Мародерство "Ата Мекена": новые обстоятельства и факты



В редакцию газеты "Майдан" поступила копия секретного письма экс-руководителя Государственной службы исполнения наказаний Шейшенбека Байзакова, направленное им в апреле 2012 года президенту КР Алмазбеку Атамбаеву и тогдашему председателю ГКНБ Шамилю Атаханову. В письме с грифом "Совершенно секретно" изображаются очень плохие поступки отдельных депутатов "Ата Мекена". В общественности высказываются разные мнения относительно этого дела, в котором точка пока не поставлена. С учетом этого мы сочли правильным рассказать общественности, что написано в письме. Служебое письмо передано без изменений:

"Было рассмотрено дело и проведено расследование дела А. Юсупова, Д. Оморова, А. Шергазиева, задержанных за мародёрство и захват имущества Бакиевых рейдерским путем с применением оружия. В результате были выявлены преступления в апреле 2010 года со стороны известных депутатов Жогорку Кенеша.

В то время, когда с площади Ала-Тоо вывозили тела погибших граждан, Болот Шерниязов, Турат Мадылбеков, Райкан Тологонов, Омурбек Текебаев в сопровождении вооруженной молодежи занимались грабежами и разбоем. Таким образом, они подвергали опасности жизнь молодых людей, не умеющих обращаться с оружием.

Заключенный в СИЗО №1 города Бишкек Абдулла Юсупов был дружен с сыном Жаныша Бакиева. В марте 2010 года Райкан Тологонов пригласил его в офис партии "Ата Мекен" на улице Куренкеева 174 (дом был предоставлен во временное пользование партии "Ата Мекен" Аликбеком Жекшенкуловым) и предложил сотрудничество. Юсупову предложили после революции выгодную должность и даже стать главой узбекской диаспоры в Кыргызстане. Юсупов в свою очередь должен был предоставить информацию о собственности Бакиевых. Встреча проходила в широком кругу, присутствовали Текебаев, Шерниязов, Мадылбеков, Тологонов.

Юсупов прибыл с Дастаном Оморовым, в настоящее время содержащимся в СИЗО-1. Опасаясь прослушки, они отправляются в дом Шерниязова Болота на его автомашине (Лексус-470, госномер В7777S). Там Юсупов сообщает, что знает практически все об имуществе Бакиевых. Лидеры партии дали задание Юсупову внедриться вплотную в ближайшее окружение семьи президента, собирать и передавать информацию о планах и акциях, особенно против оппозиции. После встречи Юсупов уезжает домой, на юг.

6 апреля 2010 года ему позвонил Райкан Тологонов и попросил срочно прибыть в столицу с командой. Несмотря на закрытие дороги, Юсупов с ребятами прибывает в Бишкек, где встречается с сыном Тологонова - Мусой, 1979 года рождения. Муса Тологонов отвозит их на “базу”, расположенную на пересечении улиц Молодой Гвардии и Боконбаева, где выдают винчестеры и пистолеты. Вооружённая группа ездила по Бишкеку на 4–5 автомобилях. Везде они действовали по одному и тому же сценарию. Под руководством Тологонова и его сына, а также Шерниязова и Мадылбекова ездили по Бишкеку и, говоря открыто, грабили дома и офисы по заранее утвержденным адресам. При этом осуществлялась постоянная телефонная связь с Омурбеком Текебаевым.

- Панфилова — Боконбаева (Адыл Бакиев);

- Московская — Правда (Искендер Жаныбекович Бакиев);

- Южная магистраль — пр. Мира (Жаныш Бакиев);

- ШВК, ул. Манаса (Жаныш Бакиев);

- Fashion Club (Куштар Жусупбекович Салиев);

- "Манас–банк", ул. Логвиненко (Максим Бакиев).

Автомобиль "Мерседес–300" черного цвета, принадлежавший Искендеру Бакиеву, сыну Жаныша, Муса Тологонов продал за полторы тысячи долларов жителю новостройки "Бакай–Ата" (автомобиль и сейчас находится у него). На "Мерседесе" есть пулевые отверстия — в апреле на нем передвигался Муса Тологонов с вооруженными людьми, и была перестрелка с группировкой Алманбета Анапияева. Техпаспорт машины был выписан на Муслима, сотрудника Искендера Бакиева, а сам он ездил по доверенности.

Таким образом, за короткое время рейдерским путем и мародёрством было разграблено 32 объекта. Молодых людей и депутатов партии "Ата-Мекен" сопровождали два микроавтобуса со снятыми сиденьями.

Также рядом с Мадылбековым и Тологоновым постоянно находился нотариус, который практически на месте переоформлял объекты на новых людей, приближенных ко всем четверым лидерам партии "Ата Мекен". Выносились сейфы, ценные вещи, оружие, с парковок угонялись автомобили. Ребятам объясняли, что все будет доставлено в гараж Жогорку Кенеша для последующей передачи в госсобственность.

На нескольких точках была перестрелка с охраной, предположительно, сотрудниками СГО. Среди людей Юсупова были раненые.

В ночь с 7–го на 8 апреля вся группа прибыла в развлекательный центр Fashion Club на площади, возле кинотеатра "Ала–Тоо", принадлежавший сыну Жусупа Бакиева — Куштару. Там тоже были вооруженные охранники. После того как людям Тологонова удалось ворваться в помещение, они нашли там директора заведения по имени Эржан и начали его избивать.

В нападении участвовали Райкан Тологонов, Туратбек Мадылбеков, помогал им сын Тологонова — Муса. Уже окровавленного директора продолжали бить по голове, угрожали убить, если он не отдаст документы и не подпишет передачу прав собственности. Тут же находился нотариус с соответствующим реквизитом. В конце концов под утро Эржан сдался и вместе с людьми Мадылбекова отправил за документами своего человека, затем все переписал на тех граждан, данные которых дали напавшие на клуб. Разбой продолжался и далее.

9 апреля 2010 года группу Юсупова привезли в частный дом, где находилась лаборатория, в которой работали китайцы. Иностранцев уже не было. Дом находился под охраной СГО. На место по телефонному звонку прибыли Шерниязов, Мадылбеков и сняли охрану. В присутствии Мадылбекова и Шерниязова боевики вынесли из дома все ценности, включая 1,5 тонны золотой пыли, расфасованной и запломбированной в пакеты по килограмму. Все загружалось в микроавтобусы и вывозилось по указанному водителям адресу. Когда отгрузка уже была завершена, по вызову хозяина дома прибыл спецназ, но Мадылбеков с Шерниязовым урегулировали конфликт, и юсуповских ребят вместе с Тологоновым беспрепятственно отпустили.




Во время захвата одного из офисов Тологонов дополнительно раздал группе Юсупова оружие — СВД, винчестеры, пистолеты.

Юсупова пригласил к себе Эмилбек Каптагаев. У него был Райкан Тологонов. Они вдвоем уговорили Абдуллу надавить на муфтия Муратали Жуманова и заставить его добровольно уйти в отставку. Юсупов с ребятами нашел Жуманова в больнице, они привезли его в мечеть, где заставили написать заявление о сложении полномочий.

После выполнения этого задания Абдулла Юсупов получил задание поджечь дом Бакиева в Тейите. Для этих целей ему Тологоновым были выданы 2 гранаты F1, СВД. У Тологонова остался ящик, полный гранат F1 (более 100 штук). Юсупов задание не стал выполнять, так как был узнаваем в Сузакском районе, и позднее в присутствии свидетелей вернул гранаты и СВД Райкану Тологонову у него в доме. Об этом он также сообщил на пресс-конференции в агентстве "АКИпресс". Но Юсупов обещал подобрать людей на месте. Доподлинно известно, что Асылбек Текебаев до прихода населения в дом Бакиевых вывез ценности и организовал поджог вместе с молодыми людьми, которых ему предоставил Юсупов.

Во время организации мародерства и разграбления имущества бакиевского окружения руководители партии "Ата Мекен" обещали ребятам должности, деньги, поддержку, но впоследствии не выполнили своих обещаний.

Юсупова в конце апреля задержали в Сузакском ОВД за незаконное хранение оружия. Его друга — Дастана Оморова — в Бишкеке за то же самое - сотрудники ГКНБ. В обоих случаях при вмешательстве и личном присутствии Райкана Тологонова их отпустили, изъяв оружие.

Во время работы парламентской комиссии, расследовавшей межэтнический конфликт на юге в июне 2010 года, "атамекеновцы" попросили Юсупова найти "продажных" узбеков, которые за деньги расскажут комиссии, что не Асылбек Текебаев, а узбеки стоят за поджогами недвижимости семьи президента.

Для этих целей Райкан Тологонов прибыл в Джалал–Абад за неделю до приезда членов комиссии. Он профинансировал вербовку людей. Предполагалось организовать примерно 15 "свидетелей" поджога, каждому было обещано по 200 долларов. Талант Мамытов, депутат от "Ата–Журта", с которым Юсупов был знаком ранее, узнав о таком "заказе", призвал Юсупова взяться за ум и рассказать комиссии всю правду. Осознав, что "узбекский след" может привести к дальнейшему обострению конфликта, Юсупов остановил свои действия по подготовке заказа Тологонова.

С начала работы комиссии Райкан Тологонов неоднократно звонил Юсупову и требовал быстрее привезти видеозапись или самих подкупленных узбеков в зал. Но Юсупов выступил перед комиссией и рассказал в присутствии более двухсот человек о всех "геройствах" партии "Ата Мекен". Он даже подрался с Туратом Мадылбековым, который пытался спровоцировать кыргызов против узбека Юсупова, чтобы любым способом не допустить его в зал, где заседала комиссия. Это могут подтвердить другие депутаты, присутствовавшие при этом. Лидеры "Ата Мекена" устыдились имеющей авторитет в народе фракции"Ата-Журт".

После этого случая Мадылбеков, Каптагаев, использовав начальника Чуйского УВД Бакыта Жусубалиева, фабрикуют дело и прячут за решетку Юсупова и еще двоих ребят, которые стали неудобными свидетелями, знающими до мелочей обстоятельства фактически совершенных группой депутатов парламента преступлений.

Таким образом, награбленное имущество Бакиевых, включая полторы тонны золота, исчезло. В прессу просочилась информация о грабежах и мародерствах руководителей партии "Ата Мекен".

Арестованным звонит сын Тологонова, просит не беспокоиться и обещает, что их отпустят. Как бы в подтверждение этого Юсупову, Шергазиеву, Оморову начинают поступать объемные передачи продуктов питания. Но Юсупов отказывается дальше ждать и сотрудничать с Тологоновым и лидерами "Ата Мекена".

Тогда в СИЗО–1 поступает заказ получить письмо с отказом арестованных от свидетельских показаний в адрес Тологонова, Мадылбекова, Шерниязова, Текебаева. "Положенец" Дамир Сапарбеков лично занимается переговорами с Юсуповым, угрожает ему физической ликвидацией. Затем подключается тогдашний начальник учреждения Ильмир Аллаяров. Когда и это не помогло, была совершена попытка отравления Юсупова.

Во время расследования выявлены коррупционные действия со стороны Мадылбекова в пользу небезызвестного сподвижника Максима Бакиева Алексея Ширшова. Сын Мадылбекова — Эльдияр, сотрудник транспортной прокуратуры, лично занимался переписыванием имущества Ширшова на новых подставных лиц, включая дом Ширшова, в котором стал проживать и сам председатель комитета ЖК КР по коррупции Турат Мадылбеков. Имущество переписывалось на условиях снятия всех обвинений с Ширшова.

Директор ЧОП "Амир" (предприятие принадлежало Марату Бакиеву, брату экс–президента) Нурлан Асанов после апрельских событий стал работать на Мадылбекова. Именно через него и была получена информация об объектах собственности Ширшова.

Была проверена информация о рейдерстве Мадылбекова 50-процентной доли Адины Турдубаевой, находящейся в заключении (генеральный директор "Азия Курулуш", бизнес оценивается приблизительно в 20 млн долларов). Вместе с обещанием пересмотра уголовного дела был совершён рейдерский захват бизнеса Жаныша Бакиева. В результате А. Турдубаева была осуждена на 17 лет лишения свободы. Компания была конфискована. В настоящее время Турдубаева содержится с СИЗО-1 с диагнозом "Рак внутренних органов 4-степени".

Информация представлена для принятия дальнейших решений".

Источник: газета "Майдан" № 35 от 25.09.2013 / стр. 10