7 апреля Как крутой поворот в истории



История не имеет сослагательного наклонения, говорят реалисты.
Они считают, что нет смысла анализировать то, чего не было и, соответственно, уже произойти не может. Но история Кыргызстана – вещь сюрреалистическая. Возможно, из-за того, что в настоящем времени происходит много закулисных игр, появляются желающие трактовать события совершенно по-иному.
Революционная ситуация
Яркий пример тому мы наблюдаем сегодня, когда события 7 апреля 2010 года часть общества подаёт как «вооружённый захват власти». Да, дальнейшие действия отдельных «лидеров» оппозиции девальвировали саму чистоту помыслов кыргызстанцев, выступивших против преступного клана Бакиевых. Да, мародёры, которые вылезли из всех щелей той страшной ночью, опозорили и нацию, и саму идею. Но давайте рассмотрим само народное восстание 7 апреля как короткий исторический промежуток, перевернувший ход истории целой страны.
Как учили нас в советских школах, в преддверии апреля три года назад в стране сложилась классическая ситуация, когда «верхи» не могли управлять по-старому и сохранять своё господство в неизменном виде, а «низы» не могли жить по-старому, угнетение и бесправие кыргызстанцев было очевидным. Историк Тынчтыкбек Чоротегин уточняет: «Свержение режима бывшего президента Курманбека Бакиева – важнейший результат народной революции
7 апреля 2010 года. Оно открыло путь для решения вопроса о том, как предотвратить в будущем восстановление семейно-клановой системы управления (подобная система может облачиться в «халат демократичности», «халат президентской системы правления», но суть остаётся в том, что все государственные дела решаются закамуфлированным ханом и его близким окружением в кулуарах)».
По мнению Чоротегина, одной из главных причин возникновения революционной ситуации в Кыргызстане стал беспредел «семьи» во главе с Жанышем и Максимом Бакиевыми. «Если первый был «полубогом», чья банда умертвила ряд политиков, депутатов и журналистов (Медета Садыркулова, Геннадия Павлюка и других), или вынудила многих несогласных покинуть страну (ряд журналистов, таких, как Чолпон Орозобекову, Бермет Букашеву, Кайрата Биримкулова, Сыргака Абдылдаева, Асырана Айдаралиева, Турата Бектенова и др.; среди них Сыргак едва остался жив после множества ножевых ранений), то Максим Бакиев стал «полубогом» в области узурпации зарождающейся либеральной системы экономического управления (ЦАРИИ – это апогей осуществлённых «прихватизаторских» идей Максима Курманбековича Бакиева)».
Народное восстание
Аналитик Эльмира Ногойбаева в свою очередь считает, что к народному восстанию привело следующее: «Паранойя одной семьи, её членов. Их представления, что люди и народ – вторичны, государство – вотчина». Страну, по мнению Ногойбаевой, ждало бы «сращивание семьи-власти-криминала». «Перераспределение всех ресурсов одним кланом, при этом – внутриклановые разборки и войны. Одна партия, одно общественное мнение, один частно-государственный бизнес».
Необратимость народной революции тот же Чоротегин рассматривает с исторической точки зрения: «Думаю, всё равно произошли бы эти события (может быть, чуть позже или в другой форме). События 6 апреля 2010 года в городе Талас были продолжением повсеместного народного возмущения политикой Курманбека Бакиева. Симптомом были предшествующие события в горных районах Ошской и Нарынской областей. Даже тогда, когда основные лидеры многих оппозиционных партий были спешно арестованы в ночь на 7 апреля 2010 года, простые люди вышли на улицы Бишкека. Даже те, кто оказался на площади «Ала-Тоо» из любопытства, и то помогали революционерам, так как неосознанно поддерживали массу протестующих».
«Если бы народная революция затянулась, то, на мой взгляд, Москва и Астана вели бы изоляционистскую политику по отношению к режиму Бакиева. – продолжает Чоротегин. – Мир криминала расцветал бы при поддержке «сильных ребят» Жаныша. США и без того заигрывали с К.Бакиевым (бывший посол США, говорят, была близкой к Оксане Малеваной, которая осуществляла руководство пропагандистской машиной тогдашнего клана даже после того, как убили её друга Медета Садыркулова). В экономическом плане, «игра с огнём», то есть притягивание Максимом Бакиевым, спекулянтов и одиозных фигур, связанных с итальянской мафией и т.д., в управление кыргызстанской экономикой привела бы к более сложной, катастрофической ситуации как внутри страны, так и во внешнем окружении.



В результате такой политики Кыргызстан, по мнению политолога Марса Сариева, ждало бы полное банкротство. «Кыргызстан ждала бы международная изоляция. Вспомните, Бакиева не принимала с официальными визитами ни одна страна, считая его власть неконституционной. В экономическом плане мы постепенно превращались в мафиозное государство, где продвигались три гигантских проекта: Кыргызстан превращался в «серую» зону, где «отмывались» деньги, проходил транзит наркотика и шла бесперебойная контрабанда товаров из Китая. Кыргызстан превращался в поле анархии, где главенствовал криминалитет».
Политолог Токтогул Какчекеев, много лет проработавший в правоохранительных структурах, также уверен, что в международном плане Кыргызстан стал бы страной-призраком, не вписывающейся ни в один из
ооновских уставов. «Кыргызстан под руководством Бакиева превращался в государство, которое продаёт территории по частям, отдаёт природные и минеральные ресурсы за какие-то дивиденды. Эта страна была бы распродана Максимом и его компаньонами, а на остатках территории разместилось бы подобие Кокандского ханства. Страна бы разрушилась и вернулась в феодальный строй».
Последствия
Три года прошло с того исторического момента, когда кыргызские парни ценой своих жизней смели преступный клан Бакиевых. Страну с тех пор регулярно сотрясает политическая нестабильность. Она пережила трагические события на юге, раны которых до сих пор кровоточат.
В Кыргызстане прошли референдум, парламентские и президентские выборы. Громко было заявлено о начале борьбы с коррупцией. Власть постоянно заявляет об искоренении национализма. Есть свобода слова и со всех печатных страниц льётся критика. Так почему же жить в Кыргызстане по-прежнему неуютно?
Токтогул Какчекеев уверен: «Эта нестабильность была заложена изначально самим Бакиевым, когда он заявил, что будет с оружием в руках защищать свою власть. Это была психологическая установка. Очевидно, что до сих пор многие объекты Бакиевых работают на выкачивание денег из страны в их карманы по «серым» схемам. «Бакиевские» люди сейчас, чтобы вновь вернуться к власти, проводят различные инициативы – от сбора подписей и давления на суд по 7 апреля до массированной информационной войны. «Очевидно, что клан Бакиевых этими действиями руководит, координирует, использует любую возможность дискредитации нынешней слабой власти. Их люди пробираются и в саму власть, в силовые структуры и судебные органы. Идёт подготовка к реваншу. Письмо в Совет обороны, подписанное в большинстве своём людьми, которые действительно хотят справедливости и правды, лишь фрагмент планируемых действий «бакиевцев». А конечная цель – свержение существующей власти», – предупреждает политолог.
Эльмира Ногойбаева уверена, что после двух «революционных событий» общество начинает понимать, что просто сменить несправедливую власть – мало, нужно чтобы за этим начались реальные перемены.
«Глупо было бы ожидать, что произойдёт колоссальный скачок сразу. Парламентская структура позволяет политическим группам, которые рвутся к власти или находятся у власти, контролировать друг друга, все находятся словно в аквариуме. Например, у нас уже нет неприкасаемых. Омурбек Текебаев – один из моторов революции и Азимбек Бекназаров – один из локомотивов революции… Но информация и факты об их неприглядной деятельности выявляются. Постепенно создаётся атмосфера, когда все равны перед законом», – считает Марс Сариев.
Как один из выходов из сложившейся неоднозначной ситуации историк Чоротегин видит в новых парламентских выборах. «Стране не обойтись без новых парламентских выборов. Народу надо дать возможность путём прозрачного (а не призрачного) голосования поддержать более качественное и более молодое поколение политической элиты», – заключает он.
Близится весна, а, значит, грядёт сезон гражданской активности, митингов и политических баталий. Вновь, «как подснежники», вскроются нерешённые проблемы, обиды и нереализованные амбиции некоторых политиков. Кыргызстанцам не привыкать. Главное, чтобы за всеми политическими требованиями и демаршами мы не привели страну к очередной революции, которая вновь отбросит нас на много лет назад, а то и вовсе ввергнет Кыргызстан в вечный хаос.
Анара Юсупова
akipress.org


Комментарии (1)