Миноносец из посольства США



Миноносец из посольства СШАЧереда скандалов продолжает сотрясать американское посольство в Москве. Недавно в аэропорту Шереметьево в багаже сотрудника этого дипломатического представительства обнаружили мину.
Об этом и других ЧП с американскими дипломатами обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана российских спецслужб полковника в отставке Яна Казимировича БАРАНОВСКОГО.

Ребяческая глупость?


С Яном Казимировичем мы спорим частенько. Вот и на этот инцидент наши точки зрения поначалу не сошлись.

Судя по официальным документам, произошло вот что. При входе в зал вылета аэропорта внезапно в сумке молодого парня обнаружили большой металлический предмет. Срочно вызвали сапёров. Они установили, что это настоящий миномётный снаряд без боезаряда, но со взрывателем. «Миноносца» тут же задержали.

Но он предъявил дипломатическую карточку №001068, выданную на сотрудника посольства в Москве С.К. Уильямса (Williams S.C.). Пользуясь дипломатической неприкосновенностью, нарушитель избежал ареста. Однако на свой рейс «Аэрофлота» в Лондон SU-2578 опоздал. Впрочем, поменяв билет, он благополучно отбыл из Москвы всего лишь через пару часов. Правда, уже без мины.

Посольство США в Москве устами своего официального представителя (пресс-секретаря) Андреа Калан факт события признало, но не нашло ничего лучше, как утверждать, что никакой угрозы безопасности пассажирам аэропорта не было.

– Американским дипломатам у нас всё сходит с рук, – заметил по этому поводу отставной полковник. – Пользуясь дипломатической неприкосновенностью, скоро атомные бомбы начнут перевозить.

- Не преувеличивайте! – возразил обозреватель «АН». – «Миноносцу» из посольства США всего лишь 24 года. И он не карьерный дипломат, а рядовой охранник. А пустую мину приобрёл в Москве «для личной коллекции».

– Зря вы так рьяно защищаете янки, попавшегося с поличным, – упрекнул журналиста ветеран-контрразведчик. – Я могу понять людей, которые собирают марки, монеты, но орудия убийства…

И тут ведущему рубрики «Мир шпионажа» пришлось сознаться в «грехе молодости»:

– Когда я работал военным обозревателем и мотался по горячим точкам, то собирал там стреляные гильзы. До сих пор стоят на книжных полках больше двух десятков, самых разных…

– Как же вы их провозили? – удивился полковник. – Неужели не отнимали в аэропорту?

– Журналистская неприкосновенность на войне почти как дипломатическая.

– Говорят, коллекционеры немного чокнутые, – примирительно сказал Ян Казимирович. – Но «миноносец» из посольства США не похож на безобидного коллекционера – собирателя железного хлама. Инцидент в московском аэропорту нельзя списать на ребяческую глупость или обычное американское разгильдяйство.



Грубая провокация?


Сейчас многие видят злой умысел западных спецслужб в недавнем инциденте в московском аэропорту.

Зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный предположил, что мина в багаже американца могла послужить поводом, чтобы унизить Россию. Он не верит в версию, что американец купил снаряд в качестве экспоната для коллекции.

«Учитывая тот тренд последнего времени, который мы наблюдаем со стороны США, я не исключаю, что никакой речи о коллекции быть не может. Здесь, скорее всего, имелись иные намерения, создать какую-то провокацию, дать повод, чтобы показать Россию в крайне невыгодном свете», – сказал депутат.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова не исключает и британский след в попытке сотрудника посольства США перевезти мину через аэропорт Шереметьево. Об этом дипломат сообщила со ссылкой на экспертов.

По словам представителя МИД, путь американца домой пролегал через Лондон. При этом прямых рейсов в США достаточно. Россию в этой ситуации просто подставили.

«Не получилось ли бы так, что нам бы сказали: оказывается, из России можно вывезти всё что угодно, включая мину, что уж там «Новичок»?» – сказала Мария Захарова.

Скандалы и ЧП не первый день сопровождают работу сотрудников американского посольства. Они и в бомжей переодеваются в оперативных целях, и фиктивные странички в российских соцсетях заводят ради пропаганды, и вдупель пьяные на джипах с красными номерами 04 ездили. Вероятно, прошлогодняя высылка 60 лучших американских шпионов действительно подорвала оперативные возможности ЦРУ. Теперь остатки разведцентра не гнушаются самых грубых провокаций. Как видим, к этой грязной работе привлекают даже дилетантов из посольской охраны.




И куда только смотрят многолетний глава службы безопасности посольства Стивен Секстон и начальник административного отдела Джон Кушнер? Именно с них должны строго спросить в Госдепе за недавнее ЧП.



Бардак на «станции ЦРУ»

Полковник Барановский не раз рассказывал о шпионском гнезде, что обосновалось под крышей посольства США в Москве. Здешняя легальная резидентура ЦРУ, которую американские агенты именуют «станцией», в своей работе руководствуются специальным Биллем о разведке.

– Вот что в нём сказано: «В Российской Федерации, в любых странах, имеющих общую границу с РФ или являвшихся частью Советского Союза ранее, должны быть организованы безопасные места на базе американских посольств и иных дипломатических миссий и зданий», – процитировал документ старый контрразведчик и добавил: – На практике это висящие на тросах комнаты, не связанные с несущей конструкцией здания, чтобы исключить любое внешнее снятие колебаний от звука человеческой речи. В особо секретных случаях разговаривать принято, надев на голову специальные шлемы с «хоботами». Билль также обязывает американские дипломатические представительства на территории экс-СССР и в сопредельных с Россией государствах построить спецхранилища для важной информации.

– На шпионском сленге это называют «подводными лодками», – решил блеснуть эрудицией обозреватель «АН». – Однако, несмотря на последние скандалы, американцы не спешат отказываться от посольской «крыши». Почему она так ценится?

– Во-первых, она позволяет разведчику в случае провала избежать тюрьмы, – начал загибать пальцы Ян Казимирович. – Если попался на «горячем», то объявят персоной нон грата и просто вышлют из страны. Во-вторых, у тебя всегда под рукой шифровальщик и надёжная, засекреченная связь с центром. И в‑третьих, резидентуру надёжно охраняет служба безопасности посольства.

– Однако всё это не спасает от скандалов, – продолжал настаивать на своём ведущий рубрики «Мир шпионажа».

– Действительно, в последнее время «на станции ЦРУ» царит бардак, – согласился с журналистом полковник. – Из-за взаимной высылки 60 дипломатов многие посты в посольстве и резидентуре до сих пор вакантны. Чехарда царит даже с военными атташе. По одним данным, это пока контр-адмирал Давид Морено, по другим – бригадный генерал Гэррик Харман. Пользуясь бесконтрольностью (один начальник уже уехал, другой ещё не прибыл на место назначения), рядовые сотрудники пускаются во все тяжкие. Очень много пьют.

– Американские шпионы и раньше позволяли себе сильно заложить за воротник,e_SNbS– заметил обозреватель «АН». – Вспомним хотя бы скандал с третьим секретарём политотдела Дэниэлем Ван Дайкеном, по совместительству – кадровым сотрудником ЦРУ.

В тот день он пьяным возвращался с разведывательной операции. Именно поэтому шпион был в шапке и куртке, чтобы ни таксист, ни полицейский из охраны посольства не запомнили, как он выглядит.

Об инциденте много писали в зарубежной прессе. Так, The Washington Post обвинила во всём российского охранника из ФСБ. Мол, этот дюжий молодец даже сломал плечо бедному американскому дипломату, которого пришлось срочно эвакуировать в США для оказания медицинской помощи. А то, что от американского агента за версту разило спиртным и он сам первым вступил в драку с охранником посольства, газета скромно умолчала.

– Пользуясь дипломатической неприкосновенностью, американские шпионы пускаются во все тяжкие, – закончил наш спор полковник Барановский. – Жаль, что пока им всё сходит с рук.

Справка «АН»

Дипломатический иммунитет (от лат. immunitas – «независимость», «неподверженность» – это изъятие бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава и члены дипломатического персонала посольства или консульства, а также некоторые другие сотрудники.

Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях.