который ещё далеко не исчерпал свои ресурсы.



Другое дело, если сам Жогорку Кенеш во имя своего спасения и восстановления пошатнувшейся лигитимности безотлагательно инициирует хотя бы некоторые законодательные меры. В частности, примет смешанный принцип формирования ЖК (50% должны избираться по одномандатным округам, а другая половина – по партийным спискам); закрепит право избирателей на отзыв депутатов всех уровней; снимет с депутатов статус неприкосновенности; примет закон, запрещающий совмещение бизнеса и государственной службы, а также закон о контроле за доходами чиновников и запрете иметь счета в зарубежных оффшорах и банках.
Выдержка президента
– Что же касается президента, то во все времена задачи ответственного лидера заключались в том, чтобы обеспечить эволюционную по-этапность развития, не допустить разрушения построенного, не дать разбалансировать прочность основ государства. В условиях, когда страной в большой степени управляет парламент, Атамбаев выступает в роли арбитра между партиями, кланами и группами влияния внутри правящей элиты. Его важнейшая цель – не допустить, чтобы неоднородность и даже конфликтность правящей элиты привели к её расколу, – уверен наш собеседник.
– С этой задачей он вполне справляется во многом благодаря своему незаурядному терпению в отношении чрезмерных амбиций отдельных политиков, партнёров и подчинённых. Однако не всем по душе умеренность и выдержка президента. Сегодня и слева и справа раздаются требования к нему: «Взять всю полноту власти в свои руки и немедленно распустить парламент». Тем самым толкают его в логово пещерного тоталитаризма. Думается, что Атамбаев на это не пойдёт.
Но, с другой стороны, он не может не видеть, что в стране революционная эйфория отступает, общество вступило в полосу «протрезвления». Люди устали от криминального беспредела и бюрократического хаоса, бьющего по элементарным жизненным интересам. Они начали осознавать, что порядок совсем необязательно сопряжён с диктатурой и тоталитаризмом, что демократия в строгом и точном смысле слова – есть режим по-своему жёсткий и не имеющий ничего общего с анархией и вседозволенностью.
Президент Атамбаев вовсе не находится на положении английской королевы. У него достаточно сильные как авторитарные (ему подчиняются Генеральная прокуратура и Верховный суд, все силовые структуры, Счётная палата), так и демократические полномочия. Вероятно, настало время педалировать эти рычаги и поставить на своё место все институты государственной власти, особенно парламент. Время не ждёт. Власть не была бы властью, если бы упустила шанс, предоставленный ей в этот сложный момент.
Подготовил Анвар Бектемиров