Подставное лицо



Подставное лицоТо, что предприниматели в Кыргызстане сегодня защищены больше, чем потребители, — неоспоримый факт. Проверять их лишний раз контролирующие структуры не могут, добровольным плательщикам налогов — преференции, законы по защите бизнеса принимаются в парламенте без проблем, благо большинство народных избранников и сами имеют долю в том или ином бизнесе. Что же мы имеем в итоге?

Если брать общие потери от финансовых афёр и неуплаты налогов, то ущерб от них только за прошлый год составлял больше 70 млрд сомов.
На днях Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями Кыргызстана предупредила о мошенничестве. Некая фирма, занимающаяся завозом товаров, придумала прямо-таки гениальную схему ухода от налогообложения.

Для этого потребовалось лишь найти небольшую и желательно не работающую фирму, но зарегистрированную в налоговых органах. Пообещав хозяину небольшое финансовое вознаграждение, аферисты уговорили его разрешить оформить сопроводительные документы на груз, следующий из-за рубежа, на его фирму и по его паспорту. Ничего не подозревающий горе-предприниматель обрадовался такому «продвижению его бизнеса» и махом подписал необходимые бумаги.

Первая поставка прошла без сучка и задоринки. Потом были вторая, третья. Словом, бизнес развивался, вот только налоговые отчёты сдавались нулевые, словно фирма не осуществляла никакой предпринимательской деятельности.

Афёры вскрыли сотрудники Октябрьской налоговой инспекции. Они заподозрили неладное, когда по базам данных о поставках товаров оказалось, что компания, которая вроде как не ведёт никакой экономической деятельности, на деле ворочает миллионами сомов. Нагрянули с проверкой, и тут вскрылась вся преступная цепочка.

Только поставщики груза словно испарились. Сменили телефоны, а по пас­портным данным найти их не смогли даже всемогущие сотрудники финансовой полиции.




Пришлось бизнесмену отдуваться одному. Согласно акту налоговой проверки, сумма начисленных ему налогов составила почти девять миллионов сомов. Мало того, суд санкционировал его арест.

По всей вероятности, вышеописанное явление распространено в Кыргызстане, раз так настойчиво об этом пре­дупреждают налоговые службы. Не меньше проблем фискалам доставляют и лжефирмы. Тут как ни боролись в рес­публике с этим явлением, меньше его к сожалению, не становится.

Государственной налоговой службой (ГНС) было отмечено, что процент теневого бизнеса в стране неумолимо рас­тёт и уже перевалил за отметку в 60% к ВВП. Действующих на сегодня мер борьбы с лжепредпринимательством и утаиванием обязательных платежей в бюджет оказалось явно недостаточно. И тем не менее на каждом углу у нас кричат о защите прав предпринимателей.

Например, как утверждают в Ассоциации молодых предпринимателей Кыргызстана, многие бизнесмены уклоняются от налогообложения, уходя в теневой бизнес. Это объясняется непомерно высокими налогами в республике. После уплаты всех платежей предприятия становятся убыточными. Правительство страны, пытавшееся сократить существующий дефицит бюджета за счёт высоких налогов, отныне приступило к легализации теневой экономики. Однако местные наблюдатели считают, что для выхода предпринимателей из теневого бизнеса этого недостаточно. Необходимо создать щадящее налоговое законодательство, искоренить вымогательство и коррупцию налоговых служб, а также сократить ввоз контрабандных товаров.

Кстати сказать, пару лет назад правительство страны принимало решение о создании государственной комиссии по разработке программы интеграции теневой экономики в сферу легальных экономических отношений. Однако сегодня ясно, что работа этого органа особых результатов не принесла.

Максат Чынгыз уулу