Платить позволяется



Платить позволяетсяСбор денег с родителей школьников носит массовый характер, и есть несколько его видов: на общест­венный фонд при попечительском совете, на ремонт, в фонд класса и другие. На какие статьи расходов государство выделяет деньги, какие бывают внебюджетные источники, на какие нужды школы не хватает средств, законны ли виды сборов в школах и есть ли вообще необходимость в сборе денег с родителей — проанализировали в Общественном объединении «Булан институт инноваций по укреплению мира».

Объединение презентовало доклад «Бюджетное и внебюджетное финансирование школ: сборы денег с родителей — необходимость или коррупция?»
В 98% школ Бишкека имеются свои попечительские советы, при них созданы общественные фонды, которые прошли регистрацию в Министерстве юстиции и открыли счёт в банке. Хотя и говорят, что эти общественные фонды созданы по инициативе самих родителей и управляют ими только родители, на деле влияние на их деятельность директоров школ остаётся сильным. Бывают случаи, когда учителя школ ругают детей, которые не приносят требуемых денег, и даже унижают их перед одноклассниками. Большинство родителей, которые дали интервью «Булан институт», признались, что отдают деньги в попечительские советы вовсе не добровольно, а вынужденно — по требованию учителей.

— Большинство опрошенных директоров школ в интервью говорят, что поскольку государство не выделяет достаточно средств на надлежащее содержание школ, учебные заведения вынуждены обращаться за помощью к родителям учеников. При этом, по факту, на плечи родителей ложатся ощутимые расходы: расходы на санитарные нужды, ремонтные работы, содержание территории, строительство заборов, укладка кровли и ряд других нужд, требующих немалых затрат, — отмечается в докладе.

В документе проанализированы разные виды сборов и их законность. Так, законодательством разрешено взимание платы за дополнительные образовательные услуги. При этом поступившие от дополнительного образования средства распределяются следующим образом: учителям 70%, а остальные 30% администрация школы должна направить на улучшение учебного процесса.

Второй вид «легального» сбора денег в школах — через попечительские советы. Обычно в управляющий состав попечительского совета входят около десяти родителей, чьи дети учатся в этой школе, а другие родители, написав заявления, становятся его членами, затем они перечисляют средства для развития школы. В школах Бишкека каждый ученик ежемесячно платит от 300 до 500 сомов, таким образом получается, что родители за один учебный год отдают школе от 3000 до 5500 сомов.

Создание в школах попечительских советов и их деятельность регулируется ст. 43 Закона КР «Об образовании». Такие организации могут «на добровольной основе привлекать финансовые и иные материальные средства, формируемые из добровольных взносов и пожертвований от физических и юридических лиц. Кроме того, для развития материально-технической базы образовательного учреждения и обеспечения полноценной деятельности они должны заниматься поиском внешних источников, привлекать доноров и меценатов».




Ещё одно важное обстоятельство, которое также закреплено в этом законе, гласит, что работники образовательной организации (руководитель, педагогические работники и другие) не вправе требовать с учащихся и их родителей (законных представителей) оказания финансовой и иной материальной помощи для их учреждения. Другими словами, попечительские советы по закону не могут заставлять родителей платить деньги. Каждый родитель вправе по своему желанию и в зависимости от своих возможностей выделять средства.

В докладе также отмечается, что общественные фонды — не продукт сегодняшнего дня. Они начали формироваться ещё 20 лет назад. В первые годы независимости такие фонды буквально спасли школы от тяжёлого кризиса, помогли удержать учителей.

Вид третий. Классная копилка. В докладе отмечено, что каждый классный руководитель по своему желанию определяет сумму взноса, за год получается от 600 до 1,5 тысяч сомов. Это незаконно. Нет ни одного закона, который позволяет собирать деньги в фонд класса.

Следующий вид — взимание вступительных взносов. Это, говорят в организации, чистой воды коррупция.

— Это противозаконное явление, и руководство школы, взявшее деньги, должно понести наказание. Такое явление особенно распространено в больших городах: Бишкек, Ош. В соцсетях можно встретить признания некоторых родителей в том, что за определение детей в школу просят от 10 тысяч сомов до 1000 долларов взноса. Министерство образования и Бишкекское городское управление образования ежегодно издают приказ, запрещающий это явление. Но директора эти средства документируют в виде добровольно переданных или как спонсорскую помощь. На самом деле некоторые директора школ вынуждают, требуют сдать вступительный взнос, тем самым открывают путь к коррупционным деяниям, — отмечается в докладе.

Ещё один вид сборов — на ремонт. Деньги из республиканского бюджета в школы поступают в двух разных формах: или на капитальный ремонт, или на текущий ремонт к началу учебного года. На капитальный ремонт требуется больше средств. Поэтому в зависимости от обстоятельств такие средства предус­матриваются только для отобранных школ. А для закупки строительных материалов, необходимых для подготовки школы к новому учебному году (краска, извёстка, замена окон, стёкол, в некоторых случаях линолеум), директору школы приходится писать письма-просьбы к местным органам власти, чтобы они внесли это в титульный лист, или обращаться к родителям.

По словам члена Общественного совета Министерства образования Алмаза Тажыбая, есть пробелы в законах, и директора школ, используя их, заставляют родителей сдавать деньги.

— Нужно убрать нормы и другие правила, которые служат основой для сбора денег. Вот тогда появится возможность поставить заслон коррупции. Столько лет школы самостоятельно изыскивают средства, собирают с родителей деньги. Это открывает путь к коррупционным схемам. И государство привыкло к такому положению вещей. Пора прекратить вешать груз школьных проблем на плечи родителей, государство должно взять полностью на себя вопросы обеспечения школ, — цитируют в докладе Алмаза Тажыбая.

Мария ОРЛОВА