Предатель номер один



Предатель номер один«Отравление Сергея Скрипаля в Солсбери вынудило усилить меры безопасности вокруг Гордиевского в «доме на невзрачной улице в английском пригороде», где он живёт под круглосуточным наблюдением», – пишет британская газета The Times.
Отчего дрожит от страха старый Иуда? Почему до сих пор не приведён в исполнение заочный смертный приговор главному предателю? На эти и другие вопросы обозреватель «АН» попросил ответить ветерана российских спецслужб полковника в отставке Николая Сергеевича ЗАХАРОВА.

Он должен быть на месте Скрипаля

В гости к старому разведчику ведущий рубрики «Мир шпионажа» пришёл не с пустыми руками. В электронном досье, что хранится в моём макбуке, появились свежие сообщения. Их я и попросил прокомментировать Николая Сергеевича:

– Журналист TheTimes Дэвид Сандерсон пишет: «Андрей Луговой, русский, которого подозревают в убийстве Александра Литвиненко, как-то сказал: «Если бы нам нужно было кого-то убить, это был бы Гордиевский».

– Не знаю, произносил ли эту фразу публично нынешний депутат Госдумы из фракции ЛДПР, – усмехнулся полковник Захаров. – Ведь после убийства Степана Бандеры наша разведка «мокрыми делами» не занимается.

– Тогда зачем Олега Гордиевского приговорили к смертной казни? Вы читали его мемуары «Следующая остановка – расстрел»?

– Из любопытства одолел этот опус, зачем-то изданный в России, – признался ветеран. – Там столько лжи и выдумок, обеляющих предателя номер один.

– А где же узнать правду? – не отставал журналист. – Ведь материалы расследования предательства Олега Гордиевского до сих пор находятся под грифом «Совершенно секретно».

Захаров молча пожал плечами, потом начал рассказывать. Оказывается, после бегства из СССР в Москве против Гордиевского было заведено уголовное дело по статье 64 УК РСФСР (измена Родине), предусматривавшей смертную казнь через[end_short_text] расстрел. 14 ноября 1985 года он был заочно приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. Этот приговор не был отменён и после прекращения существования СССР в 1991 году.

Правда, конфискация имущества была отменена ещё в 1989 году по просьбе жены Гордиевского Лейлы Алиевой, которая после его побега осталась в Москве вместе с двумя их дочерьми. Согласно утверждениям Лейлы, она никогда ничего не знала о том, что её муж является двойным агентом. Оказавшись в Великобритании, Гордиевский начал добиваться, чтобы его семья получила право на воссоединение с ним, однако советские власти категорически в этом отказывали. Жена и дочери Гордиевского выехали из СССР в сентябре 1991 года, однако, воссоединившись с ним в Лондоне, долго вместе не прожили. Лейла инициировала бракоразводный процесс и ушла от него, забрав детей.

– Таких иуд чураются даже родные, – сделал вывод Николай Сергеевич. – Как видим из «дела Скрипалей», жить с предателями бок о бок смертельно опасно.





Любимчик Горбачёва и Рейгана

Ведущий рубрики «Мир шпионажа» попросил полковника Захарова рассказать о работе предателя номер один на британскую разведку.

– Правда ли, что двойной агент Олег Гордиевский сыграл основную роль в предотвращении ядерного Армагеддона 1980-х? – спросил своего собеседника журналист. – Говорят, она раскрывается в книге «Шпион и предатель», основанной во многом на секретных документах и интервью с сотрудниками MI-6.

– Эту точку зрения навязывает читателям автор книги Бен Макинтайр, – заметил Захаров. – Он считает, что Гордиевский оказался в пантеоне лучших шпионов во многом благодаря разведданным, которые он передавал на Запад во время учений в ноябре 1983 года. Тогда, мол, как и в Карибский кризис, мир стоял на грани ядерной катастрофы.

– Расскажите, об этом малоизвестном случае, пожалуйста, подробнее, – попросил обозреватель «АН».

Николай Сергеевич тут же откликнулся и стал комментировать сообщение о выходе очередного бестселлера на шпионскую тему. Как утверждает автор книги «Шпион и предатель» Бен Макинтайр, целью учений Able Archer с участием около 40 тысяч военных НАТО в Западной Европе была симуляция конфликта, доходящего до ядерного нападения. Они проходили на фоне растущей напряжённости между сверхдержавами.

«К этому добавлялась паранойя советского лидера Юрия Андропова», – говорится в книге. На посту главы КГБ Андропов был убеждён в том, что США планируют нанести удар первыми, и приказал всем резидентурам КГБ искать признаки этого.

«В коммюнике, которые Гордиевский передавал в MI-6, приводилось около 20 признаков того, что Запад готовится к конфликту, начиная с того, что в правительственных зданиях зажигают дополнительное освещение, и заканчивая забиванием большего количества скота и увеличением запасов крови», – отмечается автором.

MI-6 поделилась полученными от Гордиевского сведениями с США. «Андропов не шутил, когда утверждал, что США планируют развязать ядерную войну, и британцы это знали благодаря русскому шпиону. Америке следовало сообщить, что страхи Кремля, пусть и основанные на незнании и паранойе, были искренними», – пишет Макинтайр в своей книге.

«11 ноября учения Able Archer были свёрнуты раньше срока, стороны медленно опустили свои пушки, и ужасающая конфронтация, ненужная и незамеченная широкой публикой, подошла к концу», – говорится в книге. Поворотной точкой стали сведения Гордиевского, передававшиеся уже напрямую президенту США. В одном из документов ЦРУ говорилось, что предостережения Гордиевского стали для Рейгана «прозрением» и «своевременное предупреждение Вашингтона через MI-6 не позволило всему зайти слишком далеко». Позже перебежчик встретился с американским президентом и даже стал его любимчиком.




– Словом, как и Пеньковского, Гордиевского на Западе пытаются сделать этаким спасителем мира, – с иронией сказал полковник Захаров. – Но как они ни пытаются отмыть клеймо Иуды, чёрного кобеля не отмоешь добела.

– Какой урон нанёс предатель номер один нашей разведке?

– Огромный! – воскликнул ветеран российских спецслужб. – Он, будучи исполняющим обязанности резидента советской разведки в Лондоне, отдавал англичанам всю переписку, поступавшую из Центра, а там были циркуляры, шедшие по всем нашим резидентурам и дававшие представление о всей работе разведки Советского Союза.

– Говорят, что Гордиевский был любимчиком не только Рейгана, но и Горбачёва? – продолжал расспросы журналист.

– Да, во время официального визита в Великобританию Михаила Горбачёва в декабре 1984 года Гордиевский помогал ему и Раисе делать тайные дорогостоящие покупки в лондонских магазинах. Тогда он произвёл на чету Горбачёвых весьма благоприятное впечатление. Следствием этого стало назначение Гордиевского уже в январе 1985 года исполняющим обязанности резидента с перспективой утвердиться в этой должности, – подтвердил информацию старый разведчик. – Как видим: рыбак рыбака видит издалека…





Вонючий побег, или Операция «Пимлико»

Полковник Захаров продолжил свой рассказ. По его словам, сдал Гордиевского тоже «крот» – двойной агент. В марте 1985 года в США был завербован КГБ высокопоставленный сотрудник ЦРУ Олдрич Эймс. Он передал на Лубянку список всех известных ему шпионов и агентов ЦРУ в советских спецслужбах, а также сообщил сведения, которые могли помочь им разо-
блачить двойных агентов, работавших на английскую разведку.

В их числе первым значилось имя Олега Гордиевского. Поэтому под предлогом последних консультаций перед утверждением в должности резидента он был вызван в Москву. 19 мая 1985 года Гордиевский прилетел из Лондона, однако вместо консультаций и приказа о вступлении в должность попал под неофициальное следствие.

По утверждению самого Гордиевского, 27 мая его отвезли в загородный дом КГБ, где допрашивали около пяти часов с использованием каких-то психотропных препаратов, подавляющих волю и развязывающих язык. Однако он категорически отрицал все предъявляемые ему обвинения. После этого ему было объявлено, что о дальнейшей его работе в Великобритании не может быть и речи и что он поступает в распоряжение отдела кадров ПГУ КГБ, после чего получит новое назначение внутри СССР.

Проведя месяц в ведомственном санатории КГБ, где за ним было установлено постоянное негласное наблюдение, Гордиевский вернулся в Москву. Понимая, что полное его разоблачение как двойного агента является лишь делом времени, он принял решение бежать из СССР. План его нелегального вывоза был разработан британской разведкой заранее и 19 июля 1985 года – после получения от Гордиевского условного сигнала – начал осуществляться.

В рамках операции «Пимлико» Гордиевский сначала должен был суметь оповестить агентов MI-6 в Москве о том, что ему нужно бежать, затем самостоятельно добраться до места встречи в 26 милях от финской границы, всё время скрываясь от слежки КГБ. «Там на придорожной площадке, отмеченной большим камнем, он должен был спрятаться в канаве и ждать агентов MI-6, которые спрячут его в багажнике своей машины и попытаются пересечь хорошо охраняемую границу с Финляндией», – рассказывается в книге.

В июле 1985 года Гордиевский подал сигнал о том, что у него проблемы, и добрался до границы. Глава резидентуры MI-6 в Москве (в книге ему дан псевдоним Виконт Рой Аскот) отправился к месту сбора. С ним в машине Saab были его жена Кэролайн и 15-месячная дочь Флоренс, а в ещё одной машине находился его заместитель Артур Ги с женой Рейчел.

Машины, в багажнике одной из которых был Гордиевский, подъехали к границе. Им предстояло пересечь три советских и два финских КПП. Когда советские пограничники проверяли документы британских дипломатов, к машине подошла собака-ищейка, высунув язык и натягивая поводок.

Жена одного из дипломатов достала чипсы Golden Wonder с сыром и луком. Она предложила чипсы, имевшие «самый характерный запах», своему попутчику и немецкой овчарке. «Та их проглотила, прежде чем неулыбчивый хозяин её отдёрнул», – пишет в своей книге Макинтайр.

«Затем другая собака-ищейка начала обнюхивать багажник машины. Жена другого дипломата «достала оружие, которое никогда ранее не использовалось во время холодной войны или какой-либо другой». Она положила свою маленькую дочь на багажник машины «прямо над спрятанным там шпионом и принялась менять подгузник, только что очень вовремя испачканный ребёнком». Грязный вонючий подгузник был брошен на землю рядом с овчаркой, которая, по словам одного из свидетелей, «своевременно ретировалась, обидевшись». Обе машины успешно пересекли границу и встретились с ещё одной командой MI-6 для следующей стадии побега.

– Вот так вонючий детский подгузник спас предателя номер один от ареста, – закончил свой рассказ полковник Захаров.