Борьба с ИГИЛ ещё не закончена



Борьба с ИГИЛ ещё не законченаВ Сирии пока продолжается затишье, но это только с виду. На самом деле война продолжается – просто она стала другой.

ОПЕРАЦИЯ по сокращению «зелёного пятна» в Идлибе, северной Хаме и западном Алеппо пока так и не начата. Хотя ещё недавно источники уверяли, что она назначена на март. Пока продолжаются дипломатические игры с турками. При этом боевики HTS (бывшей «Нусры»*) перемирие не соблюдают, ведут активные обстрелы.

Но контролируемые ими районы теперь в ответ тоже обстреливает артиллерия, бомбят сирийские и российские самолёты. Причём эти удары даже частично признаёт наше Министерство обороны (МО), которое почему-то любит делать вид, что ничего не происходит. А характерный профиль Су-34 на видео, снятых в Сирии, ничего не значит. И вообще, мол, у России там одни центры примирения, а военная полиция не проводит никаких боевых операций. Но это не совсем так.

Одновременно в ожидании начала операции в Идлибе лучшие части сирийской армии пополняются прибывающим из России оружием и техникой, боеприпасами, снаряжением. Это относится к 4‑й мехдивизии, Республиканской гвардии, 5‑му добровольческому штурмовому корпусу и его разведке «Охотники на ИГИЛ*». А особенно к дивизии «Сила Тигра» под командованием главного протеже штаба Группировки войск в САР на Хмеймиме бригадного генерала Сухейля аль-Хасана и палестинской добровольческой бригаде «Лива-аль-Кудс».

Последние прошли курс серьёзного обучения городским боям в одной из наших ЧВК «Вега Сервисез». Эта компания зарегистрирована где-то на Кипре и создана бывшими сотрудниками наших и, самое любопытное, украинских силовых структур и спецслужб. Видео с зачётных занятий после этого курса имеются в Интернете. Надо сказать, что «кудсы», и ранее считавшиеся одними из лучших специалистов по городским боям, на этой войне выглядят на очень высоком уровне – почти как наши штурмовики, если говорить о выучке, а не экипировке.



Засады и потери

После ликвидации американской авиацией последнего анклава запрещённого в России ИГИЛ* в Багузе, Вашингтон громко объявил об окончательном разгроме «Халифата», который до этого был окончательно разгромлен как квазигосударство армией России.

Но если у «чёрных» сейчас нет территорий и значительная часть террористов сбежали в другие страны, то это не значит, что самих игиловцев в Сирии больше нет. Есть подполье, есть прячущиеся в пустыне банды, есть сочувствующие, родственники. В общем, война становится партизанской. Так в своё время было в Чечне.

ИГИЛ* – это опасный, «упёртый», мотивированный противник. Даже если лучшие и опытные бойцы «чёрных» давно ликвидированы, то фанатизм оставшихся никуда не делся. И недавние грустные события это подтверждают.

Речь о гибели трёх российских старших офицеров (из 30-й и 38-й мотострелковых бригад и 3-й бригады спецназа) и нескольких сирийских военных в засаде 22 февраля в районе неподалёку от города Аль-Маядин. Их небронированный УАЗ оказался впереди хорошо охраняемой с земли и воздуха колонны и угодил в засаду. Машина была мигом расстреляна из пулемётов. Очевидно, это роковая ошибка погибших. Таких случаев было много в Чечне, пока там не навели порядок. Конечно, банду, убившую наших офицеров, в итоге разыскали и уничтожили, ликвидировав 30 боевиков. В результате удалось вернуть тела наших погибших.



Пропавшие конвои

И если у наших военных это была, надеемся, единичная ошибка, то сирийцы допускают их куда чаще. В этом районе в последнее время засады случаются достаточно часто. Причём обстреливаются, расстреливаются или пропадают не только одиночные машины. Некоторое время назад пропал небольшой конвой из нескольких машин одной из сирийских структур. Сами игиловцы ныне с большим опозданием хвалятся своими злодеяниями. Раньше «чёрные» очень быстро выкладывали сообщения и видео в Интернет, но теперь, ввиду разгрома структуры их псевдохалифата, они испытывают с этим сложности.




Несколько дней назад в том же районе пропал конвой «кудсов». Причём это была не транспортная колонна, а группа из 30 обстрелянных бойцов с опытным командиром на 7 традиционных для этой войны пикапах с обычными и крупнокалиберными пулемётами и автоматическими зенитными 23-мм пушками ЗУ-23-2.Сообщают, что задачей группы был традиционный разведывательный рейд в пустыню в поисках прячущихся там террористов. Группа занимались этим с момента окончания активных боевых действий в прошлом году.

Но сейчас она выехала – и пропала в пустыне. Как сообщают сирийские и российские источники, связи с ней нет уже несколько дней. Может, что-то с рациями? Но не со всеми же сразу, хотя, конечно, всё может быть.

Также можно заподозрить характерную (к сожалению) для многих сирийцев «расслабуху», особенно если вокруг мирная обстановка. Вместо укрепления позиций – кальян и мате, вместо наблюдения за местностью и оборудованных выносных секретов – тоже кальян и мате. Такое было не раз. Но «кудсы» не сидели на опорном пункте, а вышли на боевой рейд.

Они могли попасть в засаду на дороге, тем более «чёрные» не раз использовали хитрости вроде переодевания в армейскую форму или форму других наших союзных формирований с организацией лжеблокпостов на дорогах. Тем более структур и союзных отрядов в Сирии за время войны развелось много, связь и взаимодействие между ними наверняка хромает. Поди разбери, кто должен сейчас на этом месте дороги стоять, а кто нет. Но известно, что «кудсы» уехали с трассы в пустыню без проблем и связь пропала уже потом, так что такой вариант отпадает.

Возможно, ночью они стали лагерем, легли спать и не выставили посты – их обнаружили и застали врасплох. Но это тоже сомнительно: «кудсы» считаются собранными и серьёзными бойцами с огромным опытом и уважаемы нашими военными и бойцами ЧВК, которые зачастую критически оценивают боеспособность многих местных подразделений. В общем, пока вопросов много, а ответов нет. Надеемся, что скоро всё прояснится – новости будут хорошими.



Грязь нужно вычищать, не дожидаясь сепсиса

Пустынные районы надо активно патрулировать и чистить, развёртывая и используя вертолётные десанты и выбрасываемые с воздуха рейдовые группы. Активнее использовать ударные самолёты и вертолёты, а также БПЛА, как разведывательные, так и ударные. Благо они у нас теперь есть, в том числе и крупные. Некоторое время назад над Идлибом был замечен БПЛА типа «Орион», ранее проходивший активную «практику» в Сирии.

Это достаточно крупный аппарат, способный провести в воздухе сутки на высоте до 7, 5 км и нести до 200 кг полезной нагрузки. Только в этот раз он не только вёл разведку, но и наносил удары малогабаритными корректируемыми боеприпасами. Но ударные БПЛА на самом деле – не панацея и настоящей авиации не заменят. Однако в деле выслеживания и уничтожения малых групп террористов они могут быть очень полезны.

Так что расслабляться в вопросе борьбы с «халифатчиками» нельзя ни в Сирии, ни в других местах. ИГИЛ* проявляет активность и в Ираке, где он также официально разгромлен, но имеет куда больше сторонников. Есть он и в Ливии, где, пользуясь тем, что маршал Хафтар сейчас воюет за Триполи и Сирт, уже совершил ряд рейдов из пустыни на маленькие городки и оазисы. Активничают «чёрные» группировки и в Сомали, и в Нигерии. Трамп может и дальше писать в Твиттере о разгромленном США ИГИЛ*, приписывая чужие заслуги, но война с терроризмом идёт не в Сети, а в реальности. И американцы, к сожалению, в отличие от России её больше имитируют, чем ведут.