Забудем ли мы о «веерах»



Экспертное мнение о будущем энергосектора страны
Ситуацию, сложившуюся в энергетике, можно назвать одним словом – кризисная. Система который год работает на пределе возможного. Аварии, перебои напряжения, лимиты потребления стали обыденностью для кыргызстанцев. Страна практически исчерпала запас мощности, заложенный при строительстве системы.
Один в поле не воин
Такое положение дел, впрочем, неудивительно. За годы независимости практически не было построено ни новых вырабатывающих предприятий, ни линий электропередач. «Камбар-Ата-2», на строительство одного агрегата (из трёх) которой было потрачено практически 300 миллионов долларов, стала головной болью. Она не сможет в достаточной мере функционировать без «Камбар-Аты-1».
– Ситуация с энергобезопасностью страны достаточно серьёзная. С каждым годом она всё более глубоко скатывается в кризисную, несмотря на то, что Кыргызстан – один из лидеров по выработке электроэнергии и потенциалу развития электроэнергетики, – заявила на круглом столе «Энергетическая безопасность Кыргызстана в контексте интеграции» руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян. – В этой связи возникает вопрос, можно ли рассматривать перспективы развития отрасли только в рамках одного государства, Центральноазиатского региона, или требуется более широкая интеграция. В любом случае, проблему можно решить, только поняв её причины, истоки и генезис.
По мнению директора Национального института стратегических исследований Мелиса Джунушалиева, не стоит исключать ни одного из способов выхода из кризиса. Вообще существует несколько блоков достижения энергобезопасности. Один из главных – технический – необходимость ремонта существующих и строительства новых ЛЭП, подстанций, вырабатывающих станций, внедрение энергосберегающих технологий. На втором месте – политический. В частности, найти способ договориться с соседями в этом вопросе. Кроме того, необходимо учитывать и проблемы экономического характера, поскольку продажа электроэнергии рассматривается как бизнес. Но в то же время обеспечение населения электроэнергией является социально значимой услугой, что не позволяет значительно увеличивать тарифы.
Мелис Джунушалиев также отметил ещё одну важную проблему – кризис в управлении системой. «Необходимо оптимистическое и эффективное управление, решение вопросов коррупции, коррупционных схем», – сказал он. В разрешении этих вопросов, по его мнению, могут оказать помощь партнёры в рамках ШОС, СНГ, ОДКБ и т.д. Кыргызстану необходимо использовать все форматы для возникновения доверительных отношений между странами.
Развенчивание мифов
В свою очередь независимый эксперт, член Инициативы прозрачности ТЭК Николай Кравцов считает, что достижение Кыргызстаном энергобезопасности – утопия.
– В первую очередь необходимо определиться, что мы вкладываем в это понятие. Самодостаточность республики в обеспечении электроэнергией, или возможность комплекса делать это бесперебойно. Вторая позиция, на мой взгляд, более объективна и правильна. И мы вторую зиму наблюдаем, что система не справляется с возрастающей нагрузкой. Она была в советское время построена с большим запасом мощности, но за годы независимости ничего не делалось для её сохранения и наращивания. Спохватились только сейчас и пытаются восстановить, но это очень непростая задача, и перспективы решения достаточно призрачны.
По его мнению, хотя у Кыргызстана есть хороший годовой баланс выработки электроэнергии, летом выходит профицит, а зимой дефицит. На реализацию проектов по строительству малых ГЭС необходимо 5-6 лет, но они также будут сезонными, и дефицит электроэнергии в зимнее время сохранится. Отсутствие же электроэнергии, введение лимитов тормозит и развитие экономики.
– Строительство ЛЭП «Датка-Кемин» повысит устойчивость, но тоже не решит проблемы энергобезопасности страны, поскольку это транспортировка, а не выработка дополнительной электроэнергии. Улучшит ситуацию строительство «Камбар-Аты-1». Но это масштабный проект, на который потребуется не менее 10 лет.



По мнению эксперта, Кыргызстан уже давно не является лидером в Центральной Азии по выработке электроэнергии. Пальму первенства держит Казахстан, который за последние годы реализовал немало энергетических проектов, обеспечив свою энергобезопасность. После строительства Рангунской ГЭС Таджикистан значительно вырвется вперёд.
– В решении вопроса обеспечения энергобезопасности нам не обойтись без соседей, как и им без нас. Советские инженеры при проектировании учитывали потенциал стран и региона, в результате получилась система, в которой каждая из сторон поддерживала другую. Например, тепловые станции Казахстана, Туркменистана, Узбекистана базируются на месторождениях газа, угля, у Кыргызстана же высокий уровень гидроресурсов. Тепловым станциям нужно время, чтобы повысить или снизить выработку энергии, гидроэлектростанции в этом направлении гораздо маневрённей. Чтобы «раскочегарить» котлы, нужно несколько суток, а запустить на максимум турбины – несколько часов, – сказал он.
Разруха в головах
О кризисе управления системой говорил и независимый эксперт по энергетике Расул Умбеталиев.
– Ранее у нас было семейно-клановое правление, а сейчас партийное. Именно партии сегодня определяют, кому быть министром, не учитывая при этом, является ли он профессионалом в отрасли. И когда руководителем энергокомпанией назначается зоотехник – это абсурд, – считает он. – Премьер-министр дважды давал задание рассмотреть вопрос соответствия занимаемой должности руководителя «Северэлектро», но Фонд госуправления, владеющий пакетом акций, спускал это в Минпром, а тот в свою очередь поручал это совету директоров. В итоге вопрос так и не решается.
По мнению Расула Умбеталиева, большой ошибкой было разделение когда-то единого сектора на три части: генерирующую, транспортирующую и реализующую электроэнергию. Это было сделано с одной целью – дать возможность приватизировать сектор «нужным людям». Сегодня необходимо перейти на прямое управление сектором, создать единое регулирование топливно-энергетическим комплексом при правительстве. Это позволит выйти из управленческого кризиса управления.
Эксперт согласился с коллегами, что необходимо разрешать вопросы собственной энергобезопасности с учётом мнения соседей. В то же время пункт о строительстве новых гидроэлектростанций уже заложен в стратегию развития страны. Расул Умбеталиев уверен, что при реализации этих проектов Кыргызстан получит прорыв на рынки Центральной Азии и Китая.
Сохранить
запасы воды
Его коллега, директор Центра перспективных исследований Кыргызстана Сергей Масаулов считает, что об энергетической безопасности можно говорить только как о единой системе, с ориентацией на интеграцию. Всё остальное – от лукавого. Поскольку невозможно не учитывать водных интересов всех центрально-азиатских стран.
Он обозначил ещё одну важную проблему, о которой мало говорят в контексте достижения энергобезопасности – уменьшение площади ледников, которые и являются основными источниками воды.
– В советское время заснеженные вершины занимали площадь в 8200 кв.км. В 2010 году – 1454. И Кыргызстан должен быть заинтересован в их сохранении. Эксперты-водники прогнозируют в будущем дефицит воды. По их прогнозам, сток уменьшится с 47 тысяч кубометров до 32, а при пессимистичном варианте – до 24 тысяч кубов, – отметил он.
Кроме того, все страны, находящиеся ниже по течению, утверждают, что Кыргызстан должен выстраивать свою энергетическую стратегию так, чтобы им поступало достаточно воды в вегетационный период. Поэтому нам не избежать серьёзных дискуссий с соседями, причём у нас должны быть веские аргументы.
Мария ОРЛОВА


Комментарии (1)