Я хотел быть министром обороны!



Я хотел быть министром обороны!Скандал на спектакле в Самаре вновь подогрел интерес к Михаилу ЕФРЕМОВУ. Однако разговаривать с актёром о его слабостях бессмысленно. Ну такой он человек, весь в гениального отца! Куда интереснее поразмышлять с Михаилом Олеговичем об искусстве. Тем более в творчестве он многолик, разнообразен и всеяден. Может сыграть и Льва Толстого в лёгкой комедии «Ржевский против Наполеона», и банкира в крутом боевике «Антикиллер», попа-расстригу в сатирической картине «День выборов», и знаменитого режиссёра в ностальгической мелодраме «Оттепель», и генерала в космическом сериале «Команда Б». У Михаила Ефремова около 200 ролей в кино – попробуй такого догони!


– МИХАИЛ, а в мюзикле ещё не пробовали сыграть?

– Мюзиклы обожаю. Вот осенью был в Московском театре мюзикла под руководством Михаила Швыдкого. Смотрели с женой и детьми «Принцессу цирка». Шикарная постановка! В ней режиссёры и продюсеры осуществили давнюю мечту композитора Имре Кальмана – совместить на одной сцене цирковое искусство и драматический театр. Классно вышло! Жаль, старик Кальман не дожил до этого знаменательного события. Зато на премьере «Принцессы» присутствовала его дочь Ивонн Кальман… Кстати, любовь к мюзиклам у меня ещё с детства. Мой дед Борис Александрович Покровский, великий театральный режиссёр, когда-то привёз из Америки пластинку с мюзиклом Hair. «Волосы» – по-нашему. Сюжет там такой. 1960-е годы. Самый разгар движения «хиппи». В одну из компаний «детей цветов» попадает молодой парень Клод. И там, в Нью-Йорке, он влюбляется в богатую девушку Шэйлу. У него есть всего одна ночь, чтобы добиться взаимности… Я слушал «Волосы» в детстве почти каждый вечер, тут поневоле запомнишь всё слово в слово. Сам же никогда в мюзиклах не участвовал. Это всё-таки очень технологичная вещь. Конечно, драматические актёры тоже играют в мюзиклах – например Гоша Куценко, Дима Певцов. Но у них-то слух есть. А у меня скорее нет, чем да.

– Вы на себя наговариваете! Вы же иногда поёте со сцены. А уж как музыкально декламируете стихи!

– Это другое дело. Дилетантство. Я вон в фильме «Кошечка» режиссёра Григория Константинопольского сыграл стареющую балерину. Я даже знаю, как трудно и больно стоять на пуантах. Но это не значит, что я могу реально сделать фуэте тридцать раз. Кстати, Борис Александрович Покровский был ещё главным режиссёром Большого театра. И мы зимой на каникулах отдыхали в доме отдыха Большого в Серебряном Бору. Как сейчас стоит перед глазами картинка: великий Марис Эдуардович Лиепа наматывает десятикилометровые круги по утрам. Я знаю, какой это огромный труд – балет!




– Значит, в мюзиклах мы Михаила Олеговича Ефремова категорически не увидим?

– Пока, наверное, нет. Я мно- гое могу, но надо делать всё высококлассно. У меня есть какой-то слух, но профессионально я не пою. Вот отец – Олег Николаевич Ефремов иногда неплохо пел в фильмах. Например, в картине Ролана Быкова «Айболит-66». Правда, его там долго уговаривали, но Олег Николаевич всё-таки согласился. А мне медведь на ухо наступил. Отец любил мне что-то мурлыкать перед сном. Я же своим детям колыбельные не пою. Без них они быстрее засыпают.

– Михаил, а вообще какой вы отец? Ваш сын Никита, известный молодой актёр, хвалит вас за то, что вы делаете ему толковые замечания по работе…

– Просто стараюсь всегда делать замечания по существу. Не цепляюсь по мелочам: Никита, тут встань левее, а тут правее, а тут подай голос как можно громче. Я задаю Никите наводящие вопросы, а потом без всякого назидания говорю: ты подумай над таким-то движением или вот над этой фразой. Никита начинает думать, и у него что-то автоматически меняется в той или иной роли.

– А с Олегом Николаевичем Ефремовым Никита в детстве много общался?

– Нет, отец умер, когда Никите было 12 лет, и сын жил тогда совсем другими интересами. Конечно, они встречались, но вот таким «дедушкой-дедусей» Олег Николаевич для него никогда не был. К сожалению. Великий режиссёр и актёр Олег Ефремов посвятил всю свою жизнь театру, искусству, и я очень этому рад. Хотя сейчас мне и Никите его не хватает. Мы бы задали ему много вопросов по творчеству, про театр, про игру актёра. Но так и не успели спросить. Помню, 24 мая 2000 года, перед самой его смертью, мы все к нему приходили. Сфотографировались, и фотографии не получились, плёнка почему-то засветилась. А потом были похороны…

– Михаил, сейчас один за другим вышли фильмы на космическую тематику: «Время первых», «Салют-7». И вот только что – сериал «Команда Б», где вы играете генерала Фёдора Брусницына, главу космической программы. И вас в космос потянуло?

– Ну, те фильмы, которые вы назвали, серьёзные, с реальными прототипами, звёздными именами. У нас же комедийный сериал… Помню, в моей юности все мечтали стать космонавтами. Кроме меня. Я хотел быть министром обороны, как Гречко, чтобы запустить в космос всех своих друзей! А если серьёзно, полёт в космос – очень тяжёлая, ответственная, сложная работа. Она никак не похожа на занимательное приключение, о котором грезят юнцы. Вообще космонавты – такие же здоровые циники, как и врачи. Скрывать не буду, здоровый цинизм присущ и вашему покорному слуге.