Омбудсмен родился. Главным правозащитником КР стал родственник депутата ЖК



Бактыбек Аманбаев, в прошлом — журналист радио «Азаттык», руководитель пресс-службы ЖК. Кроме того Аманбаев числится в списке кандидатов в депутаты ЖК от СДПК. А еще он приходится родным братом «республиканке» Урмат Аманбаевой, являющейся инициатором законопроекта, расширяющего список чиновников, которые должны в обязательном порядке владеть госязыком и налагающего штрафы за его несоблюдение (для физических лиц — от тысячи до двух тысяч сомов, для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч, для юридических лиц — от 20 до 50 тысяч).

«Роды» прошли на удивление легко, хотя парламентариям нужно было «перебрать» и оценить почти полсотни желающих получить эту должность. В первой половине дня прошлого четверга стало известно, что новым омбудсменом страны стал Бактыбек Аманбаев: за него проголосовали 52 депутата, против — 48. За его соперницу Асию Сасыкбаеву («атамекеновке» и прочили пост) свои голоса отдали 45 парламентариев, 55 народоизбранников дали ей от ворот поворот.

По словам «арнамысовца» Бактыгула Маматова, которому была отведена почетная роль председателя счетной комиссии по выборам омбудсмена, для второго тура было напечатано 120 бюллетеней (по количеству депутатов), на руки выдано 102, из которых 2 оказались испорченными. 18 бюллетеней так и не были использованы, поскольку именно столько депутатов не явились в тот день на работу.

• • •

Напомню, что в конце июня депутаты дружно отправили в отставку предыдущего омбудсмена Турсунбека Акуна, которого назначили виноватым в деле освобождения криминального авторитета Азиза Батукаева. Парламентарии посчитали, что Акун оказывал непосредственную поддержку вору в законе и просил суд о его освобождении. По мнению народоизбранников, Акун нарушил присягу омбудсмена и ряд законов, на страже которых должен стоять.

Сам экс-акыйкатчи с обвинениями не согласен и считает, что депутаты не имели права лишать его должности. Он опротестовал решение парламентариев в межрайонном суде столицы и в середине прошлого месяца объявил голодовку, «оккупировав» свой же кабинет в здании аппарата омбудсмена, расположенного на улице Московской.

В соответствии с законодательством, народоизбранники должны были выбрать нового акыйкатчи в течение месяца. Но кто в нашей стране строго следует букве закона? Парламентарии не стали утруждать себя решением этого вопроса, отправившись на летние каникулы. Правда, конкурс на вакантную должность объявили.

Подать заявление можно было до 15 августа. Среди желающих бороться за права всех граждан страны (чуть более 50 человек) можно было лицезреть и безработных, и милиционеров, и юристов, и даже самих депутатов — из горкенешей и ЖК. Позже некоторые отказались от борьбы, и кандидатов стало 49.

Парламентарии планировали избрать нового омбудсмена к концу сентября, но из-за разногласий, возникших по процедуре голосования, выборы каждый раз откладывались.

Очное знакомство депутатов с кандидатами состоялось 26 сентября. Предварительно была сформирована счетная комиссия из десятка народных «слуг»: по двое от каждой фракции. Председателем выбрали «атажуртовку» Надиру Нарматову (впоследствии состав комиссии менялся не раз).

• • •

Некоторые парламентарии изъявили желание проголосовать за отсутствующих коллег, но спикер отказал: дескать, это недопустимо при тайном голосовании.

Попытать счастья решил и бывший омбудсмен — «арнамысовец» Турсунбай Бакир уулу. Он решил «подзаработать» очков на традиционной языковой теме: стал возмущаться тем фактом, что кандидаты не сдают экзамен на знание госязыка. При этом, Турсунбая Бакировича почему-то не беспокоил другой вопрос: все ли желающие представляют себе, что такое правозащита и «с чем ее едят». «Атамекеновец» Эркинбек Алымбеков объяснил «арнамысовцу», что кандидаты уже продемонстрировали уровень владения госязыком, когда рассказывали о своих планах на посту в случае победы.

• • •

О планах поговорим подробнее. Первой ими поделилась с депутатами правовой эксперт ОО «Центр информационного права» Атыр Абдырахматова, которая заявила, что необходимо провести «мониторинг соблюдения прав человека, поднять авторитет института омбудсмена, работать со СМИ, с гражданским обществом и с организациями, защищающими права человека». Абдрахматова была одной из немногих, говоривших, что называется, по теме. Дальше понеслись выступления из категории «в огороде бузина, а в Киеве — дядька»: разобраться в том, что, так скажем, задумали иные претенденты, оказалось невероятно сложной задачей.

Некто Тыныбек Ажимаматов заявил, что работает врачом и за всю свою деятельность не поставил ни одного неправильного диагноза. На что он этим намекал, лично я не догадался: может быть, хотел сказать, что столь же умело будет ставить и юридические «диагнозы»?




Старший помощник прокурора по надзору за законностью в исправительных учреждениях Бишкека Эмильбек Базаркулов поднял вопрос захвата узбекскими пограничниками телевышки в Аксыйском районе, по поводу которой ему звонили из другого района — Сузакского: мол, звонящие просят принять меры, поскольку ситуация сложная. Это был, наверное, посыл парламентариям: дескать, я еще не омбудсмен, а ко мне уже люди за помощью обращаются, значит, потенциал у меня о-го-го какой!

Затем слово взял Турсунбай Бакир уулу, уже имеющий опыт работы на этом посту. Свое выступление он начал с заявления о необходимости «вернуть авторитет институту омбудсмена». Как он будет возвращать то, чего изначально не было даже в период его руководства, Бакир уулу уточнять не стал. Но зато кандидат озаботился необходимостью правильного перевода слова «омбудсмен» на госязык. «Акыйкатчы» — это неправильно, правильно — адилетчи», — заявил Бакир уулу.

Неконтролируемый поток сознания кандидатов еще долго «выходил из берегов». Не смог остановить его даже Дастан Бекешев, обратившийся к претендентам с просьбой выступать по делу. «Представьте свою программу или открыто признайтесь, что ее у вас нет», — потребовал Дастан Далабайевич, которого журналисты по праву считают единственным трезвомыслящим депутатом в нынешнем составе ЖК.

Небезызвестный Нурлан Мотуев говорил о том, что нынешние сотрудники аппарата омбудсмена не работают, поэтому он создаст новую структуру — по своему усмотрению. Некто Омурбек Рыскелдиев озаботился правами мигрантов и предложил открыть в аппарате омбудсмена дополнительный отдел исключительно по защите гастарбайтеров. Экс-председатель ЦИК Акылбек Сариев заявил, что работая в Центризбиркоме, он «принимал решения по принципам совести и законам», и поэтому дожил до своего возраста. Чынгышбек Шаршебаев, представившийся общественным защитником, заявил, что по образованию он инженер-технолог, «а по призванию правозащитник». Токтайым Уметалиева предложила «перевернуть систему госуправления». Безработный Тилек Тынчтылык уулу отметил, что направит усилия «на защиту прав граждан и окружающей среды» и попутно дал характеристику парламенту, вспомнив кыргызскую поговорку про две головы баранов, которые не сваришь в одном казане: дескать, в ЖК у нас тоже не помещаются пять фракций.

Директор ОО «Партнерская группа «Прецедент» Нурбек Токтакунов честно сказал, что не видит смысла в презентации своей программы развития института омбудсмена. «Я вижу, что все равно вы программы не сравниваете и не слушаете, — сказал Токтакунов, — поэтому сэкономлю время и скажу, что если омбудсмена избирать, руководствуясь политическими мотивами, он никогда не будет защищать права граждан. Если я стану акыйкатчы, буду работать вне зависимости от политических предпочтений».

• • •

День 2 октября у депутатов начался со споров по процедуре голосования. В результате парламентарии решили, что легче сменить состав счетной комиссии: в нее от каждой фракции вновь “делегировали” по два человека.

В первом туре в победители выбились Асия Сасыкбаева (69 голосов), чья победа считалась вполне предсказуемой, и Бактыбек Аманбаев (65 голосов). Второй тур перенесли на 3 октября.

На следующий день депутаты опять изменили состав счетной комиссии, и уже к полудню все было кончено: большинство голосов досталось Бактыбеку Аманбаеву. Спикер попытался утешить Сасыкбаеву: мол, коллеги ценят ее как вице-спикера, поэтому и не отпустили.

Сам Аманбаев сразу же поклялся, что будет «выполнять свои полномочия честно» и обязался «работать за честь парламента и ради народа».

Рустам КАДЫРОВ.

СПРАВКА. Бактыбек Абдилашимович Аманбаев родился 11 мая 1969 года в селе Кондук Кара-Кульджинского района Ошской области. Образование высшее. В 1996 году окончил КНУ, в 2000 году — аспирантуру КГНУ по специальности «Политология», в 1998 году — Бишкекскую международную школу бизнеса и менеджмента при президенте КР по специальности «Магистр делового администрирования», в 2010 году — Дипакадемию МИД КР.

Трудовую деятельность начал в 1999 году — работал переводчиком с английского на русский и кыргызский языки. С 2000 по 2004 годы работал старшим консультантом депутата Законодательного Собрания ЖК. В этот же период был корреспондентом на радио «Азаттык» в Праге. С 2005 по 2007 годы — директор рекламно-коммерческого агентства НТРК. С 2008 по 2010 годы — старший преподаватель политологии в КГНУ. В 2010 году — вице-мэр города Ош. С 2010 по 2011 годы — главный редактор газеты «Саясат пресс». С 2011 по 2012 годы — руководитель пресс-службы ЖК. С марта 2013 был главным редактором газеты «Айыл деми» Центрально-Азиатского университета.
http://www.mk.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=4987:2013-10-11-12-46-05&catid=52:-&Itemid=30


Комментарии (1)